Красные Советы — Переворот

Уже вполне официально военные подтвердили, что Мохаммед Мурси арестован. Он доставлен по разным данным, то ли в министерство обороны, то ли в здание военной разведки. По аналогии с Мубараком, военные просто обязаны вменить ему человеческие жертвы среди протестующих. Ничего другого Мурси предъявить, в общем-то нельзя — глупость и бестолковость уголовно ненаказуемы даже в Египте.

q1-6477997

США уже изящно сдали Мурси. Конгрессмен Эд Ройс, председатель международного комитета нижней палаты Конгресса, заявил, что «…К сожалению, Мурси не принял во внимание популярное требование провести досрочные выборы после года его некомпетентного правления и попыток присвоить власть для «Братьев-мусульман». Мурси был препятствием для конституционной демократии, построить которую хочет большинство египтян…» В Египте с его ситуацией раскола практически пополам никакого большинства нет ни у кого, но американцы вообще живут в какой-то своей реальности. Так или иначе, конгрессмен в отношении самого бывшего президента высказался вполне четко.

Госдепартамент вряд ли будет столь позитивен к событиям, но то, что до сих пор нет сколь-либо бодрой реакции на событие, говорит о том, что в целом официальная позиция вполне солидарна с мнением Ройса. Вслух, конечно, нужно будет высказать что-то неодобрительное и невнятное — но и только.

США на самом деле совершают весьма серьёзную ошибку. Принцип «сукин сын, но наш сукин сын» перестал действовать. Клиенты Америки получили в последние годы массовые предупреждения и доказательства того, что их статус «друзей США» никоим образом не означает, что их будут защищать. Скорее наоборот — есть вполне железная гарантия того, что этот статус и означает преждевременные похороны либо в политическом, либо сугубо в физическом смысле. На таких условиях дружить с США могут только клинические идиоты, чему свергнутый Мурси, в общем-то и является прекрасным свидетельством.

Для Египта военный переворот означает лишь то, что военные сделали самый первый шаг. Он необходим, но совершенно недостаточен. Выборы, которые, конечно же, являются итоговой политической целью военного переворота, проводить нужно — но только после подготовительных мероприятий. А их немало.

Военные должны быстро и эффективно зачистить политическое пространство от радикалов. Любых — религиозных, светских, с принципами и без них. Два года революции вызвали к политической жизни людей, способных лишь на разрушение. Их присутствие в политике бессмысленно — разрушено столько, что продолжать далее уже опасно.

Военные должны довольно недвусмысленно представить египетскому народу свою кандидатуру — то есть, того человека или команду, которую они поддержат. А команда должна предъявить хоть какую-нибудь конструктивную программу.

Наконец, военные должны банально сбросить напряжение, обеспечив общественную безопасность. Полумертвая экономика в ситуации разгула беспорядков и сопутствующего им криминала умрет окончательно, и тогда все предыдущие мероприятия либо потеряют смысл, либо их нужно будет подпирать всё новыми и новыми. Говоря иначе — военная диктатура должна выглядеть именно диктатурой.

Только если военные выполнят эти предварительные действия, можно будет хоть как-то надеяться, что будущая власть окажется в условиях, не очень сильно мешающих ее основному предназначению — запуску реформ в экономике и политике. Единство нации в ближайшие годы исключено, поэтому военным придется гарантировать, что они поддержат своих ставленников любой ценой.

Это всё внутренние факторы. Есть и внешние. Это и аравийские монархии, которым точно не понравится военный переворот. Это американцы, которые ведут крайне сложную игру в регионе и ко всему прочему не имеют единой точки зрения на свою политику на Ближнем Востоке.

Если армия дистанцируется и умоет руки, новая власть вряд ли сумеет лавировать между этими интересами, и шансов, что она успешно «вылавирует», маловато. Опять же — от позиции армии по отношению к этим внешних факторам зависит очень много.

Военный переворот диктует свою собственную логику развития событий. Военным не удастся остаться с чистыми руками и чистой совестью одновременно. Что-то одно запачкать придется обязательно. Выбирать им.