Красные Советы — Экономические убийцы России или как стать «лучшим министром финансов»

Либералы намеренно завышают прогнозы по темпам роста экономики, искусственно занижают ожидаемый размер ненефтегазовых доходов федерального бюджета. По факту же, когда реальные темпы роста экономики оказались ниже прогнозов, а цены на нефть превышают Правительственные оценки, Минфин изымает весь дополнительный нефтегазовый доход из экономики, направляя его на пополнение расположенных в США «фондов благосостояния». Одновременно урезая уже запланированные расходы и влезая в долги для покрытия возникающих кассовых разрывов

q1624-8384952

Бюджет на 2014г. является откровенной фикцией — он рассыпается еще на стадии базовых макроэкономических предпосылок и прогнозов, положенных в его основу. Представленный на суд Госдумы и общественности бюджет является плодом больного воображения правительственных чиновников – такое ощущение, что все заложенные в нём макроэкономические ориентиры взяты с потолка. Не имеют никакого отношения к действительности ни прогнозы по темпу роста экономики, ни масштабы инфляции, ни курс рубля, ни, что самое главное, среднегодовые цены на нефть

Все эти показатели изначально являются абсолютно недостижимыми. Уже как минимум по этой причине можно смело говорить о том, что бюджет на 2014г. (не говоря уже о плановом периоде 2015-2016 гг.) является абстрактной фикцией и будет сорван уже в первые месяцы 2014г. Он рассыплется в ближайшее время – это уродливый дом построенный на гнилом фундаменте из песка.

НЕИЗЛЕЧИМЫЙ ОПТИМИЗМ В ОТНОШЕНИИ «ЭКОНОМИКИ ТРУБЫ»

Во-первых, совершенно оторванными от реальности видятся все базовые предпосылки по динамике ВВП — ни о каком росте отечественной дезинтегрированной, деиндустриализированной и оффшоризованной «экономики трубы» на 3% в следующем году не может быть и речи. Это откровенная глупость: только за последний календарный год темпы роста ВВП рухнули в 3 раза – с 3,9% в январе-сентябре 2012г. до 1,3% по итогам аналогичного периода 2013г. Хуже того, во втором и третьем квартале текущего года годовой прирост экономики составил менее 1,2% — это худший показатель с кризисного 2009г. В 2014г. в лучшем случае можно говорить о едва заметном росте в пределах статистической погрешности — 1-1,5%. Более вероятна стагнация на нулевых отметках даже с учетом манипуляций с индексом цен и занижения дефлятора ВВП. Более того, не стоит исключать и сценарий падения ВВП в пределах 1-1,5%. Российская экономика вошла в депрессивное состояние даже при рекордно высоких среднегодовых ценах на энергоносители – порядка 107,7 долл. за баррель смеси Urals по итогам января-сентября текущего года.

Паразитическая ресурсно-сырьевая модель «роста без развития», подразумевавшая хищническое проедание нефтедолларов, иностранных кредитов, а также инфраструктурного, производственного и научно-технического потенциала Советской эпохи, обернулась дефолтом – российской экономике больше не помогают даже стабильно растущие цены на углеводороды. И в 2014г. даже при среднегодовой цене на нефть в $110 за баррель (а в бюджете заложен прогноз и вовсе в $97) российская экономика сползёт в состояние кризисного спада.

Напомним, что в России падение темпов роста ВВП наблюдается на протяжении 7 кварталов подряд, что является прекрасным критерием, демонстрирующем рецессию в отечественной трёхсекторной экономике низких переделов, где наряду со сверхдоходными экспортноориентированными отраслями (нефть, газ, металлургия, удобрения, лесная промышленность и т.д.) и едва сводящей несырьевой наукоёмкой обрабатывающей промышленностью (станкостроение, приборостроение, машиносроение, АПК и т.д.), ориентирующейся на менее ёмкий и более конкурентный внутренний рынок, также существует специфический сектор по разворовыванию бюджетных средств.

Темпы роста ВВП затухают с конца 2011г: в 4-м квартале 2011г. темпы роста экономики составили 5,1%, в 1-м кв. 2012г. – 4,8%, во 2-м кв. 2012 – 4,3%, в 3-м кв. 2012г. – 3%, в 4-м кв. 2012г. – 2,1%, в 1-м кв. 2013г. – 1,6%, а во 2-м и 3-м кварталах текущего года темпы роста российской экономики сжались до едва отличимых от статистической погрешности 1,2%. Более того, с учётом очистки от календарного и сезонного факторов ВВП России в третьем квартале 2013г. не только не вырос, но даже сократился на 0,2% по сравнению со вторым кварталом того же года.

В такой ситуации становится в принципе не понятно, с какой стати российская экономика должна воспрять из пепла и начать расти в 2,5 более высокими темпами, чем сегодня?! Это откровенный вымысел учеников Гайдара и Чубайса, которые и сегодня возглавляют командные высоты в финансово-экономическом блоке Правительства России: Алексей Улюкаев (верный друг и соратник Гайдара еще по работе в журнале «Коммунист» и в Правительстве 1990-1993гг.) в МЭР, Эльвира Набиуллина (аспирантка «реформатора» Евгения Ясина и ученица лоббиста втягивания России в ВТО Германа Грефа) в Центральном Банке, Антон Силуанов (ученик Алексея Кудрина, проработавший с ним все «тучные нулевые» и насаждавший России «кудриномику») — в Минфине и т.д. Заложенными в бюджет на 2014г. темпами роста отечественная экономика не росла аж с 3-го квартала 2012г?! И никаких поводов вернуться к этим высотам (уж во всяком случае по нынешним меркам точно) просто-напросто нет.

К слову сказать, в прогноз на 2013г. также закладывались неадекватные параметры по росу экономики – порядка 3,5%. Как и предупреждали независимые эксперты и свободные от догм «Вашингтонского консенсуса» учёные, фактические темпы роста оказались в 2,5-3 раза ниже взятых с потолка оценок Правительства. В результате чего буквально по швам стали трещать и без того дефицитные региональные бюджеты — собираемость налогов упала на 15-20% по большинству субъектов федераций. И Федеральная налоговая служба срывает план по сбору налогов – по итогам января-сентября она сумела администрировать и перечислить в бюджет лишь 70,8% налогов и сборов от запланированного на год уровня. Тогда как Федеральная таможенная служба, обслуживающая поступления от внешнеэкономической деятельности, отчиталась об исполнении годового плана на 75%. Как видим, наибольший удар от подобного рода прогнозно-статистических ухищрений Минфина наносится по регионам – у большинства из них налоговые сборы и поступления зависят от общего уровня экономической, производственной, инвестиционной и потребительской активности (которая сегодня сползает в коматозно-депрессивное состояние), а не от динамики цен на нефть.

Другими словами, искусственное завышение прогноза по темпам роста экономики нацелено на то, чтобы искусственно завысить ожидаемый размер ненефтегазовых доходов федерального бюджета, которые не связаны с ценовой конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей. По факту же, когда окажется, что реальные темпы роста экономики оказались ниже заложенных в бюджет прогнозов, а цены на нефть, наоборот, превысят Правительственные оценки, то Минфин получит возможность изъять весь дополнительный нефтегазовый доход из экономики и направить его на пополнение «нефтегазовой кубышки» Резервного фонда и ФНБ. И при этом с чувством выполненного долга Минфин сможет во всеуслышание заявить, что так как темпы роста ВВП оказались ниже прогнозов, то и доходов оказалось меньше, а, следовательно, денег на исполнение бюджета нет, необходимо урезать уже запланированные расходы, затягивать перевод средств и влезать в долги для покрытия возникающих кассовых разрывов.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ С ИНФЛЯЦИЕЙ

Во-вторых, не имеют ничего общего с действительностью и прогнозы правительственных чиновников по инфляции — запланированный правительством рост потребительских цен на 5% в 2014г. и на 4,5% в 2015-2016гг. является банальной попыткой выдать желаемое за действительное и сократить бюджетные расходы за счет занижения масштабов индексации социальных выплат. Это в чистом виде попытка упростить и облегчить реализацию политики по приватизации бюджетной сферы, коммерциализации социальных услуг, монетизации льгот и т.д. Правительство наступает на грабли 1990-х годов – чиновники не устают напоминать, что основной целью их деятельности в области налогово-бюджетной политики является минимизацию социальных расходов государства, которые по мнению «рыночных фундаменталистов» являются лишней обузой для государства и «нецелевым использованием средств», предназначенных для отправки в США.

Ставя во главу угла секвестрование бюджета, Правительство пытается свалить с себя ответственность перед гражданами по повышению заработных плат для работников бюджетной сферы, по финансированию науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, ЖКХ и прочих направлений социальной политики. А т.к. масштабы индексации государственных выплат увязываются с темпами роста цен в экономике, то искусственное занижение инфляции позволяет существенно сэкономить на индексации всех этих затрат. Это лишний раз подтверждает торжество принципов социального дарвинизма и бюджетного фетишизма в лучших традициях «шоковой терапии» 1990-х годов. Граждане России, согласно Конституции являющиеся источником власти, воспринимается оккупационной администрацией как головная боль и дармоеды. Они не видят в финансировании науки, образования и медицины источник развития научно-технического потенциала и человеческого капитала, без которых немыслимы ни структурно-технологическая модернизация, ни инновации, ни отраслевая диверсификация промышленности, ни структурно-целевой неоиндустриальный манёвр.

Напомним, что в 2011г. темпы роста потребительских цен составили порядка 6,1%, в 2012г. – 6,6%, а по итогам первых девяти месяцев 2013г. индекс потребительских цен вырос на 6,9%. И это притом, что в бюджете на 2013г. в Правительстве каким-то образом заложили прогноз по росту цен на 5,5%. По факту сегодня имеет рост цен на 6,9%. Однако в Правительстве такие «мелочи», судя по всему, никого не смущают – там продолжают целенаправленно урезать бюджетное финансирование не только в реальном выражении (т.е. с учётом инфляции), но и в номинальном выражении, чего не было в России со времён разгула «гайдаровщины», «ельцинщины» и дефолта 1998г.

Более того, в экспертном сообществе хорошо известно, что официальные данные Росстата по инфляции являются плодом статистических манипуляций и приписок, не имеющих никакого отношения к жизни подавляющей части населения России. Реальная «социальная инфляция» для 70% россиян с доходами ниже средней зарплаты по стране (менее 29 тыс. рублей) составляет 12-15% в год. Именно такими темпами дорожают товары и услуги первой необходимости: продукты питания, ЖКХ, газ, вода, электроэнергия, отопление, пассажирский транспорт и т.д. Так, за январь-сентябрь текущего года мясо и мясопродукты подорожали на 7,3%, сахар-песок – на 9,9%, плодоовощная продукция – на 12,3%, табачные изделия – на 26,6%, бензин – на 8,1%, медикаменты – на 7,5%, а жилищно-коммунальные услуги выросли в цене на 10,2%: коммунальные услуги – на 11,6%, холодное водоснабжение и водоотведение – на 11,2%, отопление – на 12%, газоснабжение – на 14,1%, горячее водоснабжение – на 13,2%, а электроэнергия – на 8,1%. Не лучше обстоят дела в активно приватизируемой и коммерциализируемой бюджетно-социальной сфере: медицинские слуги подорожали на 8%, услуги пассажирского транспорта – на 9,5%, услуги организаций культуры – на 9,1%, услуги образования – на 10%, а бытовые услуги в январе-сентябре 2013г. подскочили в цене на 7,8%.И это только официальные и крайне «валидольные» оценки инфляции от Росстата – на самом же деле темпы роста цен в российской экономике как минимум в 1,5, а то и в 2 раза превышают «причёсанные» оценки органов статистики.

Совершенно очевидно, что никакого роста цен на 5% в 2014г. не будет – по официальный рост цен составит не менее 6-6,5%, тогда как реальный рост цен для подавляющей части населения России превысит отметку в 10%. Да, возможно Росстат чтобы не портить настроение руководству страны «нарисует» инфляцию в 5%. Однако от этого никому, кроме самих Правительственных чиновников, легче жить не станет – карманы россиян продолжат пустеть, а их и без того скромные доходы продолжат перекочёвывать на счета естественных монополий, перекупщиков и торгашей. Однако Минфин сохраняет предельный цинизм – даже несмотря на существенное занижение прогноза по инфляции, ученики Кудрина пролоббировали заморозку заработных плат для бюджетников и военнослужащих. Правда сделали это с небольшими изъятиями – осенью 2013г. Правительство решило не обделять правящую бюрократию и повысило оклады и вознаграждения сотрудников Администрации Президента, Аппарата Правительства, а также федеральных министерств и ведомств (прежде всего, в силовом блоке: МВД, ФСБ, ФСО, Прокуратура, Следственный Комитет и т.д.) в 2,5-3 раза.

Напомним, что даже без учета политкорректной оценки инфляции в ближайшие 3 года Минфин планирует сократить расходы на национальную экономику, сельское хозяйство, науку, образование, культуру, ЖКХ и инфраструктуру на 10-25%, а с учетом роста цен урезание превысит 30-40%. Это откровенно антимодернизационный и антисоциальный бюджет в лучших традициях гайдаровской шоковой терапии и макроэкономической стабилизации — урезаются все расходы, кроме так называемых «защищенных» статей. Если в 90-е годы к ним относились исключительно расходы на обслуживание внутренного и внешнего долга (т.е. правительство выступало гарантом сверхдоходов международных спекулянтов и доморощенных олигархов), то сегодня они дополнены пресловутыми «майскими указами» президента. Получается, что Минфин в рамках политкорректного термина «бюджетный маневр» финансирует предвыборные обещания президента ценой урезания расходов по тем направлениям, про которые Путин забыл упомянуть.

ЗАНИЖЕННЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ – СИМВОЛ «БЮДЖЕТНОГО ФЕТИШИЗМА»

В-третьих, в бюджет по прогнозу заложены искусственно заниженные цены на энергоносители – порядка $93 за баррель смеси Urals в 2014г.и $95 в 2015-2016гг. И это притом, что по итогам первых девяти месяцев 2013г. средняя цена на российскую экспортную нефтяную смесь превысила отметку в 107,7 долл. А годом ранее превышала планку в $110 Это прямое следствие закрепления на законодательном уровне пресловутого «бюджетного правила», которое позволяет Минфину занижать расходную ведомость бюджета и продолжать политику искусственного бюджетного недофинансирования экономики, промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, ЖКХ, инфраструктуры, инноваций, НИОКР и социальной сферы. А весь дополнительный нефтегазовый доход в размере сотен миллиардов рублей (в отдельные годы речь шла о триллионах рублей), полученный в результате того, что фактические цены на энергоносители превысили заниженные прогнозные оценки Правительства, изымать из бюджета, направлять в Резервный фонд и ФНБ и вывозить за рубеж на поддержку экономик стратегических конкурентов.

Занижение цены на нефть на $1 автоматически означает сокращение величины бюджетных поступлений на 75-80 млрд. рублей, из которых 65 млрд. приходятся на нефтегазовые доходы (НДПИ, экспортная пошлина, акцизы и т.д.), а 10-15 млрд. – на ненефтегазовые доходы в силу мультипликативного эффекта (НДФЛ, налог на прибыль организаций и т.д.). Получается, что, если в бюджете на 2014г. заложена цена на нефтяную смесь Urals в размере $93, а по факту она останется на уровне текущего года и составит хотя бы $108, то окажется, что Правительство искусственно занизит доходную ведомость практически на 1 трлн. рублей. И на эту же величину занизить фактический уровень государственного финансирования приоритетных направлений социально-экономической политики.

Да, безусловно более высокая цена на нефть приведёт к укреплению курса рубля и, как следствие, к снижению бюджетных доходов – укрепление рубля на 50 коп. становится чистым вычетом из бюджета в размере 120-140 млрд. рублей. Поэтому фактически прирост доходов составит порядка 800-850 млрд. рублей. Однако нужно понимать, что ничто не мешает Центральному банку сдержать укрепление курса рубля за счёт наращивания эмиссии национальной валюты и приобретение иностранной валюты на валютном рынке. Во-первых, это позволит нарастить размер международных резервов, за которые борется Минфин. Во-вторых, это позволит увеличить размер нефтегазовых поступлений в бюджетную систему от экспорта углеводородов. В-третьих, это повысит конкурентоспособность отечественной продукцию, сделает импортные товары менее доступными, даст пускай и слабый, но всё же импульс импортозамещению и оживит депрессивную промышленность. В-четвёртых, это позволит преодолеть негативные тенденции во внешней торговле – в январе-сентябре 2013г. импорт растёт на 3,1, а экспорт сокращается на 1,9%. В-пятых, это позволит стабилизировать ситуацию с платёжным балансом, которая вызывает всё больше опасений – профицит счёта текущих операций упал с $25 млрд. в первом квартале 2013г. до 3,4 млрд. во втором и 1,1 млрд. по итогам третьего. Всего по итогам первых девяти месяцев 2013г. положительное сальдо сжалось до $29,5 млрд., что в два разу хуже значений аналогичного периода прошлого года ($61,5 млрд.).

КУРСОВЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ ЦЕНОЙ УПАДКА ЭКОНОМИКИ

К слову сказать, это и есть четвёртый просчёт в прогнозах Правительства – искусственно завышенный курс российского рубля, который практически наверняка не удастся удержать в заданном диапазоне. А, если и удастся, то ценой валютных интервенций со стороны Центрального Банка РФ, пустой траты международных резервов, создания дефицита денег на межбанковском рынке и в целом в экономике, роста процентных ставок и удорожания кредитных ресурсов и, как следствие, упадка реального сектора экономики и деградации наукоёмких производств. Искусственно завышая курс рубля и процентные ставки в экономике, Правительство и ЦБ РФ наступают на грабли 1998г. и 2008г. – стремясь завлечь в Россию международных финансовых спекулянтов и гарантировать фиксированный доход международным ростовщикам, чиновники уничтожают остатки отечественной несырьевой экономики и закрепляют за Россией статус сырьевой колонии, финансового резервуара, рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций и, в лучшем случае, «отвёрточного производства» по сборке импортных комплектующих, позволяющего иностранным промышленным гигантам уклоняться от уплаты импортных пошлин и зарабатывать сверхприбыли.

Так, в разработанном Правительством проекте бюджета на 2014г. заложен курс рубля к доллару в размере 33,4 рубля в 2014г., 34,3 рублей – в 2015г. и 34,9 рублей в 2016г. Эти прогнозы видятся избыточно оптимистичными: только за период с весны 2013г. по август российский рубль обесценился на 11% к американскому доллару – с 30 до 33,4 рублей за доллар. Да, в настоящий момент на фоне дорожающей нефти и нестабильности вокруг потолка госдолга в США рубль укрепился до 31,8 рублей за доллар. Однако уже сейчас очевидно, что к концу года он должен вернуться в диапазон 32,7-33 рублей. В противном случае произойдёт разрушение не только платёжного баланса (профицит текущего счёта и без того самый низкий со времён дефолта 1998гг.), но и окончательный упадок отечественной экономики и масштабный кризис в промышленности. Тогда Правительство будет вынуждено девальвировать рубль уже не на 1,5-2 рубля, а на все 4-5 рублей, что вызовет всплеск недовольства населения, социальный протест и неспособность многих компаний и банков обслуживать свои внешние займы. Отметим, что корпоративный внешний долг России вырос с $492,5 млрд. в январе 2012г. до $639,5 млрд. в начале октября 2013г., а суммарный внешний долг достиг $719,6 млрд., что на 30 % превышает и размер международных резервов ($517 млрд.) и максимальные отметки внешних займов осенью кризисного 2008г. (порядка $530 млрд.).

Однако вернёмся к ценам на нефть. Стоит сказать, что в бюджете на 2013г. также были заложены искусственно заниженные прогнозы по цене на нефть – бюджет верстали из цены в $97 за баррель. По факту цены оказались на $10 выше. Однако даже это не помогло удержать на плаву отечественный деиндустриализированный и неконкурентоспособный «нефтегазовый Титаник» — промышленность растёт на едва заметные 0,1%, в обрабатывающих производствах спад на 0,3%, в производстве электроэнергии, газа и воды снижение на 0,5%, грузооборот на железнодорожном транспорте сокращается на 2,6%, экспорт товаров падает на 1,9%, импорт растёт на 3,1%, а масштабы чистого бегства капитала за девять месяцев вплотную приблизились к отметке в $49 млрд. В марте Минэкономики предложило пересмотреть прогнозные цены на нефти до $105 за баррель, что позволило бы получить свыше 600 млрд. рублей дополнительных доходов и вместо дефицита бюджета в 1,5% отчитаться от дефиците в 0,1% ВВП.

Однако Минфин стоит намертво на своей позиции «кудриномики» — гайдаровцы наотрез отказываются распаковывать «кубышку» и отказываются направлять их на финансирование инфраструктуры и наукоёмких производств, пугая общественность мифологическими угрозами раскручивания маховика инфляции, а также тем, что эти деньги всё равно будут разворованы и вывезены в оффшоры. Возникает резонный вопрос – а зачем вообще нужен такой Минфин и такие силовые ведомства, которые не в силах (а точнее сказать не хотят) обеспечить контроль за расходованием средств налогоплательщиков. В США, Германии, Франции, Японии, Южной Корее и большинстве других стран удаётся контролировать бюджетные расходы, а в России высокопоставленные чиновники, которые не хотят исполнять свои служебные обязанности и погрязли в коррупции, предлагают вообще ничто не финансировать и никому на выделять деньги, так как их якобы всё равно разворуют?!

СПАСЁМ УОЛЛ-СТРИТ – ЗАЙМЁМ В США СВОИ ЖЕ ДЕНЬГИ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ «НЕФТЕГАЗОВОЙ КУБЫШКИ»

Такого рода «промахи» в оценке цен на энергоносители наблюдаются на протяжении всех «тучных нулевых» — ученики Гайдара в Минфине (прежде всего, в лице трижды лучшего по мнению британских банкиров министра финансов Алексея Кудрина) целенаправленно занижают прогноз по нефти, что позволяет им хронически недофинансировать промышленность, инновации, человеческий капитал и инфраструктуру и при этом складировать деньги в нефтегазовую кубышку. А искусственно созданный ими же самими дефицит покрывать за счет заимствований как внутри России, так и за рубежом, привлекая для этого свои же собственные средства, предварительно изъятые из российской экономики в Резервный фонд и ФНБ и размещенные на корреспондентских счетах в американских и европейских банках.

Ежегодно от подобного рода финансовых новаций только бюджетная системы России теряет порядка 300-400 млрд. рублей. Так, в 2013г. на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга Правительство потратит порядка 380 млрд. рублей, тогда как от размещения средств Резервного Фонда и ФНБ получит не более 40-50 млрд. рублей. В 2012г. на обслуживание заимствований было потрачено порядка 320-330 млрд. рублей, тогда как доходы от вложений средств резервных фондов за рубежом не превысили 40 млрд. рублей. В целом же, ежегодно экономика России теряет 1-1,2 порядка трлн. рублей на ножницах процента, т.е. десятую часть всего бюджета. А, если верить официальным данным Платёжного Баланса ЦБ РФ, суммарные чистые инвестиционные убытки всех хозяйствующих субъектов составляют порядка 52-53 млрд. долл. ежегодно (т.е. 1,6-1,7 трлн. рублей или 2,8% ВВП). Это и есть чистые убытки от уплаты процентов по иностранным кредитам и займам, дивидендов иностранным инвесторам и прочих доходов финансовым спекулянтам, которые несут отечественные компании и банки в силу маломощности отечественно инвестиционно-банковской системы и отсутствия доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Дальше больше — Минфин удивляет всех своим по-сколковски инновационным подходом к бюджетной политике. На протяжении последних 3 лет Минфин умудряется наращивать заимствования не только для финансирования им же созданных бюджетных дефицитов, но и с целью пополнения резервных фондов. Минфин увеличил за последние годы внутренний и внешний госдолг на 3 трлн. Рублей, из которых 2 трлн. вернули кредиторам в США и ЕС, направив в Резервный фонд. А 1 трлн. бросили на финансирование бюджетных дефицитов. Неудивительно, что расходы на обслуживание госдолга подскочили в 3 раза за последние 3 года — с 145 до 420 млрд. рублей.

Стоит сказать, что накопление «гробовой заначки» ценой наращивания долговых заимствований и удержания на пайке экономики, инфраструктуры, науки и социальной сферы продолжится и в ближайшие три года. Согласно заложенным в бюджет на 2014г. и плановый период до 2015-2016гг. размер Резервного Фонда России вырастет с 2,8 трлн. рублей в 2014г. до 3,27 трлн. рублей в 2016г. Тогда как Фонд национального благосостояния распухнет с 2,85 до 2,93 трлн. рублей. При этом с целью финансирования дефицита бюджета при распухающих «резервных фондах» допускаются существенные заимствования. Внутренние займы в 2014г. могут составить до 808,7 млрд рублей, в 2015г. — до 1,147 трлн рублей, а в 2016г. превысят 1,24 трлн рублей. Ежегодные заимствования на внешнем рынке установлены на уровне примерно $7 млрд. Планируется, что госдолг увеличится с 12% ВВП в 2013 году до 14,3% ВВП в 2016 году – с 8,1 до 12,4 трлн. рублей.

Минфин продолжает выстраивать пирамиду долгов на ровном месте, залезая в карман рядовым гражданам, промышленникам и аграриям. И если в 1995-1998гг. в бюджете действительно не было денег (собираемость налогов упала до 33%, олигархи вывозили активы за рубеж (вывезли свыше $500 млрд.), экспортная валютная выручка не поступала в страну, толлинг обескровливал бюджет, дармовая приватизация не дала никаких доходов, налоговые кредиты и льготы олигархам опустошали казну, а экономика находилась в кризисном состоянии и т.д.), то сегодня государство захлёбывается от притока нефтедолларов и не знает на какие ещё коррупциогенные «олимпийские стройки», чемпионаты мира и саммиты АТЭС потратить 7,2 трлн. рублей, лежащих без делах у Минфина либо в американских и европейских банках (Резервный Фонд и ФНБ раздулись до 5,7 трлн. рублей), либо на депозитах в российских банках (порядка 870 млрд. рублей), либо числятся как нераспределённый остаток.

Наряду с расходами на силовой блок и на перевооружение армии это единственная растущая статья бюджетных расходов. Это бюджет финансовых спекулянтов и силовиков — в их пользу перераспределяется все большая часть национального дохода. Мы имеем дело с возвратом в лихие 1990-е — именно в 1997г., за год до дефолта и обвала пирамиды долгов в августе 1998г., Минфин под руководством команды Чубайса также объявил о 5% секвестре. Тогда всё закончилось разрушением пирамиды долгов и объявлением дефолта.

Судя по всему, ученики Гайдара вновь хотят вевсетит страну в социально-экономическую катастрофу. И, к огромному сожалению, пока что им это удаётся. Принятый в первом чтении в Госдуме бюджет уже сегодня является нереализуемой фантастикой – все ключевые макроэкономические показатели сфальсифицированы и искажены с целью как минимизации государственных расходов на поддержку экономики и социальной сферы, так и с целью сохранения возможности изъятия якобы «незапланированных» нефтегазовых доходов в нефтегазовую кубышку и направления этих средств на модернизацию экономик США, ЕС и других экономически развитых стран.

«НЕФЕТЕГАЗОВОЕ ПРОКЛЯТИЕ ЭКОНОМИКИ» ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ГОЛОВАХ И ДЕЙСТВИЯХ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПЯТОЙ КОЛОННЫ

Согласно законопроекту, доходы бюджета на 2014г. запланированы в сумме более 13,57 трлн. рублей — это 18,5% от ВВП, на 2015г. — 14,56 трлн. (18,3% ВВП), а на 2016г. — 15,9 трлн. — также 18,3% ВВП. Расходы бюджета в 2014 году планируются в сумме 13,96 трлн. рублей (порядка 19% ВВП), в 2015г. — 15,36 трлн. (19,3% к ВВП), а в 2016г. — 16,39 трлн. рублей, что эквивалентно 18,9% ВВП. Весьма показательно, что дефицит бюджета страны в 2014г. запланирован на уровне 0,5% ВВП, в 2015г. — 1%, в 2016г. — 0,6%. Как было показано выше, в силу изначальной ошибочности базовых макроэкономических прогнозов и предпосылок крайне велика вероятность того, что все указанные в бюджете оценки окажутся недостижимой «маниловщиной», а реальный размер бюджетных поступлений и государственных расходов окажется гораздо ниже оценок Минфина.

Такой же откровенной утопией и проявлением попытки массового гипноза являются заверения чиновников о том, что якобы в предложенном бюджете Россия начинает слезать с нефтяной иглы. При том что даже сторонники доктрины «рыночного фундаментализма» и «Вашингтонского консенсуса» вынуждены признать, что никакой модернизации экономики не происходит, страна сидит сырьевой игле (как, впрочем, и на игле внешних займов, а также на игле импортных поставок), а зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой. В Минфине обещают, удельный вес нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета снизится с 8,9% ВВП в 2014г. до 7,9% ВВП в 2016г. Тогда как доля других, т.е. ненефтегазовых доходов увеличится с 9,6% ВВП в 2014г. до 10,4% в 2016г. Однако очевидно, что, во-первых, основную долю доходов федерального бюджета в 2014-2016гг. по-прежнему будут составлять доходы от уплаты таможенных пошлин, НДС и НДПИ. А во-вторых, снижение ненефтегазового дефицита бюджета будет происходить не за счёт отраслевой диверсификации промышленности и подъёма наукоёмких производства, а за счёт сокращения масштабов финансирования экономики, науки, ЖКХ, инфраструктуры и социальной сферы из федерального центра при одновременной переброске бремени социальных расходов и финансирования «майских указов» президента Путина на и без того дефицитные региональные бюджеты.