Красные Советы — Еще о радиоуправлении тракторами

Недавно я публиковал статью из журнала «Радио» за №4 1960 года, посвященную системе радиоуправления трактором. Однако из нее было не совсем понятно, является ли идея радиоуправления «частной» инициативой радиолюбителей или это государственная программа. Но оказывается, что за два месяца до той статьи, в том же журнале «Радио» за №2 1960  была небольшая заметка, из которой можно сделать вывод о том, что это была все же государственная программа. Оказывается, в стране с 1931 года существовал особый институт — ВИЭСХ (всесоюзный институт электрификации сельского хозяйства), в числе прочего занимавшийся и автоматизацией сельскохозяйственного производства. В рамках этого института и проводились работы по созданию системы радиоуправления тракторами. В этой заметке, помещенной ниже, можно увидеть, какая  работа шла в СССР 1950 годов в области внедрения современных технологий в сельскохозяйственное производство.

q4287-7669904

Тракторами можно управлять по радио.
С.. Литинский, Инженер лаборатории ВИЭСХ.

Лаборатория электрификации растениеводства в ВИЭСХ организована с первых дней существования института, но инициативная группа по автоматизации управления тракторами начала свою работу только в 1956 году.

Вот что рассказал нам руководитель группы С А. Литинский, страстный энтузиаст автоматизации управления тракторами:
— В лаборатории были разработа¬ны н испытаны различные системы дистанционного и автоматического управления тракторами и автомобилями. В этих работах приняли также участие В. Гурьянов, И. Ларин, Э. Сувилов.

В результате появилось несколько систем управления тракторами. Одна из них — система дублерного управленияи признана наиболее выгодной и перспективной. Испытания, прошедшие в полевых условиях, полностью подтвердили целесообразность применения данного метода. Суть его заключается в том. что один тракторист управляет не только своим трактором, как обычно, а еще одним-двумя агрегатами. двигающимися впереди. Достигается это с помощью несложного радиоустройства, аналогичного тому, которое применяется для радиоуправления моделями кораблей или самолетов. На ведущем тракторе находится радиопередатчик и пульт управления, представляющий собой несколько кнопок, расположенных непосредственно на рычагах управлении трактором. На ведомой машине размещается приемник и дешифрирующее устройство. В качестве последнего используется система фильтров, с помощью которых выделяются сигналы той или иной команды.

Таким образом, тракторист имеет возможность управлять одновременно двумя и даже тремя тракторами. Для большего облегчения труда тракториста. мы оборудовали ведущий и ведомый тракторы автоматической системой управления с помощью копира, предложенной Логиновым. Па наш взгляд, нам удалось удачно совместить обе системы. Тракторист, управляя, скажем, двумя тракторами, во время гона только следит за их работой. Радиоуправление используется лишь в конце гона, когда кончается борозда и копир перестает действовать.

Для передачи и приема команд мы применили радиостанции типа ЖР—4П. Не выходя из кабины, тракторист может также поддерживать радиосвязь с центральной усадьбой.

Кроме усовершенствования системы Логинова, мы работаем над созданием полностью автоматизированного управления тракторами и автомобилями. В этом направлении перспективным считается индукционный метод автоматического управления. Для того, чтобы трактор или автомобиль мог двигаться по заранее намеченной трассе, вдоль нее прокладывается провод, по которому идет переменный ток. Рамочная антенна на движущемся объекте воспринимает электромагнитное излучение, образующееся вокруг провода, и специальный приемник реагирует на малейшее отклонение от заданного направления. Подобные устройства найдут самое широкое распространение при перевозке грузов на небольшие расстояния, а в сельском хозяйстве при вождении тракторов в садах, виноградинках и т. п.

Заслуживает внимания радиоинтерференционный метод управления тракторами. Такие работы проведены, правда, не у нас, а в Новосибирском институте связи, где создана радиоинтерференционная система автоматизации квадратно-гнездового способа посадки различных сельскохозяйственных культур без мерной проволоки.

Для изучения и анализа работы автоматически и дистанционно управляемых агрегатов, сотрудниками нашем группы создано несколько электронных приборов. Самым интересным из них можно считать прибор для магнитной записи траектории движения трактора. Мы использовали обычный переносный магнитофон типа «Репортер-2», амплитудно-фазовый датчик, частотный модулятор. Нам удалось записать показания работы агрегата в диапазоне частот 0,1—10 Гц, что без частотной модуляции сделать невозможно. В лаборатории мы расшифровываем эта записи с помощью обычного чернильного самописца.

Созданные нами приборы — это только первые шаги в большом н важном деле применения радиоэлектроники в растениеводстве, которое стоит на пороге комплексной автоматизации.

Можно увидеть, что одним радиоуправлением дело не ограничивалось. Речь шла о создании полностью автоматического способа управления тракторами и автомобилями (по сигнальному проводу), а также о загадочной «записи траектории движения трактора на магнитофон». Что такое представляет последний метод, мне абсолютно непонятно, потому, что непонятно, что за система позиционирования использовалась в то время (явно, не инерциальная, в связи с колоссальной дороговизной последней, и не спутниковая навигация. Возможно, просто датчики пройденного пути?)

Описаны и другие интересные разработки. К сожалению, почти ничего из них не было внедрено в массовое использование. Вообще, похоже, что тот «модернизаторский порыв», который существовал в сельском хозяйстве в 1950 годы, впоследствии был утрачен. И несмотря на во много раз возросшие возможности экономики, модернизация этой области производства после прорыва 1950-1960 годов стало отставать от общей тенденции развития страны. Но это, конечно, отдельная большая тема.

Но, помимо всего прочего, очень интересным представляется то, что будучи разработанной в институте, система радиоуправления публикуется в журнале «Радио» с призывом радиолюбителям заняться ее изготовлением. То есть, с самого начала считалось, что помимо государственных организаций в процессе модернизации сельского хозяйства должны принимать участие и радиолюбители.

Такое совмещение «хобби» и общественно-полезной деятельности вообще, представляет собой особенность СССР того времени, к сожалению, также утраченную впоследствии. Но до тех пор, пока это не произошло «любительская» деятельность была немалым фактором модернизации советской жизни.

q4289-4863678