Иллюзия выбора


Иллюзия выбора

Представим себе простейшую бытовую проблему: у вас сломалась крышка унитаза. Вы, естественно, идете в магазин за новой. Для верности, выбираете магазин побольше, чтобы ассортимент был пошире. Приходите туда и обнаруживаете, что этих крышек штук 20 разных. Причем, отличаются они не только цветами и материалами, но и размерами, и креплениями.

q2263

Приходится идти домой и снимать точные размеры или брать сломанную крышку в качестве образца. Но даже по образцу подобрать точно такую же, как была, не выходит. Продавец вам объясняет, что модель вашего унитаза из устаревшей коллекции, которую уже не производят. Ничего не остается, как подбирать наиболее близкую по размерам крышку. Но у той крышки, которая более менее подходит по размерам – не подходит крепление, ведь даже расположение дырок под крепление у каждого унитаза уникальное. Нужно либо покупать отдельно крепление, либо продолжать поиски подходящей крышки в других магазинах. Ну, или покупать новый унитаз. В итоге, получается, что целый магазин забит различными унитазами и крышками к ним, но купить то, что вам нужно, ничуть не проще, чем при позднесоветском дефиците.

И так во всем. Огромные гипермаркеты забиты шмотками, но чтобы найти что-то достойное, нужно перерыть горы барахла и обойти десятки магазинов. А если что-то удалось найти, то лучше брать сразу два экземпляра, иначе коллекция сменится(или фирма обанкротится), и поиски придется повторять заново. Многие вещи вообще могут перестать производить, или они выродятся во что-то совершенно иное. Рамный внедорожник после рестайлинга может превратиться в паркетник с дорожным просветом как у Жигулей, а вместо полноценной 3-х полосной акустики начнут производить тоненькие башенки, для которых нужен отдельный сабвуфер. Рыночники будут утверждать, что это невидимая рука рынка в процессе конкуренции решает, как изменяется ассортимент и потребительские качества тех или иных товаров. Спрос определяет предложение. Иными словами, если у вас в сосисках нет мяса – то это вот такой спрос, значит, был. На сосиски без мяса. Если молоко превратилось в молочный напиток, то тоже спрос виноват. Сами же сформировали. А что уж говорить про одежду. Мужчины, безусловно, сами захотели ходить в облегающих джинсах с отвисшей задницей, а женщины в какой-то смеси штанов-шароваров с юбкой. Доформировались, так сказать.

Но так рассуждают только очень наивные рыночники. Умные рыночники прекрасно знают, что в реальности ситуация ровно обратная: предложение давно и успешно формирует спрос. С помощью рекламы, моды, СМИ и разнообразных манипулятивных технологий людям навязывается постоянное потребление ненужных или избыточных для них вещей. Сами потребители уже давно ничего не определяют. Всяческие модельеры, продюсеры, маркетологи, рекламщики и пиарщики уже решили за потребителей, что им носить, что есть, что смотреть и за кого голосовать. Для самих же потребителей создается иллюзия выбора, в рамках которой они могут выбирать из сформированного не ими ассортимента. Причем, этот ассортимент формируется не для того, что бы у кого-то там что-то удовлетворить, а с единственной целью – извлечь прибыль.

Категории: Блоги, Теория, Экономика, Юмор
Теги: , , ,