Юбилей Карла Маркса


Юбилей Карла Маркса

Сегодня исполняется 195 лет со дня рождения Карла Маркса. 
Про сам марксизм не так давно уже писал, поэтому хотелось бы сказать пару слов собственно о Марксе, как об исторической фигуре.

Великий бородач, чью слова как потрясали так и потрясают мир капитализма, на удивление живуч — где есть социальное неравенство и эксплуатация, там с завидным постоянством всплывают его идеи. Уж сколько о нем писали всякого как при жизни, так и после смерти — а ему все с гуся вода.
Сколько говорили, что Карл Маркс устарел, не нужен, не актуален и его время ушло еще в XIX веке, а все произошедшее веке XX — к творчеству Маркса отношения не имеет. Но вновь и вновь, в самых разных уголках Земли, поднимаются плакаты с его каноническим портретом (а уж портретов его учеников и эпигонов — так и вовсе не счесть), и все новые поколения молодых людей, смотрят на жизнь и окружающим мир его глазами.

В этом плане, совершенно очевидно, что Маркс пережил свое время и его идеи оказались вневременными, они не привязаны к какой-то конкретной эпохе. Они всемирно-универсальны. Шутка ли — родившись еще при жизни Наполеона Бонапарта, на заре индустриальной революции, он остался актуальным даже в наш постиндустриальный век.
Это особенно занятно, потому как обычно такое удается проделать философам, но куда как реже — экономистам. Маркс крайне удачно сочетает в себе обе эти ипостаси, ибо с одной стороны его труды это объемные тексты о сущности капиталистической экономики, но с другой — они переплетены философией Маркса. Маркс ведь не только разработал собственную экономическую теорию, которая осталась актуальной с XIX века. Он создал собственную школу философии. Философия Маркса, оказала огромное влияние на судьбы человечества. Диалектический материализм определял не только жизнь отдельных людей, но и жизнь целых государств, где он был возведен в ранг господствующей идеологии. Маркс не дожил до подобного торжества своих идей, которые на практике воплощали то, о чем он только мечтал и то, о чем он писал только в теории.

Ценность Маркса для широких масс, не утруждавших себя глубоким изучением его творческого наследия, состояла в том, что он сформулировал определенный набор идеалов, но идеалов подчеркнуто материалистичных, которых в рамках марксистской философии, можно достичь при жизни человека в этом мире, а не в загробном или каком-то ином.  Лучший мир на этой земле, достижение фактической, а не формальной справедливости и наконец как венец процесса — создание коммунистического общества. Не для какой-то группы, а для всех. Это были светлые идеалы, притягательные для эксплуатируемых масс. В них отсутствовала мрачная эгоистическая агрессивность нацизма или циничная расчетливость различных капиталистических установок. При этом, вырастая из капиталистической почвы, Маркс очень точно подметил, что достижение этого лучшего будущего для всех, дело рук самих людей, а не абстрактных высших сил. Это его роднит с капитализмом, который постулирует достижения индивидуального счастья посредством труда. Но в капитализме это счастье индивидуально и зачастую — за счет других. Маркс же — и в этом его историческое величие — окончательно сформулировал не религиозную концепцию счастья для всех.

Концепция рая на земле, иногда трактовалась противниками Маркса, как некая научная религия, где место бога занял Человек, а Карл Маркс его пророк. Между тем, история XX века показала, что когда марксизм и Маркса начинают превращать в догму и культ, где бородатый немецкий дядька замещает бога, то он сразу начинает страдать всеми теми же проблемами, что и старые культы и религии. Обрядовость и слепое начетничество замещает понимание и творческую интерпретацию в соответствии с веяниями времени. Научность и мысль уходят и остается культ. Где есть свой бог-отец, свои апостолы и своя библия.

Хотел ли Маркс таких последователей? Явно нет. В этом плане, тут конечно можно подвести религиозную подоплеку, что вот и Бог не предвидел пустых славословий, всяких паскудств и злодеяний творимых человеком во славу «господа.бога». Но Маркс как материалист, скорее воспринимается как живой пример известной проблемы учителя и учеников, которые далеко не всегда ему следовали. А уж про учеников учеников, так и вовсе говорить не приходится. Нынешняя генерация учеников ставших учителями со всей очевидностью серьезно уступают как первому учителю, так и его главным последователям, воплощавших идеи Маркса в XX веке. Мало знать Маркса и его идеи, мало попыток воплощения их на практике. Без умения учить, эти идеи в их частном измерении судьбы отдельного человека и отдельной страны — заканчиваются с жизнью даже самых лучших учеников. В этом собственно одна из главных проблем современного марксизма — катастрофическая нехватка тех, кто учит. Из ныне живущих, разве что Фидель Кастро близок к Марксу как Учитель. Не верный последователь, не начетчик, а именно Учитель, воспитавший в рамках своего понимания Маркса, целые поколения.

На мой взгляд, Марксу очень сильно повезло, что он встретил Энгельса, с которым они создали уникальный творческий тандем, в то время как в истории человечества, великие учителя всегда шествуют в гордом одиночестве, держа на расстоянии от себя апостолов и последователей. Энгельс в теоретическом отношении может быть и несколько уступал Марксу, но был крайне близок к нему по пониманию природы вещей и что важно, он тоже был великим учителем. Мне всегда представлялось, что этот факт сыграл немаловажную роль в историческом бессмертии марксизма, в котором изначально был заложен чрезвычайно концентрированный заряд знания, которое были способны развернуть даже не самые талантливые ученики этого тандема, и дать это знание массам даже в урезанном или интерпретированном варианте. А базовый набор знаний дававшихся Марксом и Энгельсом, помноженный на набор материалистических идеалов, обеспечил по сути бесконечное воспроизводство последователей этих идей в масштабах целых исторических эпох.

Так уж сложилось, что люди, создающие идеалы для последующих поколений, каленным железом своих слов впечатываются в историю и массовое сознание. Их могут любить, их могут ненавидеть, на них могут взирать равнодушно, но таких людей, которых человечество родило не так уж и много, их знают практически все, что лучше прочего говорит о их значении, так как эта всемирная известность, легко преодолевает барьеры поколений, культур и языков, и что главное — времени. Многие кумиры своих поколений стираются временем в порошок безвестности у последующих, но тех кто своей широкой поступью идей и свершений перешагивает этот временной порог, не забывают, даже спустя столетия и тысячелетия.

Тут есть забавный момент, так как многочисленные борцы с Марксом доказывающие что Маркс устарел, делают это в начале XXI, самой постановкой вопроса доказывая нестареющее значение Маркса. Какое будущие их ждет? Весьма вероятно, что такое же, как и у целых поколений критиков и неумелых эпигонов марксизма, сгинувших в безвестности так и не сумев низвергнуть Маркса с его горделивой высоты. Уровень спора, на котором

Маркс как и Сталин в известном афоризме, не ушел в прошлое, а растворился в нашем будущем, и поэтому никого особо не удивляет, когда лицо человека в старомодном костюме, родившегося при жизни Наполеона, и в начале XXI века молчаливо глядит на нас с плакатов, памятников, картин, телеэкранов и мониторов, своими мудрыми глазами, грозя великими потрясениями окружающему нас капиталистическому миру, для которого он как был, так и остался самым старым и опасным противником.

Категории: Блоги, История
Теги: , , ,