Волшебники страны «OIL» или Либеральный угар «кудриномики»


Волшебники страны «OIL» или Либеральный угар «кудриномики»

Волшебники страны «OIL» или Либеральный угар «кудриномики»В правительстве продолжают генерировать «гениальные» идеи – в конце апреля сразу несколько видных доморощенных либералов признались, что принятый под нажимом Минфина в конце 2012г. закон о федеральном бюджет на ближайшие три года является недееспособным и неисполнимым.

z59

Вместо ожидавшегося роста экономики на 3,6% по факту имеется едва отличимый от статистической погрешности прирост на 1,1% по итогам января-марта (в январе-феврале и вовсе зафиксирована помесячная рецессия), рост промышленного производства на 2,5-3% сменился спадом на 1,5% в первые два месяца текущего года, годовые темпы инфляции вместо ожидавшихся 5,5% превзошли 7,1%, а масштабы чистого бегства вместо ожидавшихся 10 млрд. долл. по итогам всего календарного года превзошли 25,8 млрд. в одном только первом квартале 2013г.

Хуже того, наряду с неспособностью исполнить и без того «предкризисный» (как его публично охарактеризовал глава правительства Дмитрий Медведев) бюджет наблюдается стремительное сползание российской экономики в кризисное состояние, которое не в силах остановить даже стабильно высокие цены на энергоносители. Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что они провалят майские указы президента, сделают нереализуемыми «маниловские» обещания Путина и подставят подножку главе государства, либералы начинают имитировать бурную и при этом откровенно вредительскую деятельность.

В частности, на совещании «видных экономистов» в Сочи, которое, насколько можно судить, затевалось президентом как попытка отрезвить сторонников доктрины «рыночного фундаментализма» и найти хоть какие-то инструменты оживления экономики без отказа от удушающей политики «кудриномики», Кудрин и его идейнее соратники предложили пойти на так называемый «бюджетный манёвр». При этом с формальной точки зрения цель ставится вполне себе благородная и политкорректная – сократить «неэффективные» с точки зрения «чубайсят» расходы и направить изысканные ресурсы на финансирование науки, образования, здравоохранения, социальной сферы и прочих направлений, связанных с развитием человеческого капитала и научно-технического потенциала.

Весьма показательно «прозрение» Кудрина: «Речь идет о том, чтобы увеличить расходы на здравоохранение, образование, инфраструктуру, в том числе в форме реализации инфраструктурных проектов, и возможном сокращении других расходов, особенно там, где они являются неэффективными: в области поддержки экономики, корпораций».

По сути дела, речь идёт о возврате к подготовленной либералами глубоко псевдонаучной, несистематизированной и несвязанной единой программой действий «Стратегии 2020г.», неадекватность и несостоятельность которой оказалась столь вопиющей, что даже Владимир Путин был вынужден отказаться от этой «программы» в разгар предвыборной гонки и в спешном порядке подготовил альтернативную программу, вылившуюся в указы от седьмого мая.

Однако именно эта «Стратегия-2020» буквально на глазах становится основной краткосрочной программой по стимулированию экономики, которая позволит финансово-экономическому блоку правительства вывести экономику из коматозного состояния без отказа от губительной политики изъятия нефтедолларов из российской экономики под псевдонаучные разговоры о необходимости борьбы с инфляцией и накопления «подушки безопасности». Ученики Гайдара и Чубайса, второе десятилетие подряд стоящие у руля российской экономики, по-прежнему продолжают отказываться от модернизации и развития несырьевой обрабатывающей промышленности и изымают якобы «незаработанные» деньги из экономики России, направляя их финансирование экономического роста, инноваций и технологического перевооружения в США, ЕС и Японии.

Весьма показательно, что эту идею поддержал и нынешний глава Минэкономики Андрей Белоусов, который ещё в конце 2012г. открестился от антимодернизационного и антисоциального трёхлетнего бюджета и официально заявил, что навязанное Минфином «бюджетное правило» удушает остатки наукоёмкой промышленности и блокирует любые благие начинания по структурно-технологической модернизации. «Речь идет о том, чтобы увеличить расходы на здравоохранение, образование, инфраструктуру, в том числе в форме инфраструктурных проектов, и, возможно, сократить другие расходы, в том числе в области поддержки экономики, поддержки корпораций»,— пояснил суть бюджетного маневра глава Минэкономики. Стоит напомнить, «Стратегия-2020» описывала маневр как увеличение так называемых «продуктивных расходов» (на 1,2% — на образование, на 1% — на здравоохранение и на 0,8% — на дороги) с одновременным сокращением финансирования правоохранительных органов (на 0,9%), обороны (на 1,1%) и поддержки экономики (на 1%).

Никто из здравомыслящих людей и профессиональных экономистов не выступает против того, чтобы увеличить расходы на развитие человеческого капитала и стимулирование научно-технического потенциала — именно хорошо образованный и профессионально подготовленный человек, обладающий современными знаниями и навыками, является основой набивших оскомину модернизации и инноваций. Другое дело, что независимые от Кремля экономисты на протяжении всех последних двадцати лет «либерального погрома» и последовавшего за ним «вставания с колен» неустанно критиковали правительство и лично Алексея Кудрина за хроническое и масштабное недофинансирование отечественной несырьевой промышленности, наукоёмких производств, науки, образования, здравоохранения, культуры, инфраструктуры и социальной сферы.

«Прозрение» либеральных экономистов стало знаковым. Тем более, принимая во внимание тот факт, что они своими собственными руками блокировали развитие отечественной экономики и загоняли Россию в состояние неэквивалентного внешнеэкономического обмена и состояние сырьевой колонии для глобального бизнеса. Теперь они стали говорить о необходимости развития инфраструктуры и увеличении расходов на граждан России.

Для того чтобы лучше осознать масштабы лицемерия кудриных, чубайсов, грефов, набиуллиных, игнатьевых, кузьминовых, мау и прочих «видных экономистов», которые вдруг все дружно решили озаботиться проблемами аварийного состояния инфраструктуры и человеческого капитала (обычно его именовали «пережитком совка», «социальным балластом» и «неэффективным быдлом»), имеет смысл посмотреть на реальные действия российских чиновников и их подходы к налогово-бюджетной политике. В конце 2012г. Минфин пролоббировал принятие Закона «О федеральном бюджете на 2013 и плановый 2014-2015гг.», в котором даже при официальной крайне политкорректной и далёкой от реальности оценке инфляции в 5,5% подразумевалось сокращение расходов федерального бюджета на 30-60% в реальном выражении:

Рис.1 Параметры федерального бюджета на период 2013-2015гг.

a0ef2353a1572f6b035bb6bf0589d391

Источник: Минфин

Согласно Закону «О Федеральном бюджете» совокупные расходы федерального бюджета подлежат сокращению с 20% ВВП в 2011г. до 17,4% в 2013г. и 14,6% к 2015г. Это наглядней любой словесной критики характеризует реальное целеполагание и направленность действий российских либеральных «экспертов», консультирующих правительство и администрацию президента. При этом за период с 2011 по 2015гг. с 3,28% до 2% ВВП «модернизированным» правительством подразумевается урезание расходов на финансирование национальной экономики – с 3,28 до 2% ВВП, на ЖКХ — с 0,51% до 0,12%, на образование и науку — с 1,01% до 0,69%, на здравоохранение — с 0,92 до 0,44%, на культуру — с 0,15 до 0,11%, на физическую культуру и спорт — с 0,08% до 0,04%, на СМИ – с 0,11 до 0,06%.

Даже широко разрекламированные расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность, которые вызывают неистовый гнев у Кудрина и прочих «гайдаровцев», подлежат урезанию в финансировании из федерального бюджета с 2,78% и 2,31% ВВП соответственно в 2011г. до 1,29% и 2,01% в 2015г. Пожалуй, единственной расходной статьёй федерального бюджета, расходы на которую вырастут не только в номинальном выражении, но и относительно ВВП, остаются расходы на обслуживание государственного и муниципального долга – затраты на финансирование прибылей ростовщиков вырастут с 0,48% до 0,62% ВВП. Или с 262,7 до 513,7 млрд. рублей.

Неудивительно, что при фактически профицитном консолидированном и даже федеральном бюджете Минфин умудряется стремительно втягивать Россию в долговую петлю – в 2010г. на внутреннем рынке Минфин занял порядка 625 млрд. рублей, в 2011г. -1,089 трлн. рублей, в 2012г. – 525 млрд. рублей. Итого свыше 2,239 трлн. рублей на фоне избыточных доходов и захлёбывающегося от притока нефтедолларов федерального бюджета. Одной рукой Минфин искусственно сдерживает увеличение расходов на поддержку наукоёмкой промышленности, образования и инфраструктуры, блокируя модернизацию и инновации. А другой рукой наращивает «подушку безопасности», превращающуюся в «гробовые деньги» — размер Резервного фонда подскочил с 770 млрд. рублей в начале 2011г. до 2,608 трлн. рублей в начале 2013г. Тогда как лежащие без дела средства Фонда национального благосостояния варьируются в диапазоне 2,5-2,7 трлн. рублей на протяжении последних лет.

В этих условиях втягивать российскую экономику в долги и тратить на их обслуживание свыше 350 млрд. рублей уже сегодня (эквивалентно совокупным расходам федерального бюджета на сельское хозяйство и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ) равносильно не только финансовому мисменедженту, но откровенному вредительству и работе в интересах финансовых спекулянтов. Судя по всему, отдельно взятые высокопоставленные чиновники на полном серьёзе принялись за построение долговой пирамиды на ровном месте по примеру пирамиды ГКО-ОФЗ 1995-1998гг. – всё больший размер бюджетных ресурсов оказывается втянут в финансирование совершенно ненужной гонки заимствований.

Сегодня адепты «кудриномики», осознавая неизбежный дефолт паразитической модели проедания нефтедолларов и исчерпание «экономики трубы», судорожно пытаются оттянуть момент развала отечественного «нефтегазового Титаника» и сваливания России сначала финансово-экономический, а затем и в общесистемный кризис. Именно по этой причине мы видим «прозрения» Кудрина и других либералов – они начинают говорить о необходимости финансирования инфраструктуры и наукоёмкой промышленности, приоритетном развитии научно-технического потенциала и увеличении государственных расходов на науку и образование.

Притом что сами либералы и «лучшие министры финансов», сегодня на всех углах дающие советы президенту и правительству как надо жить, на протяжении всех последних 12 лет собственноручно целенаправленно обескровливали экономику и недофинансировали социальную сферу. Попытку Путина назначить в качестве хирурга-реаниматолога российской экономики патологоанатома изначально контрпродуктивна и опасна — нельзя поставить вурдалака-кровопийцу на стражу станции по переливанию крови. Идейные ученики гайдарочубайсов, которые довели Россию до состояния слаборазвитой деиндустриализированной «банановой республики», сегодня привлекаются Кремлём для спасения российской экономики. Чудес в системе государственного управления не бывает – либералы, превратившиеся в передовой отряд транснационального капитала по зачистке внутреннего пространства для последующей финансово-экономической колонизации со стороны глобального бизнеса, провалят и модернизацию, и инновации, и тем более реиндустриализацию.

Рис.2 Параметры федерального бюджета на период 2013-2015гг.

d818b0c84dfc2497515b2f1dd4d83613666

Другими словами, сначала Кудрин и его сторонники довели российскую экономику до состояния полураспада и глубокой структурно-технологической деградации, подсадив частный сектор на иглу внешних займов и отдав наиболее прибыльные отрасли в частные руки или иностранцам. А теперь они вдруг решили выделить немного бюджетных ресурсов на построение «экономики знаний» и инновационный прорыв. Это откровенная глупость и «маниловщина» — гробовщики российской экономики и социальной сферы априори не способны предложить адекватную стратегию развития России и выхода из состояния упадка.

При этом в глаза бросается лицемерие либералов – расходы консолидированного бюджета (с учётом региональных бюджетов России) на экономику, науку, образование, ЖКХ и инфраструктуру приблизительно в 2,5-3 раза ниже, чем в экономически развитых странах с диверсифицированной промышленностью и развитым научно-техническим потенциалом. И при всём при этом Кудрин и его единомышленники в правительстве призывают сократить и без того неадекватно низкие государственные расходы на поддержку экономики до уровня слаборазвитых стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки.

Если бы либералы действительно хотели заниматься модернизацией российской экономики, а не экономики США, стран Евсросоюза и Японии, то они бы уже давно перестали искусственно занижать финансирование национальной экономики, образования, науки, ЖКХ и базовой технологической инфраструктуры. Сегодня либералы очнулись и стали говорить, что неприемлема ситуация, когда норма сбережения капитала составляет 33% ВВП, а норма накопления основного капитала (без учёта изменения оборотного капитала и материально-технических запасов) не превышает 21-22%.

Да, в этом Кудрин прав. Однако это именно он и его идейные соратники по «гайдаровскому» лагерю довели ситуацию до абсурда, когда сначала из России вывозятся сотни миллиардов долларов под 1,5-2% годовых, а потом отечественные же компании и банки вынуждены занимать эти ресурсы под 7-9% годовых. Только прямые ежегодные инвестиционные потери российской экономики на «ножницах процентов» составляют 50-55 млрд. долл. С учётом косвенных потерь от неразвитости национальной инвестиционно-банковской системы и участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии, финансового резервуара и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций экономически развитых стран ежегодные убытки России превышают 170-200 млрд. долл.

БЕЛОУСОВ ПРОТИВ МИНФИНА И ЦЕНТРОБАНКА

Заметно адекватней видится позиция главы МЭР Андрея Белоусова, который в конце апреля вполне резонно заявил, что для решения системных задач российской экономики и реализации майских указов президента потребуется дополнительно 7,5% ВВП ежегодно. В ценах 2012г. это эквивалентно приблизительно 4,72 трлн. рублей или 37,7% федерального бюджета России. В экспертном сообществе оценки варьируются от 7 до 15 трлн. рублей, так что с высокой степенью уверенности можно говорить о том, что Белоусов, искренне не желая портить настроение руководству страны и осознавая неисполнимость более амбициозных планов при существующем кабинете министров либералов, озвучил «нижнюю планку». Прекрасно понимая приверженность Минфина политике «собаки на сене» и накопления «подушки безопасности» при хроническом недофинансировании экономики, инфраструктуры и социальной сферы, глава МЭР пытается пролоббировать хоть какие изменения и выделение хоть каких-то ресурсов.

Белоусов прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что именно Минэкономразвития будет выставлен Минфином и Центробанком в качестве «козла отпущения», провалившего указы президента – МЭР формально отвечает за экономический рост, инвестиционную активность, модернизацию производств и создание рабочих мест. Однако реально не имеет никаких инструментов обеспечения экономического роста – денежно кредитная политика находится в руках вечного борца с инфляцией в лице Банка России, а налогово-бюджетная политика, без которой невозможно обеспечить финансирование приоритетных направлений экономического роста, сосредоточена в Минфине.

Достаточно адекватными видятся основные направления наращивания финансирования. Во-первых, в качестве безусловного приоритета выделено решение социальных проблем — повышение зарплаты бюджетников, переселение граждан из аварийного жилья, ликвидация очередей на прием в детские сады и др. По оценкам Белоусова это потребует 0,6% ВВП или 378 млрд. рублей. Эксперты называют цифру как минимум в 1,5-2 трлн. рублей даже при существенном сокращении воровства в бюджетной системе. Только на повышение уровня жизни россиян и доведения МРОТ до прожиточного минимума требуется порядка 550 млрд. рублей. На модернизацию Вооруженных сил (оснащение армии современным вооружением, повышение денежного довольствия офицеров и контрактников), по мнению Белоусова, необходимо 1,5% ВВП или 1 трлн. рублей. Военные эксперты называют оценку в 2,5-3 трлн. рублей.

Одна из самых дорогостоящих статей — это модернизация здравоохранения, образования, ЖКХ. По самым скромным оценкам министра экономики, на это потребуется порядка 1,7% ВВП (реально свыше 3,5% ВВП); при этом развитие транспортной и энергетической инфраструктуры — 1,8% ВВП (реально более 4% ВВП); создание новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке, в Забайкалье, на юге России и в Калининграде — 0,4% ВВП (реально более 1,3% ВВП); сокращение нефтяной зависимости (в частности, ненефтегазового дефицита бюджета с нынешних 9,7% от ВВП до 5-7% от ВВП в 2018г.) — 1,5% ВВП (реально свыше 4,5-5% ВВП). Итого вместо запланированных политкорректных 4,7 трлн. рублей программа модернизации российской экономики потребует приблизительно 15-17 трлн. рублей. Этой эквивалентно 26% ВВП России или 135% федерального бюджета страны в ценах 2012г.

При желании изыскать эти средства можно было бы в течение 3-4 лет – за счёт повышения степени собираемости налогов (с 70% сегодня до среднеевропейских 85-90%), отказа от регрессивной шкалы НДФЛ и социальных взносов в пользу прогрессивной шкалы (до 3 трлн. рублей), сокращения масштабов законного (1,8-2 трлн. рублей ежегодно) и незаконного (1,5 трлн. рублей ежегодно) вывоза капитала, сокращении масштабов воровства в бюджетной системе (от 3 до 7 трлн. рублей), увеличения налогов на добывающий сектор экономики и финансовые спекуляции, ограничения произвола перекупщиков и аппетитов нефтяных гигантов, демонополизации экономики и наведения порядка в системе естественных монополий и т.д.

Однако Андрей Белоусов весьма трезво оценивает дееспособность и уровень профессионализма правительственных чиновников и сомневается в реализуемости даже своих скромных планов и проектов. При темпах роста российской экономики в размере 3-3,5% в год для изыскания требуемых министром экономики 7% ВВП потребуется приблизительно 2,5 года устойчивого прироста российского ВВП. Другими словами, даже в самом лучшем случае и при стечении всех благоприятных обстоятельств не раньше чем через 2,5 года появится возможность изыскать дополнительный ресурс в экономике, сопоставимый с реальной потребностью для решения указанных задач.

Однако ситуация усугубляется сразу несколькими факторами. Во-первых, в рамках проводимой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике России не светят не только 3-3,5% роста ВВП. На фоне едва заметного прироста экономики на 1,1% в первом квартале текущего года и помесячной рецессии в январе-феврале далеко не факт, что по итогам 2013г. мы увидим рост хотя бы на 2%. В таком случае сроки вырастут в 1,5-2 раза.

Во-вторых, за последние 20 лет «рыночных преобразований» в России была построена крайне однобокая и ущербная по своей сути бюджетная система, исполняющая исключительно фискальную функцию и не обращающая практически никакого внимания на перераспределительную и стимулирующую функцию бюджетной политики. Через консолидированный бюджет в России перераспределяется порядка трети ВВП, что автоматически увеличивает минимально необходимый срок для изыскания требуемых для модернизации ресурсов в размере 7,5% ВВП практически втрое – до 7-8 лет. И это в лучшем случае – при условии, что цены на нефть и прочее невосполнимое минеральное сырьё будут оставаться на стабильно высоком уровне и даже будут планомерно расти, в мировой экономике не будет кризисов и потрясений, в Россию будут притекать иностранные кредиты и займы, не будет происходить повышении налогового бремени, ВТО не повлияет на ситуации в остатках обрабатывающей промышленности и АПК, а все остальные страны снизят остроту глобальной конкуренции и будут вполне лояльно относиться к попыткам России выйти на мировые рынки.

Совершенно очевидно, что это откровенная глупость: по мере разрастания кризисных явлений в мировой экономике будут не только сдуваться пузыри на финансовых рынках, но также будет обостряться глобальная конкуренция за контроль над рынками сбыта, природными и финансовыми ресурсами, а также современными технологиями – основой глобального доминирования США, ЕС, Южной Кореи и Японии в мировой экономике.

Судя по всему, это же понимает и министр экономического развития, который вполне здраво оценивает риски: «Таких сроков у России просто нет, окно возможностей составляет три-четыре, максимум пять лет». Это черта, за которой последует сползание России сначала в глубокий финансово-экономический, а затем и общесистемный кризис. Глава МЭР отметил, что «при нынешней конъюнктуре может произойти снижение мировых цен на нефть с нынешнего уровня в районе 100 долл./барр. до постоянного уровня в 70-80 долл./баррель. Критически необходимо, чтобы Россия вошла в этот период с завершенными преобразованиями хотя бы по основным параметрам».

Пожелания высказаны благие и по существу правильные – можно спорить о масштабах необходимой финансовой поддержки со стороны государства и сроках, но общий вектор мышления правильный. Другое дело, и это самое страшное, что нынешнее правительство и оккупировавшие его финансово-экономический блок либералы наглядно продемонстрировали свою профнепригодность, некомпетентность и неадекватность тем вызовам и задачам, которые стоят перед Россией и всем обществом. И ожидать от них каких-то перемен и прозрения не просто глупо, но откровенно опасно – даже сменив риторику, они продолжают последовательно реализовывать свой курс на демонтаж суверенитета и сдачу «командных высот» в руки транснационального капитала в надежде легитимизировать свои активы.

При этом Белоусов предпринял отчаянную попытку донести свои мысли до главы правительства Дмитрия Медведева в надежде на то, что весьма слабо разбирающийся в экономических вопросах премьер его услышит. Белоусов произнёс ключевую фразу всего своего выступления: можно увеличить финансирование приоритетных направлений социально-экономической политики без нарушения «бюджетного правила» и наращивания ненефтегазового дефицита бюджета, которые сегодня и так составляет более 10,5% ВВП.

И чудо произошло – Медведеву понравилось эта идея. Однако нужно понимать, что речь по-прежнему идёт о так называемом «бюджетном манёвре», который предполагает сокращение финансирования национальной экономики и промышленности. Единственное здравое зерно – сократить государственные расходы на поддержку крупнейших госкомпаний и естественных монополий, которые и так захлёбываются от притока нефтедолларов и не знают, куда деть деньги. Для сравнения можно привести Газпром, который в 2011г. занял первое место в мире по размеру чистой прибыли (в 2012г. «всего лишь» третье место), что не мешает «национальному достоянию» правящего класса платить в 2-2,5 раза меньше налогов, сборов и экспортных пошлин в бюджетную систему по сравнению с нефтяными компаниями.

Да, безусловно, на Газпром возложена «социальная функция» по газификации регионов. Однако, во-первых, программа срывается и почти 35% населённых пунктов в России по-прежнему отапливают дровами. Во-вторых, в колоссальной по своим масштабам инвестиционной программе Газпрома (705,4 млрд. рублей в 2013г.) существенная часть ресурсов разворовывается на подрядах и субподрядах – газопроводы в России действительно «золотые» и обходятся газовому монополисту (т.е. государству и обществу) в 2-3 раза дороже, чем в Европе и скандинавских странах.

А, в-третьих, не стоит забывать, что «социально ориентированный» Газпром ежегодно ускоренными темпами повышает тарифы на газ для населения и промышленных предприятий. При официальной политкорректной инфляции в 6-7% цены на газ (как, собственно говоря, и на услуги всех остальных естественных монополий) растут темпами в 15-23% в год. Поэтому рекордные сверхприбыли Газпрома должны вызывать не бурю оваций и приступы гордости, а откровенное недоумение и живой интерес в правоохранительных органах и Федеральной антимонопольной службе.

Неудивительно, что неистовую ярость газового монополиста вызвала инициатива правительства по отмашке президента Путина снизить темпы роста тарифов естественных монополий в текущем году. Белоусов настаивает на том, чтобы в 2014-2015гг. повышение тарифов на газ для промышленных предприятий составило не 15%, а 5%. Тогда как для энергетических компаний плановое повышение тарифов должно составить не 10%, как предполагалось ранее, а не более 6%. Притом что чиновники в очередной раз забыли про рядовых граждан – для «дорогих россиян» цены на «голубое топливо» от «социально ориентированного» Газпрома продолжат рост на 15-20% ежегодно.

Это своего рода попытка либералов уйти от ненавидимой ими системы перекрёстного субсидирования цен на газ, когда якобы заниженные цены на газ для рядовых граждан компенсировались ускоренным повышением тарифов для промышленных предприятий и энергетиков. При этом нельзя сказать, что и простые жители России испытали на себе приступы щедрости – только по официальным данным Росстата, за период 2000-2012гг. цены на газ для россиян выросли без малого в 9 раз, что практически целиком и полностью совпадает с официальным ростом душевых доходов граждан России (в 10 раз – с 2,210 до 22,250 тыс. рублей).

СУДОРОЖНЫЙ ПОИСК ВИНОВНЫХ

Одновременно с этим весьма отчётливо прослеживается желание высокопоставленных чиновников свалить ответственность с больной головы на здоровую и обвинить в депрессивном состоянии российской экономики и промышленности США и Европу. Снова раздаются пустопорожние рассуждения, что во всём виновата финансовая недисциплинированность США, кризисное состояние Еврозоны и попытки руководства Японии решить свои проблемы за счёт «печатного станка» — новое правительство Страны восходящего солнца пообещало удвоить объём денежной базы (т.е. первичной эмиссии национальной валюты) в течение ближайших двух лет.

Однако, если в экономически развитых странах наблюдается кризис перепроизводства товаров, услуг, капитала, технологий и «резервных валют», то в России наблюдается хроническое недофинансирование основных направлений социально-экономической политики, упадок в обрабатывающей промышленности, деградация научно-технического потенциала и т.д. Это очень напоминает пространные рассуждения правительственных чиновников (Кудрина, Дворковича, Игнатьева, Набиуллиной, Шувалова и т.д.) в октябре 2008г. о российской «тихой гавани» и «островке стабильности».

Не стоит напоминать какими чудовищными последствиями это обернулось для российской экономики, финансовой системы и социальной сферы – экономика и промышленность РФ рухнули сильнее всех в группе G-20 и БРИКС, рубль обесценился на 50% по отношении. К американскому доллару, крупнейшие компании и банки оказались на грани банкротства по иностранным кредитам и займам, международные резервы «сдулись» на 230 млрд. долл., а сбережения и доходы россиян потеряли до 50% покупательной способности.

Однако более адекватной видится позиция министра экономического развития Андрея Белоусова, который как единственный профессиональный экономист в правительстве Медведева ещё в начале апреля текущего года был вынужден признать, что основная причина замедления роста российской экономики заключается во внутренних, а не во внешних факторах.

Первым из этих факторов он назвал укрепление рубля, которое к 2007г. в реальном выражении составило 20% и было дополнительно усилено ростом тарифов естественных монополий, а также ростом заработной платы. Второй фактор – непрекращающийся рост процентных ставок по кредитам, которые и сейчас остаются высокими, несмотря на снижение официально публикуемой инфляции. Это наглядным образом свидетельствует о недееспособности Банка России Минфина, которые отказались от модернизации экономики и стимулирования инвестиций и свели свою деятельность к борьбе с инфляцией и накоплению «подушки безопасности». Третьим фактором Белоусов считает несовместимую с модернизацией и развитием отечественной экономики ультра жёсткую налогово-бюджетную политику, которая душит экономический рост и блокирует стимулы к технологическому перевооружению производств и инновациям.

Кроме того, Россия сейчас вышла на определенный предел экономического роста. «У нас закончился восстановительный рост. Мы вышли на предел производственных возможностей», — заключил министр.

Весна творит чудеса — проснулся и «лучший министр финансов» по мнению британских банкиров, Алексей Кудрин, который собственными руками душил отечественную экономику, недофинансировал наукоёмкие производства и социальную сферу и блокировал все стимулы и возможности для модернизации и технологического перевооружения, вдруг выразил озабоченность затуханием российской деиндустриализированной экономики. Более того, главный могильщик России отметил, что власти опоздали с экономическими реформами. Чем занимался все «тучные нулевые» сам любимец британских банкиров, Кудрин предпочёл вслух не говорить – чтобы у неподготовленной публики не возникли ненужные вопросы и неполиткорректные подозрения.

Весьма далёкой от реальности видится и «потолок» по темпам роста экономики, обозначенный Кудриным – ни о каких 4%, которые он предрёк, не может быть и речи. Если российская экономика затухала и скатывалась в депрессивное состояние на фоне рекордно высоких среднегодовых цен на нефть, то несложно представить, что будет, если цены на сырьё хотя бы перестанут расти. В связи с этим рост экономики в ближайшее время ограничен пределом в 4%. В этой ситуации нужно не «создавать свои ресурсы для обеспечения экономического роста», как предлагает Кудрин – под таким соусом преподносится политика «Вашингтонского консенсуса» — приватизации, либерализации, ухода государства из экономики и дерегулирования.

Нужно навести элементарный порядок в системе государственного управления, не на словах, а на деле объявить войну коррупции, отказаться от антинаучных догм «рыночного фундаментализма» и заняться реальной модернизацией экономики на основе самостоятельной и суверенной денежно-кредитной, налогово-бюджетной, промышленной, научно-технической и социально-демографической политики. А сегодня мы в очередной раз видим тотальный диктат либералов в финансово-экономическом блоке правительстве, которые своими действиями сваливают Россию в системный кризис.

Категории: Блоги, Экспертное мнение
Теги: