На днях Росстат подвёл экономические итоги первого полугодия. При стабильно высоких ценах на нефть темпы роста ВВП России рухнули в 3 раза за календарный год – с 4,5% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в январе-июне 2013г. Это заметно хуже не только 3,6%, заложенных в бюджете, но и 2,4%, которые считались негативным сценарием ещё 3 месяца назад.
Усиливается и деградация структуры экономики — растут исключительно спекулятивные секторы: финансовые операции выросли на 12,4%, а посреднические операции на рынке недвижимости – на 5,7%. При этом в строительстве спад добавленной стоимости превысил 2,2%, в добыче сырья – 1,9%, в производстве электроэнергии, газа и воды сокращение выпуска на 1,2%.
В обрабатывающей промышленности нулевая динамика – коматозно-депрессивное состояние, когда спада ещё нет, но рост сошёл на нет в силу дорогих кредитов, коррупции, отсутствия государственной поддержки, усилившегося в рамках ВТО наплыва импорта, а также скачкообразного роста цен на ГСМ, топливо, электроэнергию, газ, воду и грузовые перевозки. Это «привет» из кризисного 2008-2009 гг. Рост в системе здравоохранения на 4,5% и в предоставлении социальных услуг на 6% — это рост сквозь слёзы: закономерный результат приватизации бюджетной сферы и коммерциализации базовых социальных услуг, которые становятся непозволительной роскошью для подавляющей части населения.
Экономические итоги – откровенно провальные и худшие за последние 4,5 года. С такими темпами и примитивным «торгашеским» качеством роста экономики невозможно не только обеспечить исполнение майских указов президента и профинансировать модернизацию, но даже элементарно обеспечить социальную стабильность в обществе.
Хуже всего то, что впереди Россию ждёт по-гайдаровски антисоциальное урезание бюджетных расходов на социальную политику, экономику и инфраструктуру в «лучших» традициях 1990-х годов. Президент Путин уже объявил, что экономика затухает и денег нет на дополнительные социальные обязательства, а Минфин и Минэкономики в начале сентября заявили, что денег не хватает даже на финансирование майских указов президента, которые потребовали дополнительные 2-2,2 трлн. рублей. Вместо этого уже к 2015 г. бюджет может не досчитаться 2 трлн. рублей из-за сильнейшего с 2009 г. спада производственной и инвестиционной активности.
Одновременно Минфин дал понять, что Россию ждёт масштабный секвестр, которого граждане не видели с 1996-1997 гг. – предложено сократить расходы практически на все статьи бюджета на 5%. Если раньше в Правительстве предлагали пресловутый «бюджетный манёвр», который подразумевал приоритетное финансирование «майских указов» президента за счёт урезания расходов на не попавшие в список статьи, то теперь под удар рискуют попасть в том числе и предвыборные обещания президента.
Впереди Россию ждут тяжёлые времена – антисоциальный и антимодернизационный вектор на сокращение социальных расходов, консервирующий техническую отсталость российской экономики, сырьевую зависимость и деградацию наукоёмких производств, будет продолжен. Приватизация ЖКХ, либерализация рынка электроэнергии, монетизация льгот, рост платности социальных услуг, приватизация бюджетной сферы – только начало пути в перекладывании ответственности с федерального центра на плечи рядовых граждан и хронически дефицитные региональные субъекты.
Притом, что в России практически все бюджетные статьи финансируются в 2,5-3 раза хуже, чем в экономически развитых странах (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и т.д.), и в 2 раза хуже, чем в новых индустриальных странах и конкурентах по группе БРИКС. В РФ на национальную экономику выделяется всего лишь 5,23% ВВП, на ЖКХ – 1,72%, на образование и науку – 4,1%, на здравоохранение – 4,3%. О какой модернизации может идти речь в ситуации, когда страна сидит на сухом пайке?! Это нонсенс! При столь масштабном недофинансировании человеческого капитала, инфраструктуры и производительного капитала можно смело забыть о слезании с «нефтяной иглы» — сырьевое проклятие непреодолимо до тех пор, пока государство искусственно изымает деньги из экономики и вывозит их за рубеж к стратегическим конкурентам. Именно по этой причине в России ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса в 2,5-3 раза превышают ставку рентабельности в несырьевой промышленности – 20-25% против 8-9% соответственно. В рамках проводимой политики «кудриномики» цели президента, к сожалению, становятся недостижимой «маниловщиной».
Секвестр в духе 90-х годов затевается в ситуации, когда государство не знает, куда деть деньги — в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния без дела лежит свыше 5,7 трлн. рублей. Эти средства изъяты из российской экономики как якобы «незаработанные» и инфляционные. Хотя не понятно, чем лучше иностранные кредиты и займы или спекулятивные капиталы, которые зазывают в Россию чиновники. Ещё 670 млрд. рублей размещены Минфином на депозитах в коммерческих банках. При желании Минфин мог бы полгода вообще не собирать никаких налогов и в полном объёме финансировать все имеющиеся обязательства.
При этом на фоне сильнейшего за последние 4 года спада производственной, инвестиционной и потребительской активности буквально на глазах рассыпается исполнение бюджета на 2013 г. С формально-бюрократической точки зрения поводов для беспокойства нет — по итогам января-июля 2013 г. зафиксирован профицит федерального бюджета России в размере 236,6 млрд. рублей (первичный профицит свыше 437,9 млрд. рублей). Однако поводов для оптимизма как никогда мало – излишек в размере 1,2% ВВП сформировался на фоне целенаправленного и осознанного отказа Минфина от выделения средств на финансирование национальной экономики, наукоёмких производств, ЖКХ, модернизации инфраструктуры, образования, науки, здравоохранения и т.д.
Минфин искусственно затягивает перечисление бюджетных ресурсов – по итогам семи месяцев 2013 г. доходная ведомость федерального бюджета исполнена на 57%, тогда как расходная часть лишь на 53%. Именно благодарю срыву исполнения бюджета Правительство и отчитывается о дутом профиците бюджета. На самом деле к концу текущего года исполнение расходов и доходов выровняется и в федеральном бюджете образуется дыра в размере более 450-500 млрд. рублей.
Складывается такое ощущение, что чиновники и рядовые россияне, чьи интересы они призваны блюсти и отстаивать, живут в совершенно разных мирах — это параллельные и не пересекающиеся реальности. Социально-имущественная пропасть между ними растёт, усиливая недовольство властями. Правительство призывает отменить исполнение части «майских» указов президента Путина и заморозить повышение пенсий и заработных плат в бюджетной сфере. При этом сами не спешат «затягивать пояса» и «жить по средствам», как призывают простых граждан.
В первой половине 2013г. в администрации президента зарплаты были повышены на 66,5% по сравнению с тем же периодом годом ранее. По официальным материалах Росстата, средняя зарплата в администрации президента составляет 171,3 тысячи рублей. Зарплаты в аппарате правительства поднялись на 50,8% до 167,4 тысячи рублей. И это притом, что даже по официальным оценкам Росстата средняя заработная плата в России не превышает 28,7 тыс. рублей, а размер пенсии менее 10 тыс. рублей. Хуже того, 73% россиян не получают и эту зарплату — их доходы менее 25 тыс. рублей в месяц — в 5-6 раз ниже, чем в высших эшелонах власти. В сельском хозяйстве средние зарплаты менее 14,5 тыс. рублей, в текстильной промышленности — 12,7 тыс., в деревообработке — 16 тыс., в системе образования — 22,7 тыс., в здравоохранении — 22,8 тыс., в системе социального обслуживания населения — 23,2 тыс. рублей. Однако сложно обвинить чиновников в избыточно высоком уровне производительности труда и эффективности их работы.
Да, руководство страны в силу политической целесообразности предпочитает говорить, что в России не будет проводиться секвестр бюджета, а будет лишь целевое сокращение расходов по некоторым направлениям социально-экономического развития. Точно также высокопставленные чиновники предпочитают избегать термина «кризис» и заявляют, что в России рецессии нет и не предвидится, а имеет место лишь снижение темпов роста. Однако это словесные манипуляции и словоблудие – урезание бюджетных расходов именуется секвестром, а последовательное и нарастающее снижение темпов роста экономики именуется рецессией. Если в Минфине предлагают урезать расходы практически по всем бюджетным статьям и признают, что не могут, а точнее не хотят финансировать «майские указы», то это и есть по существу секвестр, как его ни называй. Если в России темпы роста ВВП упали с 3% и 2,1% в последних двух кварталах 2012г. до 1,6 и 1,2% в первых двух кварталах текущего года, то это рецессия.
Хуже того, наряду с сильнейшим а последние 4,5 года спада в производственном секторе и инвестициях, последовал невиданный с 2009г. обвал рентабельности отечественной экономики – прибыли российских промышленных и торговых предприятий валятся буквально на глазах. Только по итогам первого полугодия 2013г. сальдированный финансовый результат (т.е. чистая прибыль) российских компаний сократился на 22,9%! И это на фоне снижения на 4,8% годом ранее. В результате чего доля убыточных предприятий выросла с 31 до 32,3%. А в обрабатывающей промышленности и на транспорте до 31 и 43,1% соответственно. Хуже всего обстоят дела за пределами экспортоориентированных добывающих производств, спекулятивной и торгово-посреднической деятельности – в сельском хозяйстве прибыли упали на 38,7%, в рыболовстве и рыбоводстве – на 31,3%, в обрабатывающей промышленности – на 28,5%, в строительстве – на 50,9%, в оптово-розничной торговле – на 26,7%, а на рынке недвижимости, который страдает от снижения уровня жизни россиян и избыточной закредитованности, спад достигает 43%.
Судя по всему, рост конкуренции с иностранными производителями в силу присоединения к ВТО в неподготовленном виде и на кабальных условиях, вкупе с безудержным ростом цен на топливо и ГСМ, удорожанием газа, электроэнергии, газа, воды, отопления и грузовых перевозок, высокими коррупционными поборами и административными барьерами, а также непозволительно высокими ставками по кредитам, которые в 2,5-3 раза превышают рентабельность российской экономики (20-25% против 8-9% соответственно), сталкивают российских производителей в пропасть. Не стоит забывать и про двукратное повышение ставкок социальных взносов на индивидуальных предпринимателей, в результате которого свыше 550 тыс. ИП прекратили своё существование – либо обанкротились, либо ушли «в тень».
Во-первых, обвальное снижение прибылей организаций негативно скажется на уровне жизни россиян – реальный уровень жизни 70% россиян, чьи трудовые доходы не дотягивают до 25 тыс. рублей, будет продолжать снижаться и сгорать в инфляции. Во-вторых, обвал рентабельности усилит спад инвестиций – капитальные вложения в основные фонды в январе-июле текущего года и так сократились на 0,7%, а к концу года спад превысит 1,5%. В-третьих, спад прибылей провоцирует снижение поступлений в бюджет – по региональным бюджетам, которые отрезаны от нефтегазовой трубы, спад собираемости налогов достигает 10-15%. Неудивительно, что Минфин уже заявил о пятипроцентном секвестре бюджета, необходимости выборочного отказа от «майских указов» и затягивает перечисление средств – если доходная ведомость исполнена на 57%, то расходная лишь на 53%. Это позволило Минфину отчитаться о профиците бюджета в размере 280 млрд. Рублей. Однако к концу года, когда исполнение расходов и доходов выровняется, профицит подскочит до 500-550 млрд. рублей.
Нравится это руководству страны и чиновникам, или нет. Это сугубо их трудности, за которые придётся расплачиваться не им, а отечественным товаропроизводителям и рядовым гражданам. Сколько ни говори вслух «халва», слаще во рту от этого не станет. Сколько ни избегай термина «рецессия» и ни рассуждай на тему «тихой гавани» и «островка стабильности», устоять на ногах без модернизации не получится. 1998г. и 2008г. наглядно продемонстрировали, что «розовые очки» не спасают от кризиса и не помогают его пережить, а лишь усиливают масштабы спада и остроту социальных последствий. Более глубокого и масштабного спада ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал, чем в России, не было зафиксировано по итогам 2009 г. ни в одной стране ни в группе G-8, ни в группе G-20, ни в группе БРИКС, ни среди стран-экспортёров нефти.