Цель позитивных социальных преобразований не в том, чтобы банально «всё отнять и поделить», – а в том, чтобы раз и навсегда вывести производственные отношения за скобки общественной жизни. И если уровень развития общества настолько высок, что каждый человек стал обеспечен, благоустроен, и может реализовать свои таланты и задумки, – то это именно то, что нужно.
«Экономической основой (нового общества) является такое высокое развитие, при котором исчезает противоположность умственного и физического труда. Исчезает, следовательно, один из важнейших источников современного общественного неравенства и притом такой источник, которого одним переходом средств производства в общественную собственность, устранить никак нельзя». В.И. Ленин
«Духовное творчество требует свободы. Самый замысел коммунизма: подчинить природу технике, а технику – плану и заставить сырую материю давать без отказу все, что нужно человеку, и далеко сверх того, имеет своей высшей целью: освободить окончательно и раз навсегда творческие силы человека от всяких тисков, ограничений и унижающих зависимостей. Личные отношения, наука, искусство не будут знать никакого извне навязанного «плана», ни даже тени принуждения. В какой мере духовное творчество будет индивидуальным или коллективным, будет целиком зависеть от самих творцов». Л.Д. Троцкий
Время от времени у меня спрашивают: – «Зачем вообще что-то менять в стране? Может и так сойдёт, ну и пусть тут всё деградирует – можно ведь уехать, да и ладно»?
А вот и не «ладно». Оглянитесь вокруг. Ни одна страна не может полноценно развиваться, когда большинство её граждан занимаются не своим делом, не на своем месте, морально готовые «свалить», чувствуя себя «временщика́ми» в картонных коробках, а жизни свои ощущая – ничтожными.
– Творческие задачи для ученых? – Пфф. Кому это надо. – Свои производства? – Да ну… купим в Китае.
– В мире развиваются новые направления (автоматизированные производства, 3D-печать, биотехнологии, беспилотный транспорт)? – Вот же тупицы! Это невыгодно, все это знают(tm)!
Люди учатся на врачей – а становятся pr-менеджерами. Готовят себя к инженерной карьере, а трудятся в продажах. И словно в параллельном мире, под боком живут «сырьевики», которые качают и продают ресурсы, не связывая свои жизни и будущее с «этой страной».
О каком «прогрессе» можно говорить в таких условиях?
И пока весь мир продолжает развитие, мы отсиживаемся в своей цитадели отсталости. Огораживаясь мифами и стереотипами, дескать: – «В мире ничего не меняется, а мы и так самые крутые». Убаюкивая себя в постоянно сужающейся зоне комфорта. Отказываясь замечать, как окружающие пространства рассыпаются на глазах, превращаясь вот в такие захолустные «Обломовки» из ленивой мечты. Процветавшие когда-то фермы и заводы смотрят пустыми глазницами на опустившихся жителей. На опустевшие посёлки и полудохлые деревни наступают зелёные армии лесов и бурьянов. И что, кто-то считает это нормальным в 21-м веке?
*** Мир третьего тысячелетия дожидается нового, по-настоящему прогрессивного общества, – а не его производных или переходного периода лет так на сто.
Феодализм, капитализм, социализм или коммунизм – это как операционная система компьютера. Она задаёт определённые правила, даёт вам ряд возможностей, а так же, держит обратную связь с вами и обществом: 24/7. Это инструмент, с помощью которого люди решают свои насущные задачи.
И если продолжать аналогию, то сейчас мы пользуемся «навороченным» суперкомпьютером, на котором установлена глючная и тормозная ОС двухсотлетней давности. Абсурд, – но так и живем, под гнётом стереотипов. Невольно вспоминается история про привычку и обезьян:
«Учёные решили провести эксперимент. В клетке с обезьянами, к потолку подвесили связку спелых бананов. Когда какая-нибудь обезьяна лезла за бананами, её и всех оставшихся внизу сородичей обливали ледяной водой из брандспойта. Это повторялось при каждой попытке достать фрукты. В конце концов, у обезьян выработался рефлекс, и они прекратили пытаться сорвать бананы. После этого одну из обезьян убрали из клетки, и поместили туда новую обезьяну. Новичок (не отягощенный рефлексами завсегдатаев этой клетки) сразу попытался полакомиться бананами, но остальные обезьяны потащили его вниз, да ещё и поколотили (они хорошо запомнили прежнюю последовательность событий). Так повторялось раз за разом: – когда новенькая обезьяна привыкала к местным правилам, еще одну заменяли на новую и процесс полностью повторялся.
Постепенно в клетке остались обезьяны, которых вообще ни разу не обливали холодной водой. Но это не мешало им держаться подальше от связки с бананами, оттаскивать новичков и бить их, если они пытались повторить попытку».
И покуда мы пользуемся языком экономических древностей, – мы чисто технически не можем раскрыть внутренний потенциал современного общества. Сразу включаются отсечки, блокировки и табуирование, как в эксперименте выше.
***
Кто такие коммунисты, при коммунизме?
– Это точно такие же люди как и все остальные, – не лучше и не хуже окружающих. Это люди достигшие цели и создавшие фундамент для дальнейшего развития общества (с ними, или уже без них). Это сторонники прогресса и технократы, ученые и изобретатели, гуманисты и мечтатели, инженеры и учителя. Все кто угодно, в зависимости от личных предпочтений.
И несмотря на это, – крайне маловероятно, что коммунисты снова придут к власти (в привычном для всех виде). Фактически, их призовут тогда, когда в стране станет совсем туго: – как последних антикризисных управляющих. А после того как всё наладится – они уйдут в тень и растворятся в обществе, став равными среди равных.
Как врач, спасший жизнь, или как сантехник, починивший прорванную трубу, – они потеряют свою востребованность сразу же по завершению своей исторической миссии: – создать базис общества, в котором реализуется принцип похожий на интернет-ресурсы: – «от каждого по способности – каждому по потребности». Общества, где удалось: – «освободить окончательно и раз навсегда творческие силы человека от всяких тисков, ограничений и унижающих зависимостей».
Переведя человечество через разломы эпох, коммунисты ни в коем случае не должны деградировать до «белой кости», засевшей во власти. Не должны переименовать города или улицы в свою честь – иначе имена героев примелькаются, и выцветут словно флаги под солнцем и ветром.
Единственная верная задача, – исполнить свое предназначение, пронеся над головой пылающий «исторический месседж». Создав передовое общество, равного которому ещё не было, и дав этим импульс к развитию всей цивилизации.
Классы антагонисты. В современной России есть ровно 2 класса-антагониста (если рассматривать общество с точки зрения владения инструментами для генерирования и приращения капитала): 1. колониальный олигархат сросшийся с бюрократией; + обслуживающая их медиакратия (легитимизирующая «отжатую» у граждан всенародную собственность); + силовые структуры (опекающие всё это «добро»). А все вместе: – это «пираты» и их обслуга, взявшие на абордаж «советский корабль» в 1991м году (по классике: – эксплуататоры); 2. и все остальные промежуточные классы, «страты» и просто граждане, – без оглядки на личные политические предпочтения. (О себе можно думать всё что угодно, но ваше место в социально-экономической модели и положение в обществе от этого не изменятся) (по классике это: – эксплуатируемые);
Все промежуточные состояния минимальны, кратковременны и неустойчивы.
***
Как сделать новую социально-экономическую технологию реализуемой, «не откатываемой» и «дружелюбной» к «пользователям»? Каким образом возникнет общество, где снят вопрос жизни одного класса – за счёт паразитирования на другом?
В первую очередь, потребуется выровнять уровень возможностей у двух классов-антагонистов. Простые люди должны получить «элитные возможности» «первого класса», – в обход воли старой элиты.
Цель позитивных социальных преобразований не в том, чтобы банально «всё отнять и поделить», – а в том, чтобы раз и навсегда вывести производственные отношения за скобки общественной жизни. И если уровень развития общества настолько высок, что каждый человек стал обеспечен, благоустроен, и может реализовать свои таланты и задумки, – то это именно то, что нужно. Флаг в руки – берите и воплощайте свои идеи без давления и принуждения.
С новыми техническими возможностями, каждый желающий станет производителем и потребителем одновременно. Если же вас попытаются «загнать» обратно, в общество расслоения, угнетения и бесправия, то вы всегда сможете создать актуальное средство физического воздействия на тех, кто считает верной формулировку: – «все равны, но некоторые равнее».
Технологии – это великий уравнитель возможностей. И новый общественный договор (легитимность и право на занятие того или иного места в социуме), сложится именно на базе новых возможностей простых граждан, отражая изменившийся баланс сил и интересов в обществе.
(Не исключаю, что кто-то и вовсе не захочет в новое общество. Это нормально, – никто туда насильно не тянет, пусть живут как им нравится, превращая добровольную сегрегацию в своем «заповеднике», в эдакий «ритуальный танец. Пусть построят своё «казино» с биржами и олигархами. Почему нет? Ни у кого ведь не возникает чувства: – «Они там именно так и живут!», – когда на экскурсии по старинному замку, перед вами разыгрывают историческую сценку с рыцарями и королями? Так же и здесь – пусть себе живут «реконструкторы», отыгрывая устаревшие роли. И если век назад для построения передового общества были необходимы рабочие руки каждого, то сейчас – нет. Роботизированному производству вообще всё равно).
***
Вместе с развитием нового общества и отмиранием «рефлексов» старого, уже не получится «понтоваться» вещами или присвоить себе чужой социальный статус. Если у каждого есть «Феррари», – то это делает данную машину чем-то вроде «Лады-калины». Если у вас уже есть всё, что хотели для процветания и развития – вы чисто физически не сможете потребить еще более «нажористую» жизнь. Свой общественный статус в новом мире придется подтверждать не «связями с правильными пацанами», – а через открытую и наглядную механику социального капитала (см. «Теория открытого мира», п.3), демонстрирующую всему миру степень вашей полезности (в глазах общества).
Научно-техническая революция – это идеальный ключ к реальным позитивным социальным переменам, без потери времени, внутреннего запала и человеческих жизней.
Любой способствующий достижению этой цели – потенциальный друг, попутчик или соратник. В эпоху интернета и развитой логистики, нет смысла полагаться исключительно на свои силы. Развивают Intel, Samsung, Lenovo и тысячи других компаний прикладную технику, – молодцы, пользуйтесь их наработками. Внедряют на заводах Nikon или Canon полностью автоматизированные линии – замечательно, отличный задел на будущее. Создают голографические линзы, цифровые очки и иные способы визуализации информации, – прекрасно, это отличный способ отобразить ваш «социальный капитал» или создать интерфейс изобретателя. Делают 3D-принтеры? Не ждите, – присоединяйтесь!
Нравится, что придумали в другой стране? Потратьте время, научись делать не хуже. Неважно где сделана или придумана вещь, если она объективно приносит пользу, облегчает жизнь и постоянно востребована. «Капиталистическое» ли это изобретение, «социалистическое» ли, – абсолютно без разницы, уже потому, что и сам коммунизм – это, в первую очередь, социально-экономическая модель. То есть: – тех-но-ло-гия.
И как любую технологию его свойства можно: – заблаговременно прогнозировать; – предварительно разрабатывать в теории; – моделировать «на стендах» и алгоритмизировать этапы; – проецировать на окружающую реальность; – внедрять (как цельно, так и модулями); – использовать; – улучшать и расширять возможности;
– и генерировать всё более прорывные решения;
По этой же причине, намного точнее трактовать слово «communis» – не просто как «общий», а как – «вместе» или «сообща». Потому, что каждый человек сможет сделать личный вклад в развитие общей системы. Сообща улучшая мир. Это эдакий краудсорсинг + меритократия, достигшие высшего уровня своего развития.
Здоровое и прогрессивное общество – это общество, где каждый человек является вершиной в своем возможном развитии ((в каждый момент времени), эволюционируя и меняясь на протяжении всей своей жизни), – и таких «вершинок» – миллионы.
Это будет общество раЗных людей, раВных в своих правах и возможностях. И эти люди воспитают новое поколение, для которых фантастический (для нас нынешних) уровень жизни – будет чем-то обычным. И это отлично, – ведь у них появятся новые, ещё более амбициозные планы.
В других заметках я уже отвечал на вопрос: – «Что такое коммунизм»? Повторю лишь вот это:
«Коммунизм – это сверхразвитое человеческое сообщество, нашпигованное передовыми научно-техническими решениями, как новогодняя ёлка игрушками. В этом обществе уже не имеет смысла классовое деление, минимизирована роль денег (как посредника особого рода), а граждане – обладают равными правами и возможностями.
Это разумное, рациональное (рачительное) общество, состоящее из максимально развитых и дружественно настроенных друг к другу сограждан. Это общество сверхразвитой индивидуальности – идущей на пользу всем и каждому; но не индивидуализма, когда ради вашей прихоти должны пострадать окружающие.
Коммунизм – это ежесекундное генерирование и создание сверхновой реальности, – придумывание того, чего еще никогда не было. Это искрящееся творчество на синапсах вашего разума и наслаждение процессом созидания. Это прогрессивно, «модно», перспективно, востребовано и, наконец, просто интересно».
***
В итоге: – что такое марксизм? Марксизм, это учение о том, как производственные отношения (исторически разделившие жителей планеты), в результате научно-технической революции (и последовавшими за ней изменениями в социуме), приведут людей к обществу всеобщего процветания, гуманизма и равенства.
И если перефразировать известное выражение, то получим выжимку:
– История разделила людей на эксплуататоров и эксплуатируемых. Прогресс – обессмыслит эти роли.