Провальные итоги первого полугодия или бюджетный геноцид


Провальные итоги первого полугодия или бюджетный геноцид

На днях Росстат подвёл экономические итоги первого полугодия. При стабильно высоких ценах на нефть темпы роста ВВП России рухнули в 3 раза за календарный год – с 4,5% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в январе-июне 2013г. Это заметно хуже не только 3,6%, заложенных в бюджете, но и 2,4%, которые считались негативным сценарием ещё 3 месяца назад.

q879

Усиливается и деградация структуры экономики — растут исключительно спекулятивные секторы: финансовые операции выросли на 12,4%, а посреднические операции на рынке недвижимости – на 5,7%. При этом в строительстве спад добавленной стоимости превысил 2,2%, в добыче сырья – 1,9%, в производстве электроэнергии, газа и воды сокращение выпуска на 1,2%.

В обрабатывающей промышленности нулевая динамика – коматозно-депрессивное состояние, когда спада ещё нет, но рост сошёл на нет в силу дорогих кредитов, коррупции, отсутствия государственной поддержки, усилившегося в рамках ВТО наплыва импорта, а также скачкообразного роста цен на ГСМ, топливо, электроэнергию, газ, воду и грузовые перевозки. Это «привет» из кризисного 2008-2009 гг. Рост в системе здравоохранения на 4,5% и в предоставлении социальных услуг на 6% — это рост сквозь слёзы: закономерный результат приватизации бюджетной сферы и коммерциализации базовых социальных услуг, которые становятся непозволительной роскошью для подавляющей части населения.

Экономические итоги – откровенно провальные и худшие за последние 4,5 года. С такими темпами и примитивным «торгашеским» качеством роста экономики невозможно не только обеспечить исполнение майских указов президента и профинансировать модернизацию, но даже элементарно обеспечить социальную стабильность в обществе.

Хуже всего то, что впереди Россию ждёт по-гайдаровски антисоциальное урезание бюджетных расходов на социальную политику, экономику и инфраструктуру в «лучших» традициях 1990-х годов. Президент Путин уже объявил, что экономика затухает и денег нет на дополнительные социальные обязательства, а Минфин и Минэкономики в начале сентября заявили, что денег не хватает даже на финансирование майских указов президента, которые потребовали дополнительные 2-2,2 трлн. рублей. Вместо этого уже к 2015 г. бюджет может не досчитаться 2 трлн. рублей из-за сильнейшего с 2009 г. спада производственной и инвестиционной активности.

Одновременно Минфин дал понять, что Россию ждёт масштабный секвестр, которого граждане не видели с 1996-1997 гг. – предложено сократить расходы практически на все статьи бюджета на 5%. Если раньше в Правительстве предлагали пресловутый «бюджетный манёвр», который подразумевал приоритетное финансирование «майских указов» президента за счёт урезания расходов на не попавшие в список статьи, то теперь под удар рискуют попасть в том числе и предвыборные обещания президента.

Впереди Россию ждут тяжёлые времена – антисоциальный и антимодернизационный вектор на сокращение социальных расходов, консервирующий техническую отсталость российской экономики, сырьевую зависимость и деградацию наукоёмких производств, будет продолжен. Приватизация ЖКХ, либерализация рынка электроэнергии, монетизация льгот, рост платности социальных услуг, приватизация бюджетной сферы – только начало пути в перекладывании ответственности с федерального центра на плечи рядовых граждан и хронически дефицитные региональные субъекты.

Притом, что в России практически все бюджетные статьи финансируются в 2,5-3 раза хуже, чем в экономически развитых странах (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и т.д.), и в 2 раза хуже, чем в новых индустриальных странах и конкурентах по группе БРИКС. В РФ на национальную экономику выделяется всего лишь 5,23% ВВП, на ЖКХ – 1,72%, на образование и науку – 4,1%, на здравоохранение – 4,3%. О какой модернизации может идти речь в ситуации, когда страна сидит на сухом пайке?! Это нонсенс! При столь масштабном недофинансировании человеческого капитала, инфраструктуры и производительного капитала можно смело забыть о слезании с «нефтяной иглы» — сырьевое проклятие непреодолимо до тех пор, пока государство искусственно изымает деньги из экономики и вывозит их за рубеж к стратегическим конкурентам. Именно по этой причине в России ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса в 2,5-3 раза превышают ставку рентабельности в несырьевой промышленности – 20-25% против 8-9% соответственно. В рамках проводимой политики «кудриномики» цели президента, к сожалению, становятся недостижимой «маниловщиной».

Секвестр в духе 90-х годов затевается в ситуации, когда государство не знает, куда деть деньги — в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния без дела лежит свыше 5,7 трлн. рублей. Эти средства изъяты из российской экономики как якобы «незаработанные» и инфляционные. Хотя не понятно, чем лучше иностранные кредиты и займы или спекулятивные капиталы, которые зазывают в Россию чиновники. Ещё 670 млрд. рублей размещены Минфином на депозитах в коммерческих банках. При желании Минфин мог бы полгода вообще не собирать никаких налогов и в полном объёме финансировать все имеющиеся обязательства.

При этом на фоне сильнейшего за последние 4 года спада производственной, инвестиционной и потребительской активности буквально на глазах рассыпается исполнение бюджета на 2013 г. С формально-бюрократической точки зрения поводов для беспокойства нет — по итогам января-июля 2013 г. зафиксирован профицит федерального бюджета России в размере 236,6 млрд. рублей (первичный профицит свыше 437,9 млрд. рублей). Однако поводов для оптимизма как никогда мало – излишек в размере 1,2% ВВП сформировался на фоне целенаправленного и осознанного отказа Минфина от выделения средств на финансирование национальной экономики, наукоёмких производств, ЖКХ, модернизации инфраструктуры, образования, науки, здравоохранения и т.д.

Минфин искусственно затягивает перечисление бюджетных ресурсов – по итогам семи месяцев 2013 г. доходная ведомость федерального бюджета исполнена на 57%, тогда как расходная часть лишь на 53%. Именно благодарю срыву исполнения бюджета Правительство и отчитывается о дутом профиците бюджета. На самом деле к концу текущего года исполнение расходов и доходов выровняется и в федеральном бюджете образуется дыра в размере более 450-500 млрд. рублей.

Складывается такое ощущение, что чиновники и рядовые россияне, чьи интересы они призваны блюсти и отстаивать, живут в совершенно разных мирах — это параллельные и не пересекающиеся реальности. Социально-имущественная пропасть между ними растёт, усиливая недовольство властями. Правительство призывает отменить исполнение части «майских» указов президента Путина и заморозить повышение пенсий и заработных плат в бюджетной сфере. При этом сами не спешат «затягивать пояса» и «жить по средствам», как призывают простых граждан.

В первой половине 2013г. в администрации президента зарплаты были повышены на 66,5% по сравнению с тем же периодом годом ранее. По официальным материалах Росстата, средняя зарплата в администрации президента составляет 171,3 тысячи рублей. Зарплаты в аппарате правительства поднялись на 50,8% до 167,4 тысячи рублей. И это притом, что даже по официальным оценкам Росстата средняя заработная плата в России не превышает 28,7 тыс. рублей, а размер пенсии менее 10 тыс. рублей. Хуже того, 73% россиян не получают и эту зарплату — их доходы менее 25 тыс. рублей в месяц — в 5-6 раз ниже, чем в высших эшелонах власти. В сельском хозяйстве средние зарплаты менее 14,5 тыс. рублей, в текстильной промышленности — 12,7 тыс., в деревообработке — 16 тыс., в системе образования — 22,7 тыс., в здравоохранении — 22,8 тыс., в системе социального обслуживания населения — 23,2 тыс. рублей. Однако сложно обвинить чиновников в избыточно высоком уровне производительности труда и эффективности их работы.

Да, руководство страны в силу политической целесообразности предпочитает говорить, что в России не будет проводиться секвестр бюджета, а будет лишь целевое сокращение расходов по некоторым направлениям социально-экономического развития. Точно также высокопставленные чиновники предпочитают избегать термина «кризис» и заявляют, что в России рецессии нет и не предвидится, а имеет место лишь снижение темпов роста. Однако это словесные манипуляции и словоблудие – урезание бюджетных расходов именуется секвестром, а последовательное и нарастающее снижение темпов роста экономики именуется рецессией. Если в Минфине предлагают урезать расходы практически по всем бюджетным статьям и признают, что не могут, а точнее не хотят финансировать «майские указы», то это и есть по существу секвестр, как его ни называй. Если в России темпы роста ВВП упали с 3% и 2,1% в последних двух кварталах 2012г. до 1,6 и 1,2% в первых двух кварталах текущего года, то это рецессия.

Хуже того, наряду с сильнейшим а последние 4,5 года спада в производственном секторе и инвестициях, последовал невиданный с 2009г. обвал рентабельности отечественной экономики – прибыли российских промышленных и торговых предприятий валятся буквально на глазах. Только по итогам первого полугодия 2013г. сальдированный финансовый результат (т.е. чистая прибыль) российских компаний сократился на 22,9%! И это на фоне снижения на 4,8% годом ранее. В результате чего доля убыточных предприятий выросла с 31 до 32,3%. А в обрабатывающей промышленности и на транспорте до 31 и 43,1% соответственно. Хуже всего обстоят дела за пределами экспортоориентированных добывающих производств, спекулятивной и торгово-посреднической деятельности – в сельском хозяйстве прибыли упали на 38,7%, в рыболовстве и рыбоводстве – на 31,3%, в обрабатывающей промышленности – на 28,5%, в строительстве – на 50,9%, в оптово-розничной торговле – на 26,7%, а на рынке недвижимости, который страдает от снижения уровня жизни россиян и избыточной закредитованности, спад достигает 43%.

Судя по всему, рост конкуренции с иностранными производителями в силу присоединения к ВТО в неподготовленном виде и на кабальных условиях, вкупе с безудержным ростом цен на топливо и ГСМ, удорожанием газа, электроэнергии, газа, воды, отопления и грузовых перевозок, высокими коррупционными поборами и административными барьерами, а также непозволительно высокими ставками по кредитам, которые в 2,5-3 раза превышают рентабельность российской экономики (20-25% против 8-9% соответственно), сталкивают российских производителей в пропасть. Не стоит забывать и про двукратное повышение ставкок социальных взносов на индивидуальных предпринимателей, в результате которого свыше 550 тыс. ИП прекратили своё существование – либо обанкротились, либо ушли «в тень».

Во-первых, обвальное снижение прибылей организаций негативно скажется на уровне жизни россиян – реальный уровень жизни 70% россиян, чьи трудовые доходы не дотягивают до 25 тыс. рублей, будет продолжать снижаться и сгорать в инфляции. Во-вторых, обвал рентабельности усилит спад инвестиций – капитальные вложения в основные фонды в январе-июле текущего года и так сократились на 0,7%, а к концу года спад превысит 1,5%. В-третьих, спад прибылей провоцирует снижение поступлений в бюджет – по региональным бюджетам, которые отрезаны от нефтегазовой трубы, спад собираемости налогов достигает 10-15%. Неудивительно, что Минфин уже заявил о пятипроцентном секвестре бюджета, необходимости выборочного отказа от «майских указов» и затягивает перечисление средств – если доходная ведомость исполнена на 57%, то расходная лишь на 53%. Это позволило Минфину отчитаться о профиците бюджета в размере 280 млрд. Рублей. Однако к концу года, когда исполнение расходов и доходов выровняется, профицит подскочит до 500-550 млрд. рублей.

Нравится это руководству страны и чиновникам, или нет. Это сугубо их трудности, за которые придётся расплачиваться не им, а отечественным товаропроизводителям и рядовым гражданам. Сколько ни говори вслух «халва», слаще во рту от этого не станет. Сколько ни избегай термина «рецессия» и ни рассуждай на тему «тихой гавани» и «островка стабильности», устоять на ногах без модернизации не получится. 1998г. и 2008г. наглядно продемонстрировали, что «розовые очки» не спасают от кризиса и не помогают его пережить, а лишь усиливают масштабы спада и остроту социальных последствий. Более глубокого и масштабного спада ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал, чем в России, не было зафиксировано по итогам 2009 г. ни в одной стране ни в группе G-8, ни в группе G-20, ни в группе БРИКС, ни среди стран-экспортёров нефти.

 

Категории: Блоги, Экономика
Теги: , ,