Радиолюбительство, труд и коммунизм.


Радиолюбительство, труд и коммунизм.

Радио_3Одним из основных аргументов противников коммунизма является то, что коммунизм невозможен, так как в его основе лежат неверные положения. Он может  казаться прекрасным, в может хотеться жить – но, к сожалозможен. Потому, что коммунистический труд – труд, не подкрепленный системой стимулирования – утопия.

Этот аргумент может высказываться и в «более слабом» варианте – «для построения коммунизма нужен новый человек». То есть вначале воспитайте «нового человека», а затем уж меняйте общество. Несмотря на то, что подобное утверждение кажется вполне лояльным к коммунистической идее, на самом деле, оно столь же противно ей, как и явный антикоммунизм: ведь  никаких «людей новой формации» не видать, и, следовательно, никакого смысла трогать современное общество, нет.

К сожалению, подобная точка зрения основана не просто на нежелании заниматься изменением общественной системы. У нас перед глазами лежит трагедия Советского Союза, общества, которое  потерпело катастрофу. Ведь если жители позднего СССР  приветствовали построение капитализма, а не коммунизма, то может не стоит  к его постройке?. Более того, при внимательном рассмотрении Советского Союза становится видно, что советский социализм все так же был основан на системе материальной стимуляции работников посредством товарно-денежных отношений. В лучшем случае можно было говорить, что советский рабочий получает более справедливую зарплату, нежели рабочий при капитализме, но смысл оставался тем же: каждый работник старался заработать большие деньги. Как это позволялось тарифной сеткой, конечно.

Но справедливость оплаты – вопрос условный. На самом деле, справедлива ли та или иная система можно решать по-разному. Для одного –нормальным является то, что хорошо оплачивается тяжелый труд, для другого – что ученый или инженер имеют право на гораздо большую плату, нежели рабочий. Ведь он создает нечто, что увеличивает общественное богатство во много большее число раз. И так далее. Вплоть до того, что некоторые считают: если Стаса Михайлова готово слушать и платить ему деньги огромное число людей, то Стас Михайлов справедливо живет лучше  шахтеров и учителей. Ведь если шахтер или учитель умрет с голоду, то вряд ли кто это заметит, а вот голодная смерть Стаса Михайлова станет трагедией для миллионов.

Впрочем, как известно,  коммунизм  представляет собой общество, в котором нет вообще никакой зарплаты: не справедливой, ни несправедливой. Потому что как раз  отказ от идеи зарплаты, как формы оплаты рабочей силы, и является подлинной справедливостью: если профессия важна для общества, то человек, ее имеющий, несомненно, вносит свой вклад в общее благо. А если не нужна, то обладание ею не имеет смысла.

Но если нет зарплаты, то ведь нет и стимула, заставляющего человека заниматься трудом. Не будет ли в данном случае «оптимальной стратегией» лежать на диване, не включаясь в трудовую деятельность вообще, так как нужное количество благ можно получить задаром? Это основной аргумент противников коммунизма. А раз даже в СССР была зарплата, то аргументов тому, что работа «за просто так» возможна, не существует.

Но это – глубоко ошибочное мнение, связанное с обыденным мышлением. На самом деле, не только в позднем СССР, но и сегодня, при капитализме есть немалое число вещей, которые делаются бесплатно. Например, никто не платит за домашнюю уборку, домашнее приготовление пищи, работу на даче и т.д., но от этого все эти занятия не теряют смысл. Человек благодаря им приобретает те блага, которые ему крайне важны. Причем эти же блага можно получить и «по капиталистически», за деньги, но большинство предпочитает делать все самим. Так как это – проще и удобнее, нежели использовать капиталистические методы…

Но приведенные выше области – индивидуальная работа, связанная с удовлетворением личных потребностей. Коммунизм же предполагает общественный труд в коллективах. Возможно ли это? На ум сразу приходят пресловутые субботники, где под угрозой лишения премии унылые люди изображают что-то, якобы общественно полезное. Понятно, почему после этого коммунизм кажется невозможным: если убрать «палку», то вряд ли что заставит нашего современника выйти на бесплатную работу. Правда, остались еще материалы, показывающие «настоящие» субботники, на которых с энтузиазмом работают веселые люди, вплоть до Ленина с его бревном. Но так как обыденное сознание не может представить нечто, выходящее за границы «лично виденного», то подобные материалы объявляются ложью и пропагандой.

На самом деле обыденное сознание не принимает многого: от квантовой механики до шарообразности Земли, но это не повод считать Землю плоской. Существует много материалов, свидетельствующих об том, что человек способен на бесплатную общественно полезную  работу  в коллективе. Причем особенно ценен тут опыт СССР. В этом нет противоречия с вышеприведенном утверждением о том, что в СССР «работали за зарплату». Если признать, что СССР был страной, в которой существовали элементы самых разных формаций, то можно увидеть, что в нем были, помимо традиционных товарно-денежных отношений  и  элементы коммунизма, более того, они успешно развивались.

На самом деле, помимо субботников можно найти и более грандиозные подтверждения возможности коммунистического труда. Для этого не надо прилагать огромных усилий. Приведу только один незначительный пример, свидетельствующий об огромном числе случаев, когда в СССР смогли проявиться элементы коммунистических отношений.

В том же «старом» журнале «Радио» есть огромное количество статей, посвященных помощи радиолюбителей народному хозяйству. От радиофикации села до решения конкретных производственных задач. Но что такое «радиолюбитель»? В «классическом варианте» это человек, который помимо своей основной работы имеет так называемое «хобби» — вид активного отдыха, в котором вместо лежания на диване он занимается созданием неких радиотехнических конструкций, любительской радиосвязью и т.д. Это само по сему уже отличный от стереотипов вариант – отдых, как создание чего-либо, то есть, тот же труд. Бесплатный. «Стимул» тут – скорее не приобретение каких-либо благ для себя, например в виде того-же приемника, а сам процесс создания вещи. Творчество, которого так не хватает в отчужденном мире производства.

Но это – интернациональное явление, возможное и в СССР, и в любой развитой стране. Отличие  СССР в том, что это «хобби» тут перешло на новый уровень – от индивидуального творчества, решения своих личных проблем советские «любители» перешли к созданию общественных благ в «классическом» варианте. То есть к тому, что традиционно решается производством.

Когда читаешь о любительской радиофикации села, то не сразу догадываешься о том, сколь грандиозная это была работа. Огромная бедная страна, еще не связанная сетью автодорог, еще недавно (на жизни одного поколения) существовавшая в почти средневековом состоянии, должна была получить доступ к общей информации. Нам, избалованным книгами, прессой, радио, телевидением и интернетом тяжело понять, что еще 60 лет назад основным источником информации было то, что можно было  услышать от соседа. Советская власть прилагала чудовищные усилия для включения масс деревень в единую «инфосферу».От этого нам осталось смешное название «Изба-читальня», которая была на самом деле окном во большой мир, где человек мог узнать про то, что твориться вне его деревни.

Но изба-читальня давала «фундаментальную» информацию. Чтобы получить информацию «актуальную», требовалось что-то иное. Этим иным было радио – «газета без бумаги и без расстояний». Но распространить радио в стране, которая еще недавно пахала деревянной сохой, было отнюдь не просто. Американский рабочий 1930 годов гордился тем, что имел радиоприемник – подобное было признанием его относительно высокого дохода. Ламповый приемник был в то время по стоимости выше, нежели сейчас «Айфон». Как тут быть  русскому крестьянину – то его доход даже сравнивать смешно с доходом американского рабочего. И  даже если бы радиоприемники  производились в нужном количестве, вряд ли основная масса селян могла бы их приобрести.

Поэтому помощь радиолюбителей оказалась очень кстати. Собирать радиоприемники и устанавливать их в тех же избах-читальнях начали в 1920 годах. Позднее, уже в 1930 и еще более в 1940 гг., пришло иное решение – мощность создаваемых конструкций достигла такой величины, что стало возможным «разводить» ее по избам посредством проводной сети. В таком случае, каждый слушатель получал «свое радио»,  посредством простого громкоговорителя. И если в городах для этого использовались мощные «промышленные» системы, то в деревнях достаточно было любительских радиоузлов. Именно эти  простые конструкции позволили лет на десять приблизить радиофикацию сел.

Причем практически без затрат со стороны государства. Зачастую даже детали покупались на свои деньги, о труде же и говорить не стоит. За это люди получали явные блага – от самого радио в доме до изменения общественного климата, все более отходившего от инфернального крестьянского быта.
Поэтому неудивительно, что когда в стране после войны началось создание массового телевещания, то радиолюбителям была выделена вполне определенная роль. Одновременно с созданием промышленных телевизоров, в журнале «Радио» стали помещаться и описание любительских конструкций. Они должны были сделать то, что не успевала сделать радиопромышленность. Ведь именно в этот момент страна реализовывала столь огромное число глобальных планов, что каждый собранный любительский телевизор означал немало освобожденных средств.

Но  дело не ограничивалось одними телевизорами. Любительские телевизоры собирали и в других странах (выходя, таким образом, из рамок капиталистических отношений). Но в СССР пошли дальше –поставили задачу создания любительских телецентров. Дело в том, что изначально государство планировало создание телевидения только в крупных городах, что для разоренной войной страны уже немало. Но остальным жителям же оставалось только ждать. Правда,  советский человек 1940 –это не россиянин 2000 годов, он привык успешно решать любые проблемы. Советские радиолюбители должны были сделать то, до чего пока не дошли руки государства.

Последнее, в свою очередь, видело в подобной активности явную пользу. Оно способствовало данному движению, не только не ставя бюрократических препон, но и по мере возможности, помогая. В частности, выделяло помещения и детали.

В общем, идея любительских телецентров была применена на практике. Маломощные телецентры способствовали распространению телевидения по всей стране. Пусть на пять-десять лет раньше, но люди получали доступ к современной информационной системе, ранее доступной только гражданам самых развитых стран. Бесплатный, добровольный дополнительный труд большого числа людей выводил страну на недоступный ранее уровень. Именно поэтому подобный труд можно рассматривать, как прототип истинно коммунистических отношений: его участники не нуждались в каком-либо стимулировании. Вместо этого они ясно видели смысл производимых работ — каждый понимал, что результатом будет работающий дома телевизор.

То есть в конечном этапе они оказывались в выгоде. Система сработала бесплатно – и эффективно. Ниже приведена статья, к которой описывается создание харьковского любительского телецентра – одного из многих по стране. Интересно, что любители занимались сразу всем «спектром» производственных проблем – от НИОКР до непосредственно монтажа и наладки. Вполне понятно, что они также выполняли и обслуживающие работы – выносили мусор, перетаскали оборудование. Не было различия в работах «высоких» и «низких». То есть речь шли и об отказе от «классической модели» разделения труда. Кем бы они не были на «основной работе» — инженерами, техниками или рабочими, тут они выполняли то, что требовало общее дело. Правда, может показаться, что использование инженеров в роли монтажников — это непростительная роскошь.

Но еще немного – и СССР начнет производить высоко квалицированных работников с необычайной эффективностью. Уже в 1980 годы многие станут говорить: слишком много инженеров кругом, работать некому. В этой ситуации подобное утверждение уже не звучит столь категорично. Но, к сожалению, как раз тогда, когда страна подошла к порогу. за которым большинство преград для подобного труда исчезло, в ней произошел откат к прошлому. ставка была сделана на развитие «классического», стимулированного труда с высоким уровнем разделения.   Коммунистический труд стал редкостью.

Это отразилось и на радиолюбительстве. Если просматривать журналы «Радио», то можно заметить, как в 1970 годы снижается связь радиолюбителей и страны, как они выделяются в отдельный слой со своими проблемами. К 1980 годам все вернулось в «стандартный» вариант любительства, сходный с тем, что существовал в остальных развитых странах. Люди словно забыли, что было еще недавно. Но это – уже совершенно другая история.

А нам надо помнить о том, что в нашей стране существовал именно тот самый вариант коммунистического труда, который кажется сейчас невозможным. Что было возможной не просто «бесплатная работа» на общее благо, но и создание на этой основе вполне сложных систем, сравнимых с наиболее совершенными промышленными образцами. Что не некие «сверхчеловеки», радикально (чуть ли не генетически) отличающиеся от окружающих, а обыкновенные, рядовые люди способны на то, чтобы создать «экономический вечный двигатель», безо всякого экономического и неэкономического стимулирования оказаться способными тратить свое время на создание общего блага.  То есть, коммунизм не есть просто мечта, отделенная от нас сотнями тысяч лет, а вполне достижимая реальность…
Построен_радиолюбителями1Построен_радиолюбителями2

Ниже приведен собственно текст статьи:

Харьковский телевизионный центр

Часовая стрелка перешагнула за полночь. Из окон одиннадцатого этажа видно, как постепенно уменьшается море огней, заливающее город. Один за другим скрываются в ночном сумраке дома, и вскоре освещенными остаются только опустевшие улицы. Но собравшиеся в двух комнатах на одиннадцатом этаже одного из самых высоких в Харькове зданий не замечают этого. Они внимательно следят за бегущими по экрану зелеными линиями растра, обмениваются замечаниями, ищут недоделки. Когда растр сменяется кадрами из кинофильма, обмен мнениями становится более оживленным… Идут последние приготовления к пуску телевизионного центра. Инициатором этого строительства является телевизионная секция Харьковского радиоклуба Досарма.Желание построить телевизионный центр возникло у харьковчан давно. Оно росло вместе с ростом их радиолюбительского мастерства. На 7-й Всесоюзной радиовыставке был представлен блок формирования синхронизирующих и затемняющих импульсов для местного телевизионного центра, сконструированный харьковскими радиолюбителями Вовченко и Будниковым.

По отзывам рецензентов, конструкторы умело разрешили большие технические задачи и трудности, возникающие при создании этого сложного узла. «Разработка харьковских радиолюбителей представляет собой ценный вклад в дело создания местных телевизионных центров»— писали рецензенты.
Этот блок, подвергшийся впоследствии значительным изменениям, явился первым блоком Харьковского радиолюбительского телевизионного центра.
Для энтузиастов телецентра наступила горячая пора. Долгие вечера просиживали они над своим детищем, в горячих спорах разрабатывая схемы звукового передатчика и передатчика изображения. В процессе работы нал конструкциями перед участниками строительства встал вопрос: смогут ли они своими силами справиться с этим большим и важным делом. Стало ясно, что строительство радиолюбительского телевизионного центра должно стать делом общественности всего города.

Радиолюбители-активисты пошли на заводы, фабрики, в учреждения города. Читались лекции о телевидении, о перспективах его развития, рассказывалось о задуманном плаке. Обком партии оказал большую помощь в этом ценном начинании. Общественность горячо поддержала инициативу радиолюбителей. Для телевизионного центра было предоставлено помещение. Строительство радиолюбительского телевизионного центра началось по методу народной стройки. Рабочие харьковских предприятии во внеурочное время подвели силовую линию, изготовили и поставили мачту, сделали шкафы для звукового передатчика и передатчика изображении. Обком партии систематически интересовался ходом работ.

Активное участие в строительстве телевизионного центра приняло также Харьковское отделение  научно-технического общества радиотехники и электросвязи имени А. С Попова.Не считаясь со временем, радиолюбители собирали отдельные блоки, готовя аппаратуру для телевизионного центра. Душой всего дела был Владимир Вовченко.

В июле 1949 года началась сборка, а в день 32-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на контрольной трубке было получено первое изображение. Оно было еще далеко несовершенно и, тем не менее, принесло огромную радость Вовченко, Хромову, Маколову, Рязанцеву, Дворникову, Столярову, Тургеневу и всем тем, кто, не покладая рук, трудился над созданием первого в Советском Союзе радиолюбительского телевизионного центра. Они увидели первые результаты своего труда.

Немало творческих неудач претерпели строители-конструкторы. Долго не удавалось хорошо скомпенсировать трапецеидальные искажения в иконоскопе. Были искажения в усилителе изображения. Пришлось переделывать всю отклоняющую систему.

Много времени ушло у радиолюбителей на передатчик. Избранный ими первый вариант задающего генератора оказался несостоятельным.
Ошибки не размагничивали радиолюбителей, не отпугивали их. Наоборот, после каждой неудачи они с еще большей энергией и энтузиазмом преодолевали встречающиеся трудности. Так, когда начались затруднения с налаживанием передатчика, Вовченко поехал в Москву на телецентр. Там, внимательно изучая схемы передатчика, он нашел свои ошибки.

Строительство телецентра стало для радиолюбителей Харькова прекрасной школой, и каждый успех являлся для них переходом в высший класс мастерства.
Так, если в ноябре 1949 года изображение было несовершенным, то к 1 января I950 года оно уже было удовлетворительным, а в 32-годовишну Советской Армии было принято первое изображение через эфир.

Настойчивость в достижении поставленной цели, несмотря на целый ряд серьезных трудностей, помогла харьковчанам осуществить желанную мечту. Любительский телецентр находится накануне пуска.

Оглянувшись на пройденный путь, строители могут с гордостью отметить рост радиолюбительского, мастерства, позволившего создать им первый в Советском Союзе любительский телевизионный центр. Сейчас перед ними стоит задача окончания постройки и дальнейшего усовершенствования любительского телевизионного центра, воспитания новых массовых кадров, освоивших технику телевидения и конструирования любительских телевизоров.
Ценное начинание харьковчан заслуживает всяческого одобрения.

Любительскому телевизионному центру необходимо создать все условия для работы.

Категории: Блоги, История
Теги: , , ,