Красные Советы — Начало конца

Доллар уверено пробил отметку в 38 рублей, нефть ушла ниже 100 долларов за баррель, продажи автомобилей упали на 25%, туроператоры банкротятся пачками, розница снижается, закредитованность населения обновила очередные максимумы.

О чем всё это говорит? О том, что у населения уже нет возможности поддерживать текущий уровень потребления. Проще говоря, у людей тупо нет денег. Для экономики это означает только одно – кризис.

q124-7341882

В принципе это закономерной итог путинской «стабильности», когда ВВП раздувался за счет постоянного роста цен на сырье и увеличения корпоративной задолженности. Да, МКАД застроили огромнейшими торговыми центрами, россиянчеги оккупировали все мировые курорты, построили себе коттеджики и пересели на иномарки. От этого ВВП очень бурно рос. Самый рейтинговый персонаж российского капитализма даже обещался удвоить ВВП к 2010-му году (с известным результатом).

И все бы хорошо, но проблема заключается в том, что ВВП – это денежный показатель, а не количественный. Объясню на примере. Вспомните, еще 10-15 лет назад по дорогам в основном ездили представители отечественного автопрома: Иж, Волга, Москвич, Ока, Жигули… Эти автомобили состояли практически на 100% из российских комплектующих. Теперь мы пересели на иномарки, многие из которых собираются в России из импортных машинокомплектов. В ВВП при этом учитывается итоговая стоимость автомобиля, то есть если раньше Москвич стоил условно 10 тысяч долларов, а сегодня вместо него производится Киа РИО стоимостью 20 тысяч долларов, то формально у нас ВВП вырос в два раза, ведь ВВП – это стоимость всех конечных товаров произведенных на территории страны за год. И пофиг, что в Киа РИО отечественных деталей нет вообще.

Точно так же за время «стабильности» было окончательно угроблено отечественное авиастроение. А ведь авиастроение – еще более высокотехнологичная отрасль, которая тянет за собой целую цепочку смежных отраслей от электроники до нефтехимии. Для Добролета мы теперь Боинги закупаем, а Суперджет больше чем на половину состоит из импортных комплектующих, но зато увеличивает ВВП, да.

В итоге, с точки зрения производства, мы сегодня имеем ситуацию даже хуже, чем в конце 90-х, когда еще оставался огромный советский промышленный потенциал. Сходите в магазин – там всё импортное. Драйвером роста стал потребительский сектор, но этот сектор на текущий момент больше потреблять не может. Всё, приток халявного бабла закончился, а внутри страны бабло не генерируется в достаточном для поддержания текущего уровня потребления уровне. Понастроенные торговые центры не создают прибавочной стоимости, точно так же как ее не создает раздутый сектор услуг с маркетологами, юристами и финансистами.

Поэтому кризис текущей системы был лишь вопросом времени и сегодня это время настало. Причем мы находимся сейчас на внешнем витке спирали схлопывающегося спроса. Падение спроса вызывает банкротства, безработицу и, как следствие, снижение доходов население, что, в свою очередь, еще больше снижает спрос и так далее. Никакой Росстат не поможет.

Но это только экономическая сторона вопроса. Наряду с ней будет расти и политическая напряженность. Внутриэлитная борьба за кормушку обострится, а конфликтующие стороны будут активно использовать фактор растущей социальной напряженности, вызванный падением уровня жизни значительной части населения. В общем на горизонте отчетливо стали проглядываться контуры 90-х. Путинскую стабильность можно поздравить с началом ее конца.