Красные Советы — О законности и акционизме. Ответ редакции историку Климу Жукову

На днях редакция Красных Советов, опубликовала статью историка Клима Жукова «О повешенном Солженицыне». До этого данная статья с большим количеством редакционных правок, была опубликована на портале История.рф. Правки достаточно сильно изменяли форму и содержание статьи, до такой степени, что многие прочитавшие её товарищи, знакомые с деятельностью Клима Жукова, были возмущены. Статья, опубликованная уже на нашем портале Красные Советы, без каких-либо правок вообще, снизила градус возмущения, но многие товарищи и члены редакции, всё равно были и остаются не согласными с многими тезисами Клима Александровича. Этот вопрос мы и хотим вынести на обсуждение.

Для тех, кто не в курсе, ссылки на материал:

На сайте История.рф — http://histrf.ru/biblioteka/book/pochiemu-nie-nado-kaznit-chuchielo-solzhienitsyna
На сайте КС — http://red-sovet.su/post/30218/about-hung-solzenicyne

Не будем рассматривать вопрос, имеет ли смысл вообще публиковаться на портале, редакция которого подвергает поступающие материалы столь серьёзной редактуре, что по её итогам, смысл и стилистика материала меняются почти до неузнаваемости. Это — личный выбор каждого автора. Редакция КС также подвергает многие материалы корректуре, однако, мы стараемся дополнять те моменты, которым автор не уделил особо пристального внимания. Порой, мы даже высказываем своё редакционное мнение, но всегда выделяя, где кончается текст автора, а где начинается текст редакции, не вкладывая таким образом свои слова и суждения в уста автора.

***

В начале своего материала Клим Александрович дает оценку личности Солженицына, ставя его в один ряд с Горбачёвым, Гайдаром, Яковлевым, Ельциным и пр. и казалось бы, что с этим нельзя не согласиться, вот только подкрепляется такая позиция словами президента Путина, о том, что «крушение СССР является крупнейшей геополитической катастрофой XX века». И черт с ней, с цитатой, и с тем, что ВВП потом неоднократно говорил, мол, мы, конечно, не можем не сожалеть об этом, однако, это было совершенно неизбежно. И с другими цитатами Путина в стиле «Кто не сожалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а те, кто мечтает о возрождении Союза в его прежнем виде, у тех нет головы» цинк. Владимир Владимирович, и публично сказанные им слова и даже сделанные им заявления, попросту являются методологически плохим критерием оценки чего угодно. Особенно для человека, позиционирующего себя как коммуниста и историка.

Путин является по роду занимаемой им должности выразителем интересов буржуазии. Мы вполне можем предположить, что буржуазия была бы рада, если бы буржуазная контрреволюция совершилась бы в единой, а не распавшейся стране, что обеспечило бы ей, буржуазии, больший рынок для сбыта продукции, большую ресурсную базу, больше рычагов влияния на своих зарубежных партнёров, а значит и значительно больше прибыли. Однако, они были совершенно не заинтересованы в сохранении того экономического уклада и той политической системы, которые были в СССР. А потому, и наша буржуазия, и лично Путин, превозносят Солженицына как борца с «советским тоталитаризмом».

Возможно, именно Владимиру Владимировичу, как никому другому, мы обязаны столь высокой роли, которая отводится Солженицыну и его творчеству в современной России. Ведь это президент В.В.Путин поручил правительству «образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования столетия со дня рождения Солженицына» цинк. Это Путин вручал Солженицыну государственную премию Россиийской Федерации «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности за 2006 год» цинк.

cs365-1205339

А потом поминал «великие достижения» этого деятеля, во время очередной годовщины его, несомненно трагической для всех нас, смерти.

cs364-1316887

***

Во второй части Клим Александрович уже касается самой акции и тут оценки как-то разительно отличаются от тех, что были даны в первой части. Оказывается, что вешать чучело писателей (заметьте, уже писателей, а не врагов народа) нехорошо и некрасиво, и что у писателя есть кроме этого родственники, которые могут оскорбиться. Да и вообще это нарушение закона.

Активистам Союза коммунистической молодежи понравится, если некая группа лиц повесит чучело Ленина на двери музея Октябрьской революции (ныне музей Политической истории) в Санкт-Петербурге? Ну а как же! Ленин, ведь, «немецкий агент»!

Если мы сейчас начнём говорить об оскорблении чьих-либо чувств, возможно, мы никогда не закончим писать эту статью. Представьте себе, членов нашей редакции, многих наших авторов и читателей, оскорбляет до глубины души, огромное количество вещей, которые происходят в современной России. Нас оскорбляет существование музеев политических репрессий и музеев политической истории, в которых обычным гражданам засирают мозги, рассказывая про тысячи миллионов лично убитых товарищем Сталиным и про Ленина и Ко, как немецких шпионов. Нас оскорбляют мемориальные доски и памятники откровенным нацистам и фашистам, благодаря деятельности которых миллионами убивали наших соотечественников, а тысячи людей оказывались в немецких концлагерях. Нас оскорбляет привилегированное положение верующих и представителей некоторых национальностей, имеющих особые права.

Есть и особенная категория оскорблений, а именно — оскорбления чувств здравого смысла. Это когда во время наводнения над затопленным районом летают на вертолёте с иконкой, глава РосКосмоса поддерживает освещение ракет, министр образования несёт лженаучный бред про телегонию … Такие вот мы чувствительные люди с тонкой душевной организацией. И скорее всего, именно из-за того, что всё это нас так сильно оскорбляет и задевает, мы вообще и занимаемся какой-то там политической деятельностью.

Далее Клим Александрович горячо осуждает подобный акционизм и по своей форме, и по содержанию. С его точки зрения, такие акции абсолютно не способны повлиять на положение дел в обществе с одной стороны, зато способны не лучшим образом повлиять на судьбу её, акции, организаторов. Тут, конечно, очень хочется согласиться, ибо данное утверждение выглядит крайне логичным. Однако, мы не можем не заметить, что с момента развала СССР абсолютным лидером по проведению подобного рода акций являются наши собственные буржуи. Именно они устраивали и организовывали огромное количество акций, во время которых попирался не только здравый смысл, но историческая память нашего народа.

Тут вам и вечеринка администрации СПб и отечественных олигархов на борту Авроры цинк. И грандиозная акция «Прости нас государь», благодаря которой вся страна была увешена соответствующими плакатами, где народу предлагалось покаяться за «преступления проклятых большевиков». И ежегодное выхолащивание сути и смысла из Парады Победы, который с задрапированным Мавзолеем и отсутствием даже намёка на победу Советского народа над фашизмом, превращается в парад ради парада.

cs367-1497665

cs366-7629354

Складывается ощущение, что всё это прошло мимо Клима Александровича. Это — не достойно его праведного возмущения. Достойна его осуждения только акция хулиганов-комсомольцев и акции хулиганов-другороссов, ведь эти акции — ничего не меняют. Хотя казалось бы, ребята просто действуют в общероссийском тренде, в соответствии с духом времени, стараются не отставать от власть имущих.

Однако, мы можем вспомнить большое количество различных и годных, именно что акций, которые вполне себе оказывают влияние, если и не на классовое самосознание, то хотя бы на историческую память. Тут и акция «Две Гвоздики для товарища Сталина», и запуски «Сталинобусов» во многих городах России, и акция-конкурс «СССР-2061», благодаря которой у нас с вами стало гораздо больше образов светлого будущего. А ещё либералы пытались запустить акцию «бессмертный барак», в рамках которой людям предлагалось выйти на улицы с портретами «замученных кровавой гэбнёй», однако обществу удалось эту акцию переломить и направить в иное русло, в память о погибших родственниках на войне.

cs368-3717114

cs369-3570547

Это всё — тоже акции. Как видите, просто бывают хорошие и годные акции, а бывают напротив, мерзкие и отвратительные. И мы более чем уверены, что Сталинобусы и Бессмертный Полк тоже кого-то оскорбляют, например, любителей пить баварское. Что не мешает нам участвовать в их (акциях) организации. Так что, проблема вовсе не в акционизме, как негодном методе и даже не оскорбление чьих-то чувств. Метод вполне себе рабочий, и для нас это один из немногих доступных методов, с помощью которого мы можем взаимодействовать с большими массами. Пикет или митинг, это, кстати, по форме тоже акция, если что, вот только акция, подобная сталинобусам, охватывает куда большее количество людей по сравнению с митингом, на который придут только свои, по крайней мере в текущих условиях «организации» левого движения.

Более того, акционизм вообще, и подобный акционизм в частности, это — неизбежное следствие социальных противоречий, и его осуждение — вещь бессмысленная, а потому нас, как коммунистов, должна интересовать только классовая сторона вопроса, за интересы какого класса, или против интересов какого класса направлен этот акционизм.

***

Далее Клим Александрович говорит нам о «положительном модусе поведения», призывает нас к большей сознательности, чтению классиков, и изучению марксизма-ленинизма. Что, видимо, является вполне логичным приложением к призывам соблюдать законность и осуждению акционизма. Безусловно, благостные картины, где комсомольцы не Солженицына вешают, а участвуют в первых рядах профсоюзного движения, изучая марксизм-ленинизм на лекциях М.В. Попова, не может не подкупать. После чего, автор переходит к тому, что никакое изменение окружающего мира невозможно без грамотного целеполагания, которое, в свою очередь, невозможно без объективной оценки окружающего мира.

С нашей точки зрения, цель у данной акции вполне себе была. Не просто же так комсомольцы повесили чучело Солженицына, по приколу. Нет, цель простая как пять копеек: обратить общественное внимание к вранью данного индивида (о котором общественность может узнать из тех же передач с Климом Александровичем) и фальсификации отечественной истории в отношении сталинских репрессий. И посредством данной акции цель была в некотором смысле достигнута, можно сказать, с перевыполнением плана. Ибо такой реакции на эту выходку ни организаторы, ни сторонние наблюдатели никак не ожидали. Мы даже продвинулись в рамках объективной оценки нашего общества, узнав благодаря этой акции, что Солженицын является абсолютной «священной коровой» для российской буржуазии.

И именно вот тут и кроется краеугольный камень и, видимо, реакции Клима Александровича, и всех многочисленных споров вокруг этого события. Это не то, что мы своими акциями можем кого-то оскорбить. Это не соблюдение пресловутой законности, о которой тов Ленин говорил:

призывы соблюдать законность есть ничто иное, как поддержка того, кто силен, того, кто господствует

И даже не вопрос годности или негодности акционизма — как метода.

Это извечный вопрос для любого политического движения: о соотношении результата деятельности к затратам на их осуществление. Мол, не стоило, к чертям, никакую акцию организовывать, если пару наших ребят после такой акции «посодют», может на 15 суток, а может и на пару годиков, а может и поболее, если судить ребят будут не по хулиганке, а за экстремизм, как им сейчас пытаются шить. Грамотный, образованный и подкованный в вопросах теории и практики коммунист не из воздуха берётся, на его обучение нужно потратить немало сил и времени и разумеется, крайне обидно потерять такого человека, из-за такой ерунды.

Очень часто обсуждение этого краеугольного камня можно встретить и относительно иной деятельности. Так, например, Лекс Кравецкий неоднократно утверждал, что один более менее популярный блогер, который будет писать статьи в интернете, куда ценнее, чем десятки активистов с листовками на проходных перед заводами. Неоднократно этот вопрос поднимался и классиками:

ОТ ОБОРОНЫ К НАПАДЕНИЮ

Специальный корреспондент солидной консервативной газеты «Temps» телеграфировал в эту газету из Петербурга от 21 (8) сентября:

«Позапрошлой ночью группа в 70 человек напала на Рижскую центральную тюрьму, перерезала телефонные линии и посредством веревочных лестниц влезла в тюремный двор, где после жаркой стычки было убито двое тюремных сторожей и трое тяжело ранено. Манифестанты освободили тогда двоих политических, которые находились под военным судом и ждали смертного приговора. Во время преследования манифестантов, которые успели скрыться, за исключением двух, подвергшихся аресту, был убит один агент и ранено несколько полицейских».

Итак, дела подвигаются все же вперед! Вооружение, несмотря на неимоверные, не поддающиеся никакому описанию, трудности, все же прогрессирует. Индивидуальный террор, это порождение интеллигентской слабости, отходит в область прошлого. Вместо того, чтобы тратить десятки тысяч рублей и массу революционных сил для убийства какого-нибудь Сергея 105 (который революционизировал Москву едва ли не лучше многих революционеров), для убийства «от имени народа», — вместо этого начинаются военные действия вместе с народом. Вот когда пионеры вооруженной борьбы не на словах только, а на деле сливаются с массой, становятся во главе дружин и отрядов пролетариата, воспитывают огнем и мечом гражданской войны десятки народных вождей, которые завтра, в день рабочего восстания, сумеют помочь своим опытом и своей геройской отвагой тысячам и десяткам тысяч рабочих.

Привет героям революционного рижского отряда! Пусть послужит успех их ободрением и образчиком для социал-демократических рабочих во всей России. Да здравствуют застрельщики народной революционной армии!

Посмотрите, каким успехом, даже с чисто военной точки зрения, увенчалось предприятие рижан. Убито трое и ранено, вероятно, 5-10 человек у неприятеля. Наши потери: всего двое — вероятно, раненых и потому взятых в плен врагом. Наши трофеи — двое революционных вождей, отбитых из плена. Да ведь это блестящая победа!! Это — настоящая победа после сражения против вооруженного с ног до головы врага. Это уже не заговор против какой-нибудь ненавистной персоны, не акт мести, не выходка отчаяния, не простое «устрашение», — нет, это обдуманное и подготовленное, рассчитанное с точки зрения соотношения сил, начало действий отрядов революционной армии. Число таких отрядов в 25-75 человек может быть в каждом крупном городе, и зачастую, в предместьях крупного города, доведено до нескольких десятков. Рабочие сотнями пойдут в эти отряды, надо только немедленно приступить к широкой пропаганде этой идеи, к образованию этих отрядов, к снабжению их всяким и всяческим оружием, начиная от ножей и револьверов, кончая бомбами, к военному обучению и военному воспитанию этих отрядов.

К счастью, прошли те времена, когда за неимением революционного народа революцию «делали» революционные одиночки-террористы. Бомба перестала быть оружием одиночки-» бомбиста». Она становится необходимой принадлежностью народного вооружения. С изменениями военной техники изменяются и должны изменяться приемы и способы уличной борьбы. Мы все изучаем теперь (и хорошо делаем, что изучаем) постройку баррикад и искусство защиты их.

В.И.Ленин т.11

Вот ничего себе акция, пару человек убили, несколько тяжело ранили ради спасения из застенков своих товарищей, приговоренных к смертной казни. И что волнует Владимира Ильича, что кого-то оскорбили или может, что поступили не в соответствии с законом?

cs370-3030845

Нет! Волнует соотношение результата от действия по отношению к затратам на оное. Товарищей спасли, урон врагу нанесли, вышли из положения почти без потерь. А вот вам, дорогие товарищи, другая цитата:

Чтобы не оставлять места недомолвкам, оговоримся теперь же, что, по нашему лично мнению, террор является в настоящее время НЕцелесообразным средством борьбы, что партия (как партия) должна отвергнуть его (впредь до изменения условий, которое могло бы вызвать и перемену тактики) и сосредоточить все свои силы на укреплении организации и правильной доставки литературы.

В.И.Ленин т.4, с.223

Как видите, применять ли методы террора или вооруженной борьбы, это вопрос тактики. Какой смысл распылять целую кучу сил на устранение того или иного представителя буржуазной государственной машины, если завтра же на его место встанет другой фигурант? А с другой стороны, если можно практически без потерь со своей стороны, освободить товарищей из тюремных застенок, почему бы этого и не сделать?

В итоге, все эти замечательные слова Клима Александровича об оскорбленных чувствах, о законности, об акционизме, о целеполагании и самообучении, всё это красивые, умные и совершенно пустые рассуждения, за которыми стоит лишь «нахрена было подставляться, ребята? Лучше бы вы книжки умные дома читали!». И Клима, конечно, можно понять, так как нам тоже будет обидно, если наших товарищей за такую фигню посадят.

А вот наше разногласие с Климом лежит лишь в той плоскости, что мы не считаем ребят подставившимися. Кто мог заранее сказать, что власть ТАК отреагирует, на такую, казалось бы, безобидную выходку? Мы живём в период наступающей реакции. Когда наши замечательные власти запретят всякое профсоюзное движение, а произведения классиков объявят экстремистской литературой, Клим Александрович что предложит делать, чтобы не подставляться?

Подобным же вопросом мы задаемся, читая у Клима Александровича в конце статьи его осуждающие строки, направленные в адрес властей, провоцирующих своими действиями подобный акционизм. Но ведь в таком случае, если мы имеем дело с неизбежным следствием, то уместно ли осуждать ответные действия комсомольцев, пусть и не грамотные? И не является ли «первейшим признаком сознательности», к которой призывает нас Клим Александрович, борьба именно с причиной?