Красные Советы — Про патриотизм, на пальцах

Хотел увязать пост о патриотизме с годовщиной Октября. Думал, как это изящнее сделать. И мне помог Игорь Иванович Гиркин-Стрелков — «увязал». Стало быть, начнём с цитаты.

«Белые, при всех своих ошибках, при всех своих многочисленных ошибках, они имели на знаменах лозунг восстановления России. Они были на тот момент патриотами»

, — говорит пан Стрелков. То есть патриотизм, по мнению пана Стрелкова, определяется по лозунгу на знамени. Обещаешь бороться за Единую Россию — всё, готово дело, ты патриот. Очень хорошая позиция.

Ну, а нас, коммуняк, лозунгами не успокоишь. Поскольку мы, коммуняки, помним завет товарища Ленина: «Кто верит на слово, тот безнадежный идиот, на которого машут рукой«. А лозунг — это как раз голые слова. Мы словам верить не будем, мы будем до сути докапываться.

Чтобы понять, кого можно считать «патриотом», нужно понять, что же такое патриотизм. Определиться в понятиях.

В словаре Брокгауза и Ефрона патриотизм определяется как «любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации«. Устраивает нас это определение? Понятно, нет. Потому, что мы уже чуть-пачуть овладели основами Е.В.У. и знаем, что нация неоднородна, что она делится на классы, что интересы у этих классов разные, что никакой «солидарностью» там и не пахнет. Отличный пример — современная Украина. Тамошний правящий класс очень неплохо демонстрирует свою «солидарность» со всеми прочими классами. Буржуи ввергли свою страну в хаос Гражданской войны — при том, что там даже не было угрозы господству буржуазии. Чисто — бизнес. Порошенко у Ахметова что-то отработал, Коломойский у Фирташа что-то подрезал, миллионы перемещаются из кармана одного буржуя в карман другого — а под это дело страна уже залита кровью по колено.

А разве ситуация в 1917-м году сильно отличалась от нынешних времён? «Вы хотите знать, чего хотят капиталисты? Торжества интересов своего кошелька, хотя бы ценой гибели России — вот чего хотят они«, — писал товарищ Сталин в августе 17-го года. Товарищ Сталин умел изложить суть вопроса кратко и предельно ясно. Так и запишем, товарищи. Капиталист — в первую голову — заботится о своём кошельке. Более того, капиталист смешивает интересы своего кошелька с интересами Отечества. Мол, «что способствует моему обогащению, то и для Отечества хорошо«. Этот лозунг капиталист будет и в массы продвигать. Пример из истории — в 1914-м году капиталисты развязали Мировую войну, в которую оказалась втянута и Россия. Русский пролетариат и русское крестьянство проливали кровь на фронте, а русская буржуазия наживала капиталы, продавая армии снаряжение и амуницию, миллионеры становились мультимиллионерами — между тем, внешний долг России до войны составлял 9 миллиардов рублей, а за три года войны он вырос до 60-ти миллиардов. Тем не менее, буржуазная пресса вопила о «войне до победного конца» — похрен нам внешний долг, мы состояния на военных поставках и госзаймах делаем! Что хорошо для нашего кошелька, то и для России полезно будет. Так что России полезно воевать до упора, даёшь Крест на Святой Софии!
Или вот ещё один пример из современности — пресловутый обвал рубля. Никто даже и не скрывает: дешёвый рубль означает — обогащение буржуев, которые наживаются с экспорта разных ништяков на загнивающий Запад и выручку получают в кровавых баксах и законтаченных евро. Ещё дешевый рубль означает — обеднение трудящихся, которые зарплату в рублях получают. Всё это очевидно. Но буржуазная пропаганда призывает трудящихся… радоваться такому положению вещей! И трудящиеся таки радуются. Вот сегодня только в блоге одного хорошего и честного товарища прочитал: «Снижение курса рубля — это серьезный вклад в импортозамещение. Да, по людям это ударит, но! В любом аукционе импортной технике и оборудованию с большим процентом импортной комплектации априори будет сложнее конкурировать. Т.е. объем производства в итоге вырастет«. В переводе — констатируем, что из-за обвала национальной валюты обогатятся не только импортёры сырья, но и буржуи-промышленники. Сие, видимо, должно радовать трудящихся людей, по которым падение рубля весьма больно «ударит». Называется — следите за руками. Буржуй кричит о патриотизме и солидарности интересов, запустив обе руки в карманы трудящегося. И вот если ты с такой политикой согласен, то ты — настоящий патриот, по Брокгаузу и Ефрону. Нах-нах, как говаривал пару лет тому назад один буржуазный политический деятель.

Стало быть, отметаем определение из Брокгауза и Ефрона. Нам нужно марксистское толкование термина. Открываем сталинскую БСЭ, в которой видим приемлемое определение патриотизма: «чувтво любви к Родине«. Для полного понимания нам нужно узнать, что же авторы статьи в БСЭ подразумевают под словом «Родина». Подразумевается — «исторически принадлежащая данному народу страна, которую этот народ населяет, развивая свою культуру и отстаивая свою независимость и свободу«. В БСЭ отмечено, что патриотизм у сознательных граждан из простого чувства привязанности к родным местам вырастает до «понимания своей связи со всей страной и народом, с его языком, историей и культурой, до сознательной борьбы с притеснителями и поработителями народа как внешними, так и внутренними, до отдачи всех своих сил и способностей на благо Родины и народа«. Ну, вот вам портрет настоящего патриота, товарищи. Настоящий патриот не бежит за красивыми лозунгами. Это повадка не патриота, а дурака: «На дурака не нужен нож, ему с три короба наврёшь» и далее по тексту. Настоящий патриот понимает, как устроено общество, понимает своё положение в обществе, понимает интересы своего народа и готов отстаивать эти интересы, не щадя себя.

Теперь, вооружившись марксистским пониманием термина «патриотизм», сделаем экскурс в историю и прикинем, кто в 17-м году был патриотом — красногвардеец, или белогвардеец. Из энциклопедии мы выяснили, что патриот сознательно борется за благо своего народа. О жизни народа в России, Которую Мы Потеряли я писал неоднократно, интересующиеся предметом товарищи могут глянуть в этом блоге, под тегом «РКМП». Очень невесёлая жизнь была. Вот, что о своей жизни говорили сами русские труженики:

«Бедность наша, доходящая до нищеты, произвол со стороны власть имущих, малоземелье, непосильные налоги, бесправие, невежество и т. д. без конца довели нас, русских пахарей, до отчаяния. Жить так, как мы живем в настоящее время, становится невозможным: голодное семейство своими воплями надрывает наши сердца; тяжелый труд, труд, доходя­щий до изнеможения, и к тому же скудная пища, подтачивает наше здоровье, убивает в нас все человеческое, все жизненное и превращает в рабочих животных, обреченных только есть, множиться и работать до упаду сил.

>Нас обвиняют в невежестве, называя медведями, обвиняют также и в пьянстве, но это говорят и обвиняют те, которые не знают нас, не зна­ют и нашей трудовой, будничной жизни. Пусть эти судьи и обвинители пристально вглядятся в нее, пусть прислушаются к голосу обезличенно­го русского народа, тогда им всем, этим обвинителям, стало бы ясно, что при таких крепостнических условиях нашей жизни нам, крестьянам, невозможно и думать о другой жизни, жизни духовной: она не только не может развиваться среди нас, но даже и те зародыши, которые еще в детстве нам заложены в души школою, окончательно вытравливаются постоянными заботами о насущном куске хлеба.

Есть у нас поблизости народная библиотека, но мы не берем книг, не читаем их, но не берем не потому, что не видим пользы от их чтения; нет, а нам некогда, нам недосуг заниматься ими: мы должны, не разгибая спины, работать день и ночь, чтобы кое-как прокормить свою семью и уплатить всевозможные налоги, которыми и так русский мужик-пахарь не обижен.

Мы часто задаем себе вопросы: кто заботится о нас, мужиках, кто подает нам руку помощи? Ответ на это прост — никто! Хотя есть со сто­роны земства маленькая попытка облегчить нашу тяжелую крестьянскую жизнь, но оно, это земство, в одном случае само бессильно, а в другом — все хорошее превращает в зло, произвол, благодаря тому, что проведение в жизнь этого хорошего поручается или местной администрации, или же нашим кулакам, которые смотрят на это как на средство личной наживы, отчего жизнь уезда подвигается вперед черепашьим шагом, тогда как средства тратятся громадные«. (с) Приговор крестьян общества Кумолова Петергофского уезда Петербургской губернии, 18 ноября 1905-го года.

У меня под рукой есть замечательная подборочка таких вот «приговоров» и «наказов», со всей России крестьяне писали одно и то же: жизни НЕТ, а то, что есть — это не жизнь, а выживание в тяжелейших и унизительных условиях.

Если уж мы обращаемся к истории Революции, то подумайте, мог ли патриот России мириться с тем, что русские крестьяне (четыре пятых всего населения РИ) жили — вот так? Нет, не мог. Граф Толстой, несомненный патриот, насмотревшись на нищету народных масс, писал: «При виде этого голода, холода и унижения тысячи людей, я не умом, не сердцем, а всем существом моим понял, что существование десятков тысяч таких людей в Москве, тогда, когда я с другими тысячами объедаюсь филеями и осетриной и покрываю лошадей и полы сукнами и коврами, что бы ни говорили мне все ученые мира о том, как это необходимо,— есть преступление, не один раз совершенное, но постоянно совершающееся, и что я, с своей роскошью, не только попуститель, но прямой участник его«. Однако, товарищи графа по классу — от преступной и безнравственной роскоши отказываться не собирались, а самого графа объявили психопатом.

Так что должен был предпринять русский патриот, видя, как помещики и капиталисты грабят и насилуют его народ, его Родину? А то самое, что предпринимали большевики — пытаться просветить и организовать народные массы, чтобы они дали отпор насильникам и грабителям. Ленин писал: «Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика«. Способность народа противостоять поработителям — предмет национальной гордости настоящего патриота.

q6014-8117830

В октябре 17-го года русские рабочие люди совершили величайший в мировой истории акт патриотизма — очистили свою прекрасную Родину от палачей, воров и угнетателей. Но на этом русские трудящиеся не собирались останавливаться. Они мечтали принести свободу всем народам мира, помочь всем труженикам планеты освободиться от уз капитала. Сие и есть тот самый «интернационализм», за который упрекает коммунистов пан Стрелков. Именно благодаря интернационализму наша страна стала одной из самых влиятельных стран в мире, стала — в буквальном смысле — Отечеством для трудящихся всех наций и рас. Именно тогда наша страна предложила миру альтернативный способ общественного устройства. Именно тогда трудящиеся всего мира узнали слово «Россия». И это слово было неразрывно связано с именем «Ленин».

Россия, Россия, Россия! Ты Ленина миру дала, Ты знамя Советов впервые Могучей рукой подняла. На подвиг святой, благородный Не раз тебя Сталин водил. В победной войне всенародной Он славу твою утвердил. Навеки слилась величаво Под сенью советских знамен Былая российская слава Со славою новых времен. Кремлевские звезды родные Над миром горят, как маяк, Как светочи новой России, Рожденной в трудах и в боях. С востока легла до заката Великая наша страна, Народною дружбой богата И правдой народной сильна. Не страшны нам грозы любые, Бессмертен советский народ Россия, Россия, Россия, —

Веди нас к победам, вперед!

Этот стих Лебедева-Кумача я уже приводил в своём блоге, но тут не удержался и привёл ещё раз — уж больно подходит по смыслу.

Стало быть, товарищи, записываем тезисы. Настоящий патриот — тот, кто борется сам и помогает другим бороться за свою Родину, против внешних и внутренних (!!!) поработителей своего народа. Таким образом получается, что в буржуазном обществе лучший патриот — это сознательный, последовательный коммунист, сторонник пролетарского интернационализма.

В комментариях к посту о национализме товарищи задавали вопросы: являются ли слова «патриотизм» и «национализм» синонимами и как вообще патриотизм связан с национализмом? Полагаю, на эти вопросы я ответил.