Беломорканал был построен зэками. Указ о награждении строителей


Беломорканал был построен зэками. Указ о награждении строителей

Существует устойчивый миф, что индустриализация была проведена исключительно многочисленными заключенными СССР. В этом мифе вложены сразу две лжи: первая, что проведена только зэками, а вторая часть лжи, что многочисленными зэками. К примеру, в год окончания строительства Беломорканала в СССР было 334 тыс. заключенных. Много это или мало? Можете понять это на примере этого графика:

q2973

Для наглядности в график вставлены данные о числе осужденных в 90-е годы. Зеленая линия.
Сталинский режим — 972 тыс. человек в год на 170 млн. человек или 572 чел. на 100 тыс. населения.
Российский режим — 1 001 тыс. человек в год на 145 млн. человек или 690 чел. на 100 тыс. населения.
Источники Земсков и Росстат.

Таким образом, если утверждать что сталинские зэки провели индустриализацию страны, то выходит, что и ельцинские зэки провели либерализацию России в 90-е. Ведь их было больше по совокупности лет на 100 тыс. населения.

Но это все не касается Беломорканала. Он действительно был построен зэками. Это было грандиозное строительство и грандиозный социальный эксперимент. В прошлом году кстати был 80-летний юбилей со дня завершения его строительства. В связи с этим можно прочитать Указ «О награждении орденами Союза ССР работников, инженеров и руководителей строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина«. В списке награжденных сплошные зэки и их охранники:

Центральный исполнительный комитет Союза ССР, рассмотрев представление Совета народных комиссаров Союза ССР о награждении орденами Союза ССР наиболее отличившихся работников, инженеров и руководителей Беломорстроя, постановляет:

I.

Наградить орденом Ленина:

  1. Ягоду Генриха Григорьевича — заместителя председателя ОГПУ Союза ССР,
  2. Когана Лазаря Иосифовича — начальника Беломорстроя,
  3. Бермана Матвея Давыдовича — начальника Главного управления исправительно-трудовыми лагерями ОГПУ, Фирина Семена Григорьевича — начальника Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря и заместителя начальника Главного управления исправительно-трудовыми лагерями ОГПУ,
  4. Раппопорта Якова Давидовича — заместителя начальника Беломорстроя и заместителя начальника Главного управления исправительно-трудовыми лагерями ОГПУ,
  5. Жука Сергея Яковлевича — заместителя (главного инженера Беломорстроя, одного из лучших и добросовестных инженеров, своим исключительным знанием дела, и огромной трудоспособностью обеспечившего качественное выполнение проектных работ,
  6. Френкеля Нафталия Ароновича — помощника начальника Беломорстроя и начальника; работ (совершившего в своё время преступление против государства и амнистированного ЦИК Сoюза ССР в 1932 году со снятием судимости), с момента, начала работ на Беломорстрое и до конца обеспечившего правильную организацию производства работ, высокое качество сооружений и проявившего большое знание дела,
  7. Вержбицкого Константина Андреевича — заместителя главного инженера строительства (был осуждён за вредительство по статье 58—7 и освобождён досрочно в 1932 году), одного из крупных инженеров, наиболее добросовестно относившегося к порученным ему работам.

Наградить орденом «Красная Звезда»:

  1. Успенского Дмитрия Владимировича — начальника Северного участка строительства, с исключительной энергией и упорством руководившего работами по созданию многочисленных сложных сооружений Северного участка (8 шлюзов и связанных с ними плотин, дамб и каналов), приобревшего за время строительства большие знания по организации и производству гидротехнических работ,
  2. Афанасьева Григория Давыдовича — начальника Южного участка строительства, своим руководством, твёрдостью, энергией, настойчивостью организовавшего аппарат Южного участка строительства так, что это дало возможность закончить к сроку сложные сооружения Повенчанской лестницы (7 шлюзов и связанных с ними плотин, дамб, водоспусков),
  3. Борисова Петра Тихоновича — начальника Тунгудского участка Беломорстроя — за отличное руководство строительством сложного Тунгудского гидротехнического узла, на территории которого сооружена крупнейшая на строительстве Пало-Коргская плотина,
  4. Могилко Николая Васильевича — помощника главного (инженера строительства, крупного инженера, одного из соавторов проекта Беломорстроя,
  5. Кочегарова Аркадия Ивановича — техника, производителя работ 11-го шлюза, с самого начала строительства и до окончания с исключительной добросовестностью относившегося к порученному ему делу и обеспечившего темпы работ и высокое качество построенного под его руководством самого крупного на Беломорстрое 11-го шлюза и связанных с ним сооружений,
  6. Госкина Михаила Федоровича — помощника начальника Беломорстроя,
  7. Берензона Лазаря Израилевича — начальника финансового отдела Беломорстроя, поставившего финансовую отчётность строительства так чётко и на такую высоту, что отчётные данные о работе не отставали от хода строительства и производства, в результате чего одновременно с окончанием строительства представлен правительству финансовый отчёт,
  8. Курина Михаила Семеновича — начальника технического снабжения, обеспечившего своей энергичной работой за всё. время строительства поступление на строительство механизмов, оборудования, стройматериалов так, что строительство имело возможность бесперебойно вести работу по намеченным платам и срокам.

Наградить орденом Трудового Красного Знамени:

  1. Хрусталева Николая Устиновича — главного инженера Беломор-строя (был осуждён за вредительство по ст. 58—7, и досрочно освобождён в 1932 году), проявившего себя на строительстве энергичным инженером и возглавившего собой группу инженеров, осуществлявших проектирование и строительство сооружений,
  2. Журина Владимира Дмитриевича — начальника проектного отдела строительства (был осуждён за вредительство по ст. 58—7 и досрочно освобождён b 1932 году), крупного инженера, обеспечившего выполнение всех проектных работ по сооружениям Беломорстроя,
  3. Верховского Петра Николаевича — старшего инженера по земляным работам (был осуждён по ст. 58—6 и досрочно освобождён в 1932 году), своим беспрерывным пребыванием на трассе канала обеспечившего качественное выполнение производимых работ,
  4. Дели Александра Васильевича — инженера, начальника работ по переносу Мурманской ж. д. (был осуждён за вредительство по. ст. 58—7 и досрочно освобождён в 1932 году), руководившего работами по переносу Мурманской ж. д. свыше 100 километров, произведёнными исключительно добросовестно, что засвидетельствовано комиссией Народного комиссариата путей сообщения, принимавшей эти работы,
  5. Полетаева Александра Никандровича — инженера, начальника производственно-технической части 4-го участка (был осуждён за вредительство по ст. 58—7 и досрочно освобождён в 1933 году), руководившего осуществлением строительства весьма сложных узлов: Шаваньского и Надвойского, произведённого исключительно добросовестно.
  6. Маслова Владимира Николаевича — инженера (был осуждён за вредительство по ст. 58—7 и досрочно освобождён в 1932 году), автора проекта новой конструкции ромбовидных деревянных ворот высокого напора, впервые применяющихся в гидротехнической практике,
  7. Кабылину Наталью Евгеньевну — инженера, производителя работ (была осуждена за вредительство по ст. 58—7 и освобождена досрочно в 1932 году), руководившую исключительно добросовестно работой в качестве прораба водоспуска; на Хиж-озере,
  8. Вяземского Ореста Валерьяновича — инженера (был осуждён за вредительство по ст. 58—7 и освобождён досрочно в 1932 году), автора оригинальных плотин, построенных на Маткожне, работавшего с исключительной добросовестностью, крайне тщательно выполнявшего сложные работы,
  9. Зубрика Климентия Михайловича — инженера (был осуждён за вредительство по ст. 58—7 и досрочно освобождён в 1932 году), автора и строителя оригинальной деревянной плотины, из наклонных ряжей высокого напора, построенной исключительно добросовестно,
  10. Большакова Григория Петровича — начальника водораздельного участка (был осуждён за превышение власти по ст. 110, судимость ЦИКом снята), своей энергичной работой обеспечившего возведение сооружений сложнейшего водораздельного участка,
  11. Дорфмана Александра Рувимовича — заместителя начальника финансового отдела Беломорстроя (был осуждён за спекуляцию по ст. 137 уголовного кодекса в 1925 г., судимость ЦИК’ом Союза ССР снята), непосредственно весь период строительства руководившего финансовой частью строительства, организовавшего аппарат так, что это дало возможность иметь отчётные данные о затратах по строительству одновременно с ходом работ,
  12. Ковалева Николая Михайловича — лаборанта по бетону (имел шесть судимостей за воровство; по собственному заявлению, до Беломорстроя никогда, нигде не работал), начавшего работать на Беломорсгрое чернорабочим и ставшего лаборантом по бетону, одновременно руководителем штурмовой фаланги рабочих, показавшего исключительные образцы преданного отношения к работе и к качеству возводимых сооружений,
  13. Биссе Павла Федоровича — десятника по скальным работам (неоднократно судился за воровство), организовавшего трудовую коммуну из осуждённых уголовников, которая благодаря своей самоотверженной работе добилась исключительных показателей на производстве, перевыполняя нормы скальных работ в среднем на 250%, получившего за время работы на Беломорстрое квалификацию старшего десятника по скальным работам,
  14. Павлову Анастасию Павловну — десятника по скальным работам (имела 3 судимости, за воровство), работавшую в ударной женской бригаде, своим примером вовлекшую в работу уклонявшихся от работы женщин, научившуюся на Беломорстрое и ставшую десятником по скальным работам,
  15. Гинзбурга Бориса Владимировича — организатора и руководителя трудового коллектива окальщиков (имел 5 судимостей за воровство), организовал трудовой коллектив окальщиков из наиболее отрицательного элемента, срывавшего дисциплину и темпы (работ, своим примером вовлёк их в работу и достиг на производстве исключительных показателей, перевыполняя нормы в 2—3 раза.

II.

Вывесить на главной части сооружений Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина доску почёта с занесением на неё имён отличившихся строителей канала (инженеров, техников, десятников) с указанием на ней даты начала и окончания строительства.

Такие же доски почёта установить на каждом сооружении с занесением на них имён руководителей постройки, проектировщиков, прорабов и лучших работников данного отдельного сооружения с указанием дат начала и окончания постройка.

Поручить ОГПУ Союза ССР представить на утверждение президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР форму доски почёта и список лиц, подлежащих занесению на доски почёта.

III.

Поручить ОГПУ Союза ССР издать монографию строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина.

Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин.
Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе.

Москва, Кремль. 4 августа 1933 г.

Опубликовано в № 193 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 5 августа 1933 г.

Категории: Блоги, История, Статистика
Теги: , ,