Красные Советы — На пороге продовольственного кризиса и срыва посевной

Крайне тяжёлая ситуация складывается с подготовкой к посевному сезону – несмотря на непрекращающиеся рассуждения российских чиновников о необходимости оказания поддержки отечественным производителям сельхозпродукции и развитии АПК, на деле складывается строго противоположенная ситуация

z12-5410504

Несмотря на близость посевной, российские аграрии по-прежнему не могут добиться получения обещанных от государства финансовых ресурсов – поддержка «подвисла» на «согласованиях» в коридорах Минсельхоза и Правительства. Свой вклад вносят и банки, которые сокращают лимиты на кредитование аграриев – они прекрасно осознают неконкурентоспособность отечественного сельского хозяйства, которая лишь обостряется в связи с втягиванием России в ВТО.

При этом больше всего опасений вызывают не только уже ставшие традиционными срывы сроков выделения финансовых ресурсов аграриям в преддверии посевного сезона, которые рискуют усугубить и без того близкое к кризисному состояние отечественного сельского хозяйства. Отдельного внимания заслуживает стремительное сокращение запасов зерна в сельскохозяйственных организациях, а также в заготовительных и перерабатывающих организациях, которое ставит под удар не только воспроизводственный процесс в аграрном комплексе, но также рискует спровоцировать дефицит продовольствия в конце 2013г. Чем это оборачивается для рядовых граждан, напоминать не стоит – скачкообразный рост цен на продукты питания, являющиеся социально чувствительной группой товаров первой необходимости, в 2010 и 2012гг. и падение уровня жизни подавляющей части россиян дал наглядный ответ на этот незаурядный вопрос.

Согласно предварительным оценкам Росстата, по состоянию на 1 апреля 2013г. размер зерновых запасов во всех организациях составил менее 18 млн. тонн, что на 30,2% ниже показателей предыдущего года и на 11,9% ниже размера запасов в марте текущего года. Напомним, что по состоянию на начало апреля 2012г. совокупный размер запасов зерновых культур составлял порядка 25,8 млн. тонн. Несмотря на перестановки в правительстве и слёзы Скрынник, запасы зерна обвалились практически на 8 млн. тонн.

Наиболее тяжёлая ситуация складывается с наличием зерна в заготовительных и перерабатывающих организациях – общий размер запасов обвалился на 32% (или на 4,3 млн. тонн.) — с 13,4 до 9,1 млн. тонн. При этом сильнее всего (на 38,4%) сократились запасы пшеницы – с 9,9 до 6,1 млн. тонн. Притом что запасы пригодной для продовольственных целей пшеницы обвалились аж на 46,2% — с 7,9 до 4,8 млн. тонн. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что в России в последние два десятилетия либерального погрома производится главным образом фуражное и кормовое зерно – практически свёрнуто производство высококачественной пшеницы первой и второй категории. Подавляющая часть производства приходится на пшеницу третьего сорта, которой в европейских странах нередко отправляют на корм скоту.

Не намного лучше обстоят дела с запасами ржи, которые сократились на 31,2% — с 766 до 527 тыс. тонн. Ещё более существенно сократились запасы риса — на 45,8%. Также нельзя не отметить снижение запасов других зерновых культур – просо (на 10,1%), гречихи (на 18,5%), ячменя (на 14,3%) и овса (на 12,5%).

Наряду с этим практически на 28,4% сократился размер зерновых запасов в сельскохозяйственных организациях – с 12,4 до 8,9 млн. тонн. Совершенно очевидно, что столь заметное снижение запасов зерна у аграриев накануне посевного сезона практически наверняка не пройдёт бесследно — существенно повышаются риски срыва посевных работ в целом ряде регионов России: на Урале, в Западной и Восточной Сибири и т.д.

При этом необходимо принимать во внимание общую разруху в сельском хозяйстве, аварийное состояние производственных мощностей (износ основных фондов в АПК достигает 75-80%) и отсутствие базовой технологической инфраструктуры. Нередкой является ситуация, когда в условиях отсутствия современных элеваторов и зерновых хранилищ зерно хранится либо в непредназначенных для этого амбарах и постройках, либо вовсе сгнивает в кучах на полях сразу после завершения сбора зерновых. В этой связи логично предположить, что реальные запасы зерна во всех категориях организаций не превышают 13-14 млн. тонн. В лучшем случае.

РИСКИ ДЕФИЦИТА ЗЕРНОВЫХ ВОЗРАСТАЮТ

Одновременно с этим в глаза бросается откровенно удручающая ситуация с наличием зерновых запасов в целом ряде регионов России, которая существенно повышает риски возникновения локальных продовольственных дефицитов, которыми непременно постараются воспользоваться перекупщики, спекулянты и монополизировавшие в ряде регионов РФ розничную торговлю крупные федеральные торговые сети (здесь во многом нужно «поблагодарить» А. Дворковича, который не только способствовал передачи крупнейшего зернотрейдера России своему приятелю Магомедову, но и отказался ограничить экспорт зерна, что бы «не выросли мировые цены» – прим. ред.)

Если в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, имеющих первоочередное политическое и социальное значение для федеральных властей, ситуация с запасами зерновых культур складывается вполне удовлетворительно (рост на 0,4% и 20,8% соответственно), то за пределами «двух столиц» картина вызывает серьёзные опасения. Если Москву и город на Неве власти прокормят, то далеко не факт, что федеральные чиновники захотят вспомнить про регионы и Зауралье.

По официальным данным Росстата, сотрудников которого крайне трудно заподозрить в желании испортить настроение руководству России, запасы зерновых культур на складах в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях по состоянию на 1 апреля 2013г. в Южном федеральном округе, традиционно являющемся «житницей России», сократились ни много ни мало на 41,4% в годовом выражении. Весьма примечательна ситуация в разрезе субъектов федерации — запасы зерновых культур в Краснодарском крае упали на 32,7%, в Волгоградской области – на 41,9%, в Ростовской области – на 52,2%, а в Калмыкии – на 52,3%.

Одновременно с этим в Приволжском федеральном округе запасы зерна сократились на 37,7%, в Северо-Кавказском ФО – на 33,4%, в Уральском ФО – на 37,1%, а в Сибирском ФО – на 38,5%. Несколько лучше обстоят дела в Дальневосточном федеральном округе – совокупные запасы зерновых сократились менее чем на 2,8%. Принимая во внимание тот факт, что даже в лучшие годы, когда не наблюдалось дефицита зерновых запасов, цены на продукты питания росли на 10-15% в годовом выражении, наблюдаемое усыхание запасов внушает более чем серьёзные опасения. Осенью 2010 и 2012гг. с прилавков магазинов на Урале, в Сибири на Дальнем Востоке исчезли практически все виды круп, а цены на зерновые культуры подскочили на 50-120%.

Практически двукратное сокращение запасов зерна в основных сельскохозяйственных регионах России не может не вызывать опасения – крайне велики риски возникновения локальных дефицитов зерна и скачкообразного роста цен на продовольственные товары уже во второй половине текущего года. Принимая во внимание тот факт, что на долю продуктов питания приходится более половины затрат наименее обеспеченных граждан России и от 35 до 50% семейных расходов 60% россиян, относимых Институтом Социологии РАН к бедным, нищим и полунищим слоям общества, скачкообразный рост цен на продовольственные товары может спровоцировать рост социального напряжения.

РАСКРЫЧИВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ

Стоит напомнить, что только по итогам первых трёх месяцев текущего года цены на продукты питания только по официальным и весьма хорошо «причёсанным» оценкам Росстата выросли на 8-10% в годовом выражении. За январь-март текущего года хлеб и хлебобулочные изделия выросли в цене на 14,6%, обновив свои пятилетние максимумы. Макаронные изделия стали дороже на 10,4%, а плодоовощная продукция выросла в цене как минимум на 15,5%. Более того, по итогам одного только марта 2013г. манная мука подорожала на 2,5%, пшеничная мука – на 2%, а макаронные изделия, овсяная и перловая крупы, горох, фасоль, пшено, а также хлеб и хлебобулочные изделия выросли в цене га 1,1-2%.

Принимая во внимание тот факт, что даже в условиях крайне благоприятной конъюнктуры и наличия избыточных запасов зерновых культур в сельскохозяйственных и перерабатывающих организациях это нисколько не мешает перекупщикам и торгово-посредническим организациям завышать цены на продукты питания, не трудно предположить, что произойдёт с ценами на продовольственные товары в условиях 30% спада зерновых запасов. Практически наверняка спекулянты, перекупщики и крупные оптово-розничные сети постараются воспользоваться ситуацией и, искусственно создавая ажиотаж и панику, будут создавать искусственный «дефицит» продовольственных товаров.

Именно этим (произволом спекулянтов и перерастающим в преступную халатность бездействием властей), а не торфяными пожарами, летней засухой и весенними заморозками, был обусловлен 30-70% рост цен на зерновые культуры осенью 2010г. и 2012г. И именно к этим последствиям рискует привести обвальное снижение запасов зерновых культур на одну треть в апреле текущего года – спекулянты и перекупщики в очередной раз будут придерживать зерно, разгоняя розничные цены на продукты питания.

Учитывая тесное сращивание коррумпированных федеральных и региональных чиновников с перекупщиками и крупными оптово-розничными сетями, а также общий крайне низкий уровень эффективности системы государственного управления и бездействие антимонопольных служб, можно с высокой долей вероятности говорить о том, что к концу текущего года мы увидим всплеск цен на товары первой необходимости.

Если по итогам января-марта текущего года цены на продовольственные товары выросли на 7%, то к концу года вполне вероятным видится ускорение так называемой «продуктовой инфляции» до 10-12% только по официальным оценкам Росстата. Притом что реальный рост цен на продукты питания составит не менее 13-15%. Да, безусловно, чиновники Росстата, чутко ощущающие перемены настроения политического руководства, постараются занизить масштабы удорожания продуктов питания и ограничат рост цен на продовольственные товары диапазоном в 7-8%. Однако рядовым гражданам России, которые вынуждены ходить в магазины и оплачивать безудержно дорожающие продукты питания, от этих статистических манипуляций и уловок легче не станет – отчёты правительства и оценки Росстата в карман не положишь и на хлеб не намажешь.

Совершенно очевидно, что практически неизбежное ускорение темпов роста цен на продукты питания вкупе с 13-17% ростом цен на газ, воду, электроэнергию, транспортные услуги, ЖКХ и прочие услуги естественных монополий будет провоцировать реальное падение уровня жизни 72-75% россиян, чьи душевые доходы не дотягивают до среднего показателя по России (24 тыс. рублей).

Наряду с ростом платности базовых социальных услуг, обусловленного приверженностью ультралиберального правительства Медведева политике скрытой приватизации бюджетной сферы (из последних новаций можно отметить внесение поправок в ФЗ-83, ознаменовавших коммерциализацию бюджетной сферы), это будет вычищать карманы критически значимой части россиян и усиливать недовольство властями.

При этом важно отметить экспоненциальный рост издержек производства сельхозпродукции – если в среднем по российской экономике рост цен производителей промышленной продукции составил 4,3% по итогам первых трёх месяцев текущего года, то в производстве продуктов питания, включая напитки и табак, индекс цен производителей составил порядка 8%. Весьма показательно, что приблизительно аналогичными темпами (на 8,9%) выросли отпускные цены производителей газа, электроэнергии и воды. Другими словами, наблюдается крайне тесная корреляция в динамике цен на услуги естественных монополий, которые ежегодно в плановом режиме поднимают тарифы на 15-20%, и росте себестоимости производства сельхозпродукции.

При этом в первом квартале 2012г., когда в разгар предвыборной президентской гонки и в силу политической необходимости чиновники были вынуждены заморозить цены на ГСМ и перенесли сроки индексации тарифов на газ, воду, электроэнергию, транспорт и ЖКХ, индекс цен на продовольственные товары увеличился на 2,1%. Притом что по официальным данным Росстата отпускные цены естественных монополий сократились на 3,4%.

Именно произвол перекупщиков и крупных оптово-розничных сетей, монополизировавших торговлю в крупных городах-миллионерах, спровоцировал рост розничных цен на продукты питания на 10-12% при стагнации производственных издержек аграриев. В отличие от 2012г. ускоренный рост цен на продовольственные товары в первые месяцы 2013г. обусловлен скачкообразным ростом цен на услуги естественных монополий и хроническим нежеланием чиновников исполнять свои служебные обязанности.

В правительстве любят давать красивые и ни к чему не обязывающие обещания и рассуждать о необходимости снижения инфляция. Складывается такое ощущение, что с инфляцией «борется» чуть ли не вся страна — всё Правительство, весь Кремль и вообще вся система государственной власти. Медведев на слёте мировой олигархии в Давосе назвал борьбу с инфляцией основным приоритетом деятельности Правительства. Минфин, судя по заявлениям своего руководителя Антона Силуанова (ученика трижды «лучшего министра финансов» по мнению британских банкиров Алексея Кудрина), также изо всех сил сдерживает рост цен и под эти псевдонаучные рассуждения изымает деньги из российской экономики и вывозит их за рубеж, стимулируя модернизацию и инновации у стратегических конкурентов. А пришедшая на смену Сергею Игнатьеву на пост главы Центрального Банка России Эльвира Набиуллина также во главу денежно-кредитной политики намерена поставить борьбу с инфляцией и обещает снизить рост цен до 3-3,5%.

Другое дело, что годовые темпы роста денежной массы в первые месяцы текущего года обвалились до 12-13%, а Банк России продолжит душить отечественную несырьевую промышленность и наукоёмкие производства, сдерживая рост денежного предложения. Пускай отечественная экономика умрёт и окончательно деградирует до состояния «сырьевой колонии», зато Банк России продолжит бороться с инфляцией издержек монетарными методами, тем самым стимулируя рост кредитных ставок и повышение издержек производства.

Однако на деле само же правительство, а точнее критически значимая часть его чиновников, которое уже давно срослось с акционерами и руководством крупных естественных монополий, собственноручно повышает тарифы на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ и транспорт на 15-20%. Российские монополисты отчитываются о рекордных прибылях, чиновники получают свою норму откатов, население нищает, а остатки обрабатывающих производств загибаются под гнётом безудержно растущих цен на газ, воду, электроэнергию, ГСМ, транспортные перевозки и ЖКХ.

Либо в правительстве не понимают истинную природу инфляции в современной России. Однако, даже несмотря на крайне высокий уровень профнепригодности и некомпетентности, в высоких коридорах власти откровенно глупых людей не держат по той же самой причине, по которой там не держат недостаточно богатых. Либо в умах чиновников царит когнитивный диссонанс. Либо это целенаправленная политика чиновников по зарабатыванию денег ценой удушения остатков отечественной обрабатывающей промышленности и удержания в бедности и нищете подавляющей части населения России.

ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

Судя по всему, уже к концу 2013г. существенно увеличивается вероятность возникновения очередной волны массового недовольства россиян действиями российских властей. Да, безусловно, в настоящий момент вопрос о «голодных бунтах» не стоит в повестке дня – реального дефицита продовольственных товаров не наблюдается. И в ближайшее время наблюдаться не будет – инерционный характер сельского хозяйства и высокая зависимость российского продовольственного рынка от импорта создают временной лаг. Однако безудержный рост цен на продукты питания, обусловленный стремительным ростом цен на ГСМ и услуги естественных монополий, произволом перекупщиков, бездействием чиновников и дорогими кредитами, будет делать продукты питания всё менее доступным товаром для всё большего числа россиян.

В немалой степени росту социальной напряжённости будет способствовать членство России в ВТО, которое уже успело внести свой заметный вклад в стремительное затухание отечественной деиндустриализированной экономики и промышленности во второй половине 2012г. и скатывание «экономики трубы» и обрабатывающих производств в кризисное состояние в первые месяцы наступившего 2013г.

Если зимой 2011г. и весной 2012г. на «триумфально-болотную» выходили представители так называемого «креативного класса» и «офисного планктона» (именно так это преподносилось официальными СМИ), то осенью 2013г. на улицы рискуют выйти не просто «рассерженные горожане», а тот самый «рабочий класс», который буквально на глазах люмпенизирует и нищает в результате проводимой ультралиберальной социально-экономической политики.

Наиболее сильно это будет проявляться в моногородах и промышленных центрах – по мере затухания роста экономики, спада в промышленности и реализуемой политики «затягивания поясов» со стороны Минфина миллионы россиян окажутся просто-напросто выброшены на улицу. Ни о какой самозанятости на местах также не может быть и речи – чиновники на местах и этническая мафия подавляют конкуренцию и душат малый и средний бизнес на корню.

Правительство не устаёт отчитываться о росте якобы «реального» уровня жизни россиян на 0,8% в 2011г. и на 4,4% в 2012г. Однако совершенно очевидно, что, если принять во внимание тот факт, что реальная инфляция для подавляющего большинства россиян составляет не 6,1-6,6%, а все 12-17% (именно такими темпами растут цены на газ, воду, электроэнергию, а также на услуги ЖКХ, образования, здравоохранения, транспортных перевозок и продукты питания), то в реальном выражении граждане России (не считая представителей «оффшорной аристократии») становятся беднее. А затухание российской экономики и промышленности, наблюдаемое в последние два года, лишь отражает процесс сжатия реальной покупательной способности большинства россиян – чиновники и олигархи предпочитают демонстративно потреблять в фешенебельных странах, тогда как беднеющие 70-75% граждан России вынуждены «затянуть пояса» и сокращают свои потребительские расходы.

Нежелание высокопоставленных чиновников в Кремле и Правительстве наступить на карман монополистам, ограничить произвол перекупщиков и спекулянтов, сократить масштабы коррупционных поборов и дать стимул развитию отечественной промышленности (в том числе АПК) лишь повышает риски скатывания России в полноценный системный кризис в течение ближайших 1,5-2 лет. Скачкообразный рост цен на продукты питания, газ, воду, электроэнергию и услуги ЖКХ, а также активно коммерциализируемые услуги образования, здравоохранения, культуры и спорта лишь усиливает вероятность перерастания протеста «рассерженных горожан» в бунт голодной глубинки.

Источник — http://communitarian.ru/