За последнее время, наверное за полгода, прочитал не один десяток материалов современных марксистов и коммунистов, в которых речь шла про троцкизм, сталинизм и маоизм. Материалы это были самые разные, в одних материалах сталинисты разносили троцкистов, в других — наоборот, в третьих — и те и другие разносились маоистами. Среди десятка таких «разносных» статей, изредка бывали публикации совершенно иного рода. В которых, вдруг, сталинисты начинали примирятся с троцкистами, троцкисты со сталинистами. И в них шла речь про то, что эти два течения, достаточно органично друг друга дополняют.
Вот из последних таких публикаций с большим интересом прочитал
«Примирение с Троцким» от Дмитрия Верхотурова. Изложение краткое и во многом тезисное, как итог, после прочтения есть, над чем подумать.
Из более древних материалов, сразу вспоминается «Нет больше сталинизма и троцкизма.» от Виктора Шапинова. Где тема раскрыта немного с другой стороны.
В свою очередь, последние дискуссии с товарищами приводят к достаточно простой мысли. Мысль такова, что всё это деление левого фланга на троцкистов, сталинистов, маоистов и т.п. это, как минимум,
Неактуально. От слова «совсем». Если бы на дворе был далёкий 1933 год, обо всём этом, а если быть точнее, о разнице в тактическом подходе к дальнейшим действиям, рассуждать в самом деле было бы интересно и, главное, необходимо. Однако, мы не то что бы в далёком 1933 году, мы даже не в социалистическом государстве, окруженном кучей капиталистический держав.
Уж если и проводить исторические аналогии, то мы сейчас в 1902 году. Самодержавие вполне ещё держится, в мире попахивает глобальной войной. Левое движение слабо и разобщено, профсоюзы и надпартийные структуры, тогда ещё печатные (а сейчас электронные) СМИ левой направленности только-только начинают свою активную деятельность. А теоретики левого движения понятия не имеют, когда произойдут социалистические преобразования.
В те времена, и Ленин, и Сталин, и Троцкий только начинают приходить к тому, чтобы действовать в рамках единой организации, партии большевиков.
Конечно, наша ситуация разительным образом отличается от того времени, как минимум тем, что у нас есть их опыт. Но это одновременно и плюс, и минус. Плюс, конечно, с той точки зрения, что мы можем выстраивать свою деятельность, ориентируясь на опыт тех дней. Мы не прокладываем дорогу с нуля и мы имеем представления, какие подводные камни будут ожидать нас на этом пути.
Но минус, в данный момент, оказывается гораздо более серьёзным. А именно то, что сам факт наличия этого опыта раскалывает современное левое движение, деля его на ленинцев, сталинцев, троцкистов и маоистов. Хотя всех нас объединяют две фундаментальные вещи:
Все мы марксисты. И все мы желаем социалистических преобразований.
Но вместо того, чтобы думать о сегодняшнем дне, левые в современной России, да и не только в России, а почти во всём мире живут в прошлом. Спорят о том, какой социалистический проект, Русский, Китайский, Кубинский, Ливийский — лучше. Чей тактический подход, Сталина, Троцкого, Мао — вернее. Кто правильней трактовал дедушку Маркса в своё время, в приложении к своим текущим реалиям. И все примеряют на себя эти маски.
Люди, очнитесь, вы живёте не в социалистической стране, а окружающий вас капитализм претерпел сильнейшие изменения. Мировая революция таки произошла и многие «Завоевания Октября», такие как всеобщие выборы, равные права женщин и мужчин, равные этнические права белых и черных, доступное и часто бесплатное школьное и высшее образование, доступная и часто бесплатная медицина, пенсионное обеспечение всех слоёв населения, социальные выплаты безработным и прочее, и прочее… Шагнули в этот мир в двадцатом веке и радикальным образом его изменили.
Если бы мы сейчас рассказали дедушкам Марксу и Энгельсу, о таких странах, как современная Швеция, о так называемой концепции социального государства, они бы сочли нас сумасшедшими и покрутили бы пальцем у виска, назвав наши слова жуткими бреднями. Потому что в то время, до Великого Октября, невозможно было и представить того, что мир так сильно изменится, что буржуазия пойдёт на те уступки, на которые она, фактически, пошла.
Да, перманентная революция в 20 веке, таки, совершилась. Мир изменился, пусть и не так, как этого хотелось бы коммунистам, но изменился. Ведь, если бы, с учётом современных технологий, мир остался социально неизменным, во всех западных странах люди бы подняли свою элиту на вилы. И только в страхе такого исхода событий, эта элита пошла на те изменения, которые мы сейчас воспринимаем как норму. Потому что было, с кого брать пример, а именно — с СССР.
И вот, весь мир изменился, изменилось общество, изменился капитализм, изменились способы эксплуатации населения (привет кредитное рабство и общество потребления). А, казалось бы, самые прогрессивные силы общества, левые, коммунисты… Вместо того, чтобы переосмыслить окружающий их мир, дополнить и развить работы Маркса в соответствии с современными реалиями…
Вместо всего этого, левые пребывают в прошлом и разбрасываются штампами в стиле «Сталинист» & «Троцкист».
Покуда левые продолжают пребывать в прошлом, у них не будет будущего. Пора понять, что мы ещё успеем огреть новых лейб давыдовичей ледорубом и расстрелять новых бухариных… Это никуда не исчезнет, не денется от нас…
Но только после того, как произойдут новые социалистические преобразования, только после того, как на карте мира появится новая Сверхдержава красного цвета. Тогда станет актуально делить друг друга по тактическому подходу на Сталинистов, Троцкистов, Маоистов… Тогда мы сможем разобраться, кто из нас враг народа, мразь и предатель, а кто настоящий вождь пролетариата..
Ну а пока что, всё это не имеет никакого значения. Сейчас наша задача — преодоление раскола и сколачивание новой большевистской партии, новых советов. Которых объединяет то, что все мы марксисты и все мы хотим социалистических преобразований. И хотим их не потому, что мы космополиты безродные и Марксовы зомби, а потому, что мы настоящие патриоты своей страны, которым невыносимо смотреть на тот беспредел, что творят буржуи капиталисты с нашей, некогда великой, некогда Советской Родиной.