Про буржуйские «инновации»?


Про буржуйские «инновации»?

Выборы на носу. Наш творческий коллектив лихорадочно изучает предвыборные программы расейских политических партий, чтобы дать читателям рекомендации — за кого голосовать 18-го сентября 2016-го года. Вдумчивые разборы программ будут чуть позднее, ближе к середине сентября, когда с общественной работой полегче станет. А сегодня поговорим об одном положении, которое, в тех или иных формах, встречается чуть ли не в каждой современной и новомодной политической программе. Поговорим о тнз «модернизации«, которую нам сулят и ребята из ЕдРо, и ребята из КПРФ, и ребята из СР. Парадоксально, нес па? Вроде, «идеологические противники», а по вопросу о тнз «модернизации» — такое трогательное единодушие. Дедушка Зюганов вещает: «Пора открыть дорогу к новой индустриализации, к четвёртой промышленной революции«. И дедушка Миронов туда же: «Основная задача индустриального развития страны — переход от ресурсоемкого экономического роста к инновационному росту«. Ну, а что в ЕдРо думают о тнз «модернизации» — известно давно, ещё со времён президентства ясновельможного пана Лунтика Медведко.


Ну, то есть какбе уже «общим местом» стало утверждение, что «модернизация» с «инновациями» — это хорошо и полезно для всех россиян.

Оно и понятно, граждане начитались Белла с Тоффлером и прочих мошенников-аферистов, рангом пониже — и теперь грезят о «постиндустриальном обществе«, «информационной эре«, «третьей волне«, «четвёртой формации» и т.п. чушатине. Мол, надо всяких «инноваций» напридумывать, успешно внедрить их — и, считай, все социальные и экономические проблемы решены! Тётя Вика прямо слюной захлёбывается: «В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения… …Главные отличительные черты постиндустриального общества от индустриального — очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями и венчурным бизнесом… …Сущность постиндустриального общества заключается в росте качества жизни населения и развитии инновационной экономики, включая индустрию знаний…»
Пруф

Короче, ясно, да? Бандера Научно-технический прогресс прийде — порядок наведе! И вроде — верно всё. Кто ж станет спорить с утверждением, что научно-технический прогресс для общества весьма полезен? Полезен-полезен, стопудофф.
Но — где тут подвох? Мы, сознательные великорусские пролетарии и сознательные пролетарии других национальностей, знаем: если буржуазный идеолог что-нибудь хвалит, значит — с этим «чем-нибудь» в реале всё «не так однозначно» (тм). Должен быть какой-то подвох и в рассуждениях о пользе «инноваций«! И — точно, подвох таки есть. О нём мы и поговорим сегодня.

Итак, почему же не все «инновации» одинаково полезны?

Начнём разговор об «инновациях» с цитаты из замечательного произведения Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка». Кто не в курсе: в 1935-м году Партия и Правительство отправили товарища Ильфа с товарищем Петровым в САСШ (тогда США у нас ещё называли САСШ), на обзорную экскурсию. Ильф и Петров исколесили весь Пендостан, много с кем встретились, много с кем пообщались, много на что посмотрели. И больше всего знаменитых советских сатириков впечатлила американская техника, они прямо восхищались всякими-разными моднючими автомобилями, навороченными станками, конвейерами, механизацией всего и вся… Правда, к удивлению советских сатириков, отнюдь не все американцы разделяли их восхищение «модернизацией«. А многие амеры не только не восхищались, но даже, напротив, негодовали по поводу засилья «инновационных машин«:

— Понастроили машин. Все делают машинами. Нет больше жизни рабочему человеку.
— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы рабочему человеку легче жилось?
— Разбить, потоптать машины! — твердо и убежденно ответил продавец жареной кукурузы.
Мы не раз уже слышали в Америке разговоры об уничтожении машин. Это может показаться невероятным, но в стране, где машиностроение доведено до виртуозности, где народный гений проявил себя именно в изобретении и производстве машин, вполне заменяющих и многократно улучшающих труд человека, — именно в этой стране можно услышать речи, которые могут показаться невероятными даже в сумасшедшем доме.
Глядя на продавца поневоле, мы вспомнили нью-йоркскую кафетерию на Лексингтон-авеню, куда ежедневно ходили завтракать. Там у входа стояла милая девушка в оранжевом парусиновом фартучке, завитая и нарумяненная (ей, наверно, приходилось вставать в шесть часов утра, чтобы успеть завиться), и раздавала талончики. А на шестой день мы увидели на том же месте металлическую машинку, которая выполняла работу девушки автоматически, да еще издавала при этом приятные звоночки, чего ждать от девушки было, конечно, невозможно. Вспомнили мы и рассказанную нам в Нью-Йорке историю об одном негре, который служил на пристани контролером и подсчитывал кипы хлопка. Работа натолкнула его на мысль о машине, которая могла бы подсчитать кипы. Он изобрел такой прибор. Хозяева с удовольствием воспользовались изобретением, а негра уволили. И он остался без работы…
…В уютном и красивом инженерном клубе, за завтраком, к нашему величайшему удивлению, несколько инженеров высказали мысли, очень напоминающие то, о чем говорил нам безработный продавец пап-корна. Разумеется, высказаны они были не в такой примитивной форме, но сущность оставалась та же.
— Слишком много машин! Слишком много техники! Машины виновны в затруднениях, которые постигают страну.
И это говорили люди, которые сами производят всевозможные замечательные машины. Может быть, они предвидели уже момент, когда машина лишит работы не только рабочих, но и их самих, инженеров.

Понятно, да? «Инновации» не только не улучшили жизнь трудящегося американца, но и наоборот — усложнили её. С внедрением каждой «инновации» г-да «работодатели» выкидывали на улицу сотни и сотни работяг. И плохо было не только самим уволенным. Увеличивалась «резервная армия безработных», а значит — уменьшалась цена рабочей силы и плохо становилось вообще всем наёмным работникам. Парадокс, да? Модернизация идёт полным ходом, а о «высоком качестве жизни» многие граждане и не мечтают — мечтают тупо с голоду и холоду не пропасть.

cs133

Кто аглицким не владеет — безработный американский гражданин на фотке просит либо жильё для себя и своей беременной жены, либо крепкую верёвку, чтобы повеситься. Видать, не очень комфортно ему спать под мостом.

И положение за 70 с лишним годиков — ни разу не поменялось. Вот «Раша тудЭй» пишет о внедрении очередной «инновации» —

Технологическая революция преподносит всё новые сюрпризы. Беспилотные такси со страниц фантастических романов прямиком выезжают на дорогу — в Питтсбурге компания Uber при поддержке автоконцерна Volvo выведет на линию 100 машин. Пока техника на грани фантастики будет работать в тестовом режиме под присмотром оператора и водителя, который в случае чего сможет принять управление на себя. Жители Питтсбурга станут первыми бенефициарами научно-технического прогресса — прокатиться на самодвижущемся такси они смогут совершенно бесплатно, достаточно будет сделать заказ, воспользовавшись приложением Uber.

Видите, как здорово? Прогресс на службе общества! Уря? Уря-то уря… Но есть и ложка дёгтя в этой бочке инновационного мёда.

Если эксперимент окажется удачным, возможно, вскоре таксистам придётся задуматься о смене профессии.

пруф

Ага, о «смене профессии» придётся задуматься. Притом, что безработица-то никуда не делась и наоборот — в честь кризиса растёт, как на дрожжах. В Москве, к примеру, зарегистрированных таксомоторов — больше 50-ти тысяч. В каком-нибудь Нью-Йорке, полагаю, их ещё больше. А ведь «беспилотными» станут не только такси, но и автобусы, грузовики, etc, etc. И куда же девать такую прорву безработных шофёров — десятки и сотни тысяч человек?

«В чёрную работу, землю копать!» Хе-хе ))) Шутки шутками, а вот популярный блогер-охранитель-патриот Фриц Морген что-то в таком духе и предполагает, когда пишет про инновационные автомобили-беспилотники:

Вряд ли я сильно ошибусь, если предположу, что всего в России будет уничтожено около 5 млн рабочих мест.
Куда государство может направить эту армию? Строить тоннель через Берингов пролив? Красить облупившиеся хрущёвки, чтобы те выглядели по-европейски? Надо думать об этом уже сейчас: потом можно просто не успеть.

Пруф

Тачку в руки, кайло в зубы — и вперёд-вперёд, на мороз, рыть тоннель до Аляски. Водитель, как тебе такая вот першпектива? Ты сильно рад торжеству прогресса?

Впрочем, к чему фантазии? Мы же знаем, что никакого тоннеля через Берингов пролив не будет («это очень дорого и ни к чему» (с) ), а если наши отцы-основатели таки задумают выкрасить облупившиеся хрущёвки, то это дело поручат гастерам из солнечного Таджикистана и не менее солнечного Узбекистана. Мы прекрасно понимаем, что именно наше родное буржуазное государство предложит оставшимся без работы шоферюгам. То же самое, что оно и недовольным зарплатой учителям предложило, к гадалке не ходи. «Все в сад бизнес!»

cs134

А у кого из вчерашних шофёров «бизнес» не получился — тот вчерашний шофёр, стало быть, «не вписался в рынок«. Но — ничего страшного! Зато остальные будут жить как в Европе будут кататься на беспилотных таксомоторах и экономить свои кровные рублики. Ну, то есть это Фриц Морген полагает, что пассажиры будут экономить.

Предположим, что новый автомобиль с автопилотом будет стоить 500 тысяч рублей (столько же, сколько и автомобиль без автопилота). Допустим, робот будет убивать этот автомобиль за год. Тогда один час работы автомобиля будет обходиться… в 60 рублей. Это значит, что такси будут возить пассажиров чуть ли не по цене бензина, очень дёшево.

Действительно, очень выгодно — 60 рублей в час! Только одного бравый Фриц не учёл, прикидывая цену. Не учёл он маржу ХОЗЯИНА инновационного автомобиля с автопилотом. Ведь беспилотники-то не всему обществу будут принадлежать, а вполне конкретным бизнесменам, владельцам таксомоторных компаний. Так что цена поездки не от стоимости автомобиля и топлива будет зависеть, а от прихоти «эффективного собственника«. А «эффективный собственник» уж постарается себя не обделить.

Впрочем, пускай даже действительно будет — 60 рублей в час. И — что? Нам предлагается радоваться экономии и позабыть про 5 миллионов соотечественников, оставшихся без работы и средств к существованию? Ну, какбе да. Это нам и предлагается. Капитализм же на дворе. Живём по закону джунглей.

cs135

Катайся на беспилотнике за 60 рублей в час и радуйся, что пока ещё не изобрели машину, которая уже ТЕБЯ самого на работе заменит, что пока ещё получаешь зарплату и имеешь возможность заплатить роботу за поездку.
Мне вся эта бодяга с беспилотниками напоминает рассказ писателя-народника Успенского о том, как в богоспасаемой РКМП, в 1889-м году, внедряли «инновацию» — ставили счётчики на экипажи извозчиков, а какой-то тогдашний патриот об этом торжестве «модернизации» в газету написал.

Рассказав в подробностях конструкцию аппарата, обрадованный им обыватель повествует о нем и восхваляет его так:
…«Задняя сторона аппарата утром запечатывается содержателем извозчиков посредством наложения пломбы; вечером, по вскрытии аппарата, хозяин видит, сколько всего выручено в течение дня… Вам (то есть всем нам, которых автор хочет обрадовать); нет надобности не только торговаться, но даже и разговаривать с извозчиком: доехали, посмотрели на циферблат и уплатили ту цифру, которую он показывает. В настоящее время, в особенности в дождливую погоду, или если вы с узлом, извозчик менее 20 коп. никуда не повезет, не говорю уже о разъездах из театров, со станций железных дорог. Тогда как на извозчике с аппаратом за версту, хотя бы и под проливным дождем, вы заплатите 10 коп. Забыли вы одеть калоши, – за проезд через грязную площадь или улицу вы платите пять копеек. Предложите обыкновенному (!) извозчику (!) 5 коп. – он вас осмеет»…
…С искреннейшим и величайшим удовольствием на всю Россию со столбцов газеты возвещается, что обыкновенный извозчик имел дерзость осмеять седока, если бы он ему предложил пятачок за переезд по грязи через площадь; теперь же извозчик, обузданный аппаратом, не посмеет ни осмеять, ни отказаться от пятачка. «Вас» радуют известием, что аппарат обуздал извозчика не только в отношении права не взять пятачка, но еще принудил его брать гривенник за конец в целую версту, несмотря на проливной дождь, и что, к вашему счастию, у «обыкновенного извозчика» отнят в вашу пользу не менее как целый рубль серебром. Наконец, чтобы окончательно привести всех вас, то есть всех нас, людей «из чистой публики», уже в полнейшее восхищение, вам говорят, что благодаря аппарату вам дано полное право не только не торговаться, но даже и не разговаривать с извозчиком. Обращено самое искреннее внимание всей «чистой публики» на возможность не промочить ваших ног, когда случайно вы забыли ваши калоши, на ваш узел, с которым вы теперь доедете за пятачок «без разговоров»; обращено внимание на экономию в рубль серебром, и в двугривенный, и в пятачок, и до небес превознесен гривенник, который дает вам право целую версту гнать извозчика, несмотря на проливной дождь. Словом, все пятачки, гривенники, двугривенные, рубли, которые аппарат отнял у извозчика и предоставил в вашу пользу, – перечислены с величайшею радостью, а что извозчик вообще доведен до полного ничтожества, почти до необходимости мертвого молчания, это сказано с выражением чистого торжества.
И в то же время ни тени мысли об извозчике, у которого аппарат отнял такую массу пятачков, гривенников, двугривенных и рублей и которого он, как говорится, «притиснул к стене»; ни тени внимания, хотя бы самого микроскопического, не оказано ему голосом «из чистой публики». Ни единого звука не потрачено этим голосом «из чистой публики» на уяснение участи «притиснутого» аппаратом извозчика. Ни малейшего внимания не обращено на то, что извозчик мокнет в каждый проливной дождь, что он мокнет и на «обратном пути», и на протяжении знаменитой версты, и еще перед окончанием спектакля; ни единого слова не сказано о том, что отнятый у извозчика рубль нужен ему и на одежу, постоянно промокающую и прежде срока, данного хозяином, изнашивающуюся, и на рюмку водки, чтобы согреть свое промокшее тело, нужен и на семью, и на подати, и на хлеб, на существование. Услуга его, человека, взявшего на себя из-за куска хлеба обязанность мокнуть на проливном дожде и доставлять до дому «чистую публику», которая без этой услуги должна бы была тащиться по грязи пешком, ничего этого даже и не мелькнуло в сознании панегириста «аппарата против извозчика». Он только искренно, от всего сердца радуется, что у извозчика отнято пропасть заработка и что сам он доведен до ничтожества и мертвого молчания!

cs136

Так и что же получается? Прогресс — вреден, что ли? Никак нет. Прогресс — полезен. Вреден — общественный строй, при котором прогресс осуществляется исключительно ценой обострения социальных противоречий. И речь в этой статье, если кто из читателей ещё не понял, не о «вреде прогресса», а маразме капиталистического строя и о бесплодности упований на то, что «модернизация» и «инновации» помогут улучшить жизнь трудящихся, помогут разрешить социальные противоречия. НЕ ПОМОГУТ.
Но ведь всякие-разные инновации помогают повысить производительность труда! А значит — помогают производить больше всяких полезных и нужных ништяков! Так?
Так-то да, помогают. Но суть-то ведь не в том, сколько того или иного продукта произведено. Суть в том, кому принадлежит произведённый продукт — всему обществу, или частнику. То есть произвести-то продуктов произведут — реально много, прям на всех землян, с запасом даже. Только эти продукты не всем достанутся. Вот картинка, для ясности:

cs137

То есть на каждого американского бомжа приходится примерно 5 пустых домов. Теперь — всё понятно касаемо «инновационной промышленности», которая, мол, «насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения»? При капитализме будут «насыщаться» только те, у кого деньги есть. Еды, одёжи и жилья будет производиться всё больше, но при этом никуда с улиц не пропадут ни голодные, ни раздетые, ни бесприютные. Вдумайся, товарищ читатель! Ведь для американских бомжей даже не нужно специально строить жильё! Оно уже построено! Целые улицы пустых домов! Дома стоят без дела, приходят в негодность, постепенно разрушаются…

cs138 cs139

Но вселиться в эти дома бомжу нельзя, даже временно. Это, сцуко, сквоттинг! Частная собственность, сцуко, никто не отменял. Пускай бомж на теплотрассе тусуется. Авось — не пропадёт.
Казалось бы — ну что вы, граждане буржуи, не люди, что ли? К чему такое изуверство?
Это не изуверство, это бизнес. Кому бомжиков жалко — тот может пожертвовать денежку благотворительной организации, которая на собранные средства купит или арендует жильё для бомжа. А пустующие дома пускай обветшают и развалятся. Всё лучше, чем раздавать их на халяву.

cs140

А как ты думаешь, товарищ читатель, чем сейчас заняты строительные компании, которые возвели все эти нераспроданные, пустующие и ветшающие домики? Правильно, компании прямо сейчас возводят новые домики, которые, опять же, продать не получится — кризис на дворе и спекулянты сильно цены на недвигу задрали, не укупишь. Так что домики будут и дальше пустовать, а люди и дальше будут спать под открытым небом. И если завтра придумают «инновационного» робота, который будет строить дома вместо человеков — в три смены, без обедов и без выходных — количество бездомных нищих не уменьшится, а увеличится, ведь ряды бомжей пополнят безработные строители, не вписавшиеся в рынок. Такой вот капиталистический парадокс. Такое вот «постиндустриальное общество«.
И это не только жилья касается. Точно так же капиталисты гноят на огромных свалках новенькие машины, которые не могут продать.

cs141 cs142

 

Точно так же капиталисты уничтожают еду — чуть ли не прямо на глазах у голодающих!

cs143 cs144

Тут прям криком кричать хочется — господа хорошие, да вы очумели?! Вы чего творите вообще?! Как так можно?!
Так ведь тут же набегут высокоучёные буржуазные «экономисты», научные профЭссора, которые важно пояснят нам, неучам, что только вот так и «можно». А иначе — хуже будет. Если, скажем, раздать на халяву нераспроданные дома и автомобили — то какой же дурак станет себе дом и автомобиль ПОКУПАТЬ? Значит, владельцы автозаводов и строительных компаний лишатся прибылей и остановят производство. А следом — остановятся всякие сталелитейные и бетонные заводы, которым станет некому продавать производимый продукт. Миллиарды людей потеряют свои «рабочие места«, лишатся средств к существованию. Платёжеспособный спрос падёт, аки колос созрелый от десницы косца. И дальше — коллапс всего и вся, мор, глад и чума, гибель человечества, армагеддец!

Ну, вообще прекрасно. Вот, значит, какой замечательный строй — капитализм. Сиди, как сыч, на горе еды и не смей голодающему ребёнку булочку подарить — иначе придёт к тебе полярный лис Песец. Отличный строй, ага. А почему бы вместо прибылей г-д капиталистов не поставить во главу угла насущные потребности масс? А потому, что г-да капиталисты у нас являются правящим классом. И они скорее половину человечества голодом заморят, или вапче сожгут в самом прямом смысле слова, чем хоть центом своих драгоценных прибылей поступятся. Они не только не будут бесплатно залежалые товары раздавать, они даже цен понижать не станут! Как говорил ещё в 1930-м году великий и мудрый товарищ Сталин, Лучший Друг Всех Детей и Физкультурников:

cs145

Нынешний капитализм, в отличие от старого капитализма, является капитализмом монополистическим, а это предопределяет неизбежность борьбы капиталистических объединений за сохранение высоких, монопольных цен на товары, несмотря на перепроизводство. Понятно, что это обстоятельство, делая кризис особенно мучительным и разорительным для народных масс, являющихся основными потребителями товаров, не может не повести к затягиванию кризиса, не может не затормозить его рассасывание.

Актуальненько так, нес па? ;) Почти сто лет прошло, а — как про сегодняшний день сказано. Всё потому, что капитализм с 1930-го года очень мало изменился. В отличие от «старых» капиталистов, которым приходилось выживать в условиях конкуренции с братьями по классу и снижать цены, дабы демпингом забороть конкурентов, капиталист-монополист уже ни с кем не конкурирует, ему цены понижать без надобности. Ему что товар сгноить, что по дешёвке продать — один хрен. Сгноить даже выгоднее — спрос на прежнем уровне останется. Вот капиталист и поступает — как ему выгоднее. Тратит труд людей и драгоценные, невосполнимые ресурсы планеты Земля на строительство домов, в которых никто никогда не будет жить, на производство машин, в которых никто никогда не будет ездить и выращивание еды, которую никто никогда не съест. И проплачивает лгунов-болтунов, которые пролечивают массы в том духе, что такой вот образ жизни — самый «правильный» и даже «естественный«. Мол, соответсвует он «человеческой природе«. В отличие от коммунизма, который есть «бред«, «сказка«, «утопия«.

Капитализм, товарищи, превратился в гоголевского Плюшкина, у которого — если кто не помнит —

«Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было её рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль… …А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, — все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве«.

И если кандидат в депутаты кричит про «новую индустриализацию», про «модернизацию» и «инновации» — непременно уточните, кому именно, по мнению кандидата, должна принадлежать «модерновая и инновационная индустрия«. Капиталистам, или всему обществу? И только когда кандидат чётко на этот вопрос ответит — решайте, голосовать вам за него, или ну нах. Руководствуйтесь классовым эгоизмом, товарищи дорогие. А не всякими лозунгами типа «Построим много заводов и догоним Америку!» В США сегодня — если кто не в курсе — под 50 миллионов бедняков.

cs146

И это не взирая на «постиндустриальное общество«, «экономику шестого уклада» и т.п. Да хоть «стопицотым укладом» ту экономику обзови, всё равно! Если люди не живут, а выживают — значит твой уклад никуда не годится!
Повторюсь: дело не в том, сколько продукта производится. Дело в том, кому именно продукт принадлежит. Пофиг, насколько современная техника на заводе — если завод принадлежит Плюшкину, то вся продукция, считай, пропала. Исчезла в «прорехе на человечестве«.

А этот пост можно считать призывом зашить «прореху» и зажить уже таки нормальной людской жизнью, когда еду производят, чтобы насытить голодных, дома строят, чтобы дать бездомным крышу над головой, а автомобили собирают, чтобы люди на них катались по делам или просто по приколу. Об обустройстве такой жизни мы поговорим отдельно. Пока всё, товарищи читатели.

Рот Фронт!

Категории: Блоги, Выбор Редакции, Теория, Экономика
Теги: , , , ,