%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81-%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2-%d0%b2-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8-%d0%b4%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b0-%d0%bf%d0%be-2

Алекс Кульманов: В истории Договора по открытому небу кризисы случались и ранее

update: 25-05-2020 (17:56)

21 мая в четверг администрация Дональда Трампа объявила о выходе США из Договора по открытому небу (ДОН). О грядущем выходе США из договора было известно ещё прошлой осенью. Тем не менее реакция в России оказалась довольно бурной. Различные представители кремлевской пропаганды обвинили США в «разрушении договоров, нагнетании военной напряжённости, нарушении мира во всём мире и т.п.». МИД РФ поначалу официально заявил, что «с выходом США из Договора будет нарушен весьма хрупкий баланс интересов его участников и в результате пострадает вся архитектура европейской безопасности». В субботу, 23 мая, представитель МИДа Рябков заявил, что американские аргументы вызывают в российских штабах и кабинетах гомерический хохот.

Что же такого смешного совершили США?

Концепция открытого неба была предложена ещё президентом США Дуайтом Эйзенхауэром в Женеве в 1955 году. Он предложил взаимные наблюдательные полёты над территориями США и СССР, чтобы исключить возможность внезапной атаки. Тогда Хрущёв отклонил это предложение. В 1989 году предложение повторил уже Джордж Буш. 24 марта 1992 года в Хельсинки представители 23 государств подписали Договор, разрешающий свободные полёты невооружённых разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-участниц. Целью договора было укрепление доверия между государствами. Свободные разведывательные полёты позволяют контролировать соблюдение действующих международных договоров, улучшают военную прозрачность и предсказуемость. Полёты проводятся по уведомлению стороны за 72 часа до миссии в рамках системы квот на год. Больше всего квот — по 42 полёта — у США и у России с Республикой Беларусь, которые считаются единым субъектом. Участник договора не имеет права отказывать в инспекционных полётах за редким исключением. Полёты проводятся на специальных разведывательных самолётах, фотооборудование которых соответствует согласованным стандартам (специальные камеры с разрешением 30 см). Отснятым материалом необходимо делиться с любой страной, подписавшей договор. На борту всегда присутствуют представители страны, над которой проходит полёт. На начало 2020 года участниками Договора являлись 34 государства и было выполнено более полутора тысяч разведывательных полётов.

Почему США решили выйти из этого договора?

США утверждают, что Россия ведёт недобросовестную игру. По договору пролёты осуществляются только над странами, подписавшими договор. Россия использует это правило, запрещая пролёты над «отколовшимися» от Грузии Абхазией и Северной Осетией. Над Калининградской областью Россия установила ограничение в 500 км на общую продолжительность наблюдательных полётов. А в сентябре 2019 года Россия отклонила заявку на пролёт над военным учениями «Центр-2019». Мидовцы тогда заявили, что из-за «быстро меняющейся обстановки во время учений будет сложно обеспечить безопасность пролёта». Европа считает эти проблемы раздражительными, но не критичными. Администрация Дональда Трампа решила, что этих причин достаточно для выхода из Договора по открытому небу.

У Москвы к США тоже есть претензии. В 2016 году Америка не обеспечила безопасное прибытие российского самолета, отказавшись предоставить необходимое количество промежуточных аэродромов. В 2017 году Штаты отменили остановки для отдыха экипажей самолетов наблюдения в ночное время суток на аэродромах заправки Робинс и Элсворт.

В истории Договора по открытому небу кризисы случались и ранее. Так, после того как в 2015 году Турция сбила российский Су-24 на границе с Сирией, произошло серьёзное охлаждение отношений между странами. На пике в феврале 2016 года Турция запретила российским самолётам провести очередной инспекционный полёт. В 2014 году разгорелся кризис из-за новых российских самолётов Ту-214ОН, которые Россия планировала использовать для наблюдательных полётов. На Ту-214ОН был установлен новый комплект для цифровой фотосъёмки, инфракрасные камеры и РЛС бокового обзора. Американские военные убедили своё правительство, что оборудование выходит за рамки договора и до 2018 года Ту-214ОН простаивали без дела, американцы не допускали их к полётам над своей территорией. Только в сентябре 2018 года самолёт прошёл международную сертификацию. Летом 2017 года бурные эмоции вызвал пролёт российского Ту-154М в рамках Договора над атлантическим побережьем США. Самолёт пролетел над штаб-квартирой ЦРУ, авиабазой Эндрюс, а также над официальными резиденциями Трампа в Кэмп-Дэвиде и Флориде. Реакция американского общества тогда оказалась весьма значительной.

Помимо задач «укрепления доверия между участниками ДОН» стоит понимать практические выгоды. Особую важность Договор имеет для небольших стран, которые не имеют высококачественных разведывательных систем. Благодаря «Открытому небу» они получают доступ к разведывательной информации. Россия не столь критически зависит от ДОН, но тоже получает много важной информации об инфраструктуре США. Сторонники Открытого неба считают, что Россия смогла бы собрать необходимые данные и используя другие инструменты. Но всё же, ввиду отсталости российских разведывательных систем, ДОН полезен России в военных целях. И практически не нуждаются в Договоре по открытому небу США. Самая совершенная спутниковая группировка позволяет получать данные с более высоким разрешением в любой момент.

Стоит заметить, что «укрепление доверия» не просто пустые слова. Проведение полётов обеспечивает регулярные встречи офицеров НАТО и РФ, даёт развитие дружеских отношений и доверия. Многие представители вооружённых сил США и Госдепа пытались убедить Трампа сохранить «Открытое небо». Трамп же заявил, что США не могут оставаться в договоре, который нарушается Россией. Кто больше теряет от разрушения данного инструмента международного сотрудничества, вопрос очевидный. В то же время звучат мнения, что Договор по открытому небу в сегодняшнем виде и составе теряет актуальность без участия в нём Китая. За несколько десятков лет ситуация в мире изменилась, и в крупных международных договорах по ограничению вооружений и контролю за вооружениями сегодня должен участвовать значительно подросший Китай.

А вот что не вызывает уже хохот, так это ситуация вокруг авианесущего крейсера-мученика «Адмирала Кузнецова». Судьба «Кузи» была тяжёлой с самого начала. Постоянные поломки, плохая эксплуатация, недофинансирование, символические боевые возможности. Последний поход к Сирии продемонстрировал истинный боевой потенциал «Кузи». Большую часть вылетов авиакрыло выполнило с береговых аэродромов, а не с палубы авианесущего крейсера. Но, тем не менее, из-за неисправностей посадочного оборудования было потеряно два истребителя. Не самое успешное плавание «Адмирала Кузнецова» вытянуло из корабля остатки ресурса, после чего судно встало на длительный ремонт. Планировалась большая модернизация оборудования корабля, замена постоянно ломающихся котлов, модернизация электронного комплекса корабля. Общая стоимость работ оценивалась почти в 1 млрд долларов.

Для ремонта «Кузи» использовали единственный в России подходящий для этих целей док ПД-50.

Ситуация с доком, ремонтом «Кузи» во многом символична и показательна. Зачем «Роснефти» понадобился 82-й судостроительный завод, которому принадлежал старый, построенный в 1979 году шведами док ПД-50, неизвестно. В 2015 году «Роснефть» приобретает 82-й судостроительный и проводит там оптимизацию. В результате под руководством менеджеров «Роснефти» сокращается команда ПД-50 и перестаёт закупаться топливо для дизель-генераторов дока, которые обеспечивали резервное электропитание механизмов. В ночь с 29 на 30 октября 2018 года береговая электросеть из-за неполадок отключает док и он начинает тонуть с существенным креном. Из-за крена на «Адмирала Кузнецова» падает 50-тонный кран, пробивая палубу и отсеки под ней. Благодаря действиям экипажа крейсер остался на плаву. А ПД-50 затонул без возможности подъёма. Не обошлось и без человеческих жертв. «Кузя» остался без винтов и получил дополнительные повреждения в результате этой аварии. 12 декабря 2019 года на крейсере, стоящем у причала, произошёл очередной пожар, который увеличил стоимость и сроки ремонта. Российские государственные СМИ заявили, что критических повреждений не получено и продолжается выполнение контракта по ремонту судна, согласно которому ремонт должен быть окончен в 2022 году. Глава ОСК заявил, что пожар не повлияет на срок сдачи корабля флоту в 2022 году.

Фактически же Россия осталась без дока, на котором мог бы проводиться ремонт крупных кораблей. После затопления ПД-50 было принято решение объединить две камеры дока «Звёздочки» в Мурманске, чтобы получить один большой док, в котором будет возможно закончить ремонт «Кузнецова».

21 мая в четверг в СМИ появилась информация о крупном конфликте между заказчиком и строителем дока для «Кузи». Компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС), которая занимается строительством сухого дока, пожаловалась в Генпрокуратуру и Совет безопасности на заказчиков стройки — Центр судоремонта «Звёздочка» и Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Согласно претензиям ИИС, «Звёздочка» задерживает выплаты по контракту с общей стоимостью 23,9 млрд рублей, а также задерживает предоставление проектно-сметной документации. По планам судно должно было встать в недостроенный док в июне 2021 года, чтобы установить винты, валы и провести работы, возможные только в доке.

ОСК, в ответ на обвинения в срыве сроков работ, обвиняет подрядчика — ИИС. ОСК утверждает, что оплата проводится своевременно, работа над документацией тоже ведётся как надо. Представители ОСК утверждают, что ИИС не справляются с проектом и планируют сменить подрядчика, чтобы соблюсти сроки докования.

Замглавы Центра технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) Валерий Киреев утверждает, что стройка дока задерживается по нескольким причинам. Киреев считает, что, несмотря на отсутствие утверждённой документации, подрядчик мог бы уже выполнять значительное количество работ на берегу. Но фактически работы не проводятся. Также по утверждениям ЦТСС, в районе выявлена повышенная сейсмика и док требует дополнительных затрат при строительстве. Первоначально стоимость второго этапа строительства оценивалась в 16 млрд рублей, а теперь в 33,6 млрд рублей. ОСК и Минпромторг отказываются согласовывать новую цену, из-за этого Главгосэкспертиза не может начать проверку документации. В настоящий момент чиновники активно занимаются переписками и уточнениями, какие работы проводить и во сколько это обойдётся.

Но пока глава ОСК Алексей Рахманов утверждает, что судно будет передано флоту в 2022 году, отдельные эксперты утверждают, что в лучшем случае в 2022 году «Кузнецов» только сможет встать в док. При условии, что необходимые работы по доку начнут выполняться в полной мере. Работы по доку на «Звёздочке» — это не просто объединение двух доков в один, там необходимо ещё провести удлинение получившегося единого дока на несколько десятков метров в скальной породе, чтобы получить необходимую длину дока. С учётом объёмов работ по доку и по кораблю, объективные сроки передачи «Кузнецова» флоту оцениваются не ранее 2025 года. Но это прогноз…

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter