Исламский проповедник Ибрагим аль-Кендари, живущий в Египте, призвал разрушить египетские пирамиды и статую Большого Сфинкса. Он сказал, что если в средние века последователи пророка Мухаммеда, завоевав Египет, не разрушили пирамиды, то это должны сделать их потомки, то есть современные мусульмане. Кувейтский проповедник считает, что тот факт, что пирамидам более никто не поклоняется, никакого значения не имеет. Как и то, что они являются памятниками древней культуры. Ранее уже раздавались призывы к разрушению пирамид и Сфинкса, как «языческих символов», со стороны как египетских исламистов, так и шейхов из Саудовской Аравии и Бахрейна. Халиф провозглашённого в прошлом году «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади также призывал уничтожить египетские пирамиды, назвав это деяние «религиозным долгом».
Уничтоженный исламистами знаменитый Бык Нимруда — древний сфинкс с головой человека, телом быка и крыльями
Наиболее известной расправой над историческими памятниками со стороны современных исламистов является уничтожение талибами гигантских древних статуй Будды в провинции Бамиан в Афганистане в 2001 году. Самый свежий пример — в начале марта с. г. сторонники «Исламского государства» сравняли с землей древнейший город Ирака Нимруд, расположенный близ Мосула. Всё, что осталось от наследия древней ассирийской цивилизации (город был основан в XIII веке до нашей эры), было снесено бульдозерами, что является невосполнимой утратой для цивилизации. В конце февраля в интернете также появилось видео, на котором зафиксировано, как исламисты кувалдами разбивают вдребезги коллекцию статуй и скульптур, возраст которых превышал несколько тысяч лет, в музее города Мосул на севере Ирака.
Возможно, кто-то считает, что в бывшем СССР дела обстоят лучше? Но практика прошлогоднего «ленинопада» на Украине, когда безжалостно уничтожались в том числе и скульптуры, являвшиеся несомненной художественной ценностью, указывает на иное. Разве украинские нацисты, громившие статуи, чем-то лучше афганских талибов или сторонников «Исламского государства»? Одни мракобесы-реакционеры стоят других.
Находившийся в Нимруде древний барельеф с изображением одного из ассирийских царей. Фото 2012 года. Теперь, вероятно, также уничтожен
К сожалению, триумф мракобесия и реакции — это нынешний всемирно-исторический процесс, глобальный тренд, а не отдельные печальные эксцессы в Ираке, Египте или Украине. Немногим лучше обстоят дела и в России, особенно после принятия известного закона о передаче художественных и исторических ценностей церкви.
Профессор Никита Голейзовский рассказывал в интервью «Известиям», что во Владимире несколько лет назад стал случайно свидетелем шокирующей сцены: уборщица деловито принялась вытирать настенные фрески Андрея Рублёва мокрой тряпкой, намотанной на метлу. «На моих глазах какая-то бабка подставила лестницу и стала протирать рублевские фрески метлой, обернутой мокрой тряпкой. Я заорал — не выдержал. На них даже дышать нельзя, не то что тряпкой протирать. Она за мной погналась с тряпкой и выгнала меня из церкви.» (Это было, впрочем, ещё до принятия указанного закона).
Весьма печальной оказалась и судьба некоторых древнерусских икон, переданных церкви. В России сохранились считанные единицы произведений домонгольской живописи. Одно из них, знаменитая Боголюбская икона, ещё в 90-е годы было передано церкви в Успенский собор во Владимире. Отдавая икону, реставраторы позаботились о её сохранности — изготовили специальную герметичную витрину-киот, в которой постоянно поддерживался необходимый температурно-влажностный режим. Забота была трогательной и… совершенно бесполезной, поскольку церковники через некоторое время попросту отключили климат-контроль, а часть оборудования — продали.
Рассказывает реставратор Галина Цируль: «Оказалось, что две кассеты, которые должны были поддерживать микроклимат в камере, просто не работали. Одну монахини даже куда-то продали — такие вещи денег стоят. Икона стояла просто за стеклом, всего-навсего закрытой на ключик. Тем временем плесень с соседней стены благополучно ползла к иконе, прямо у витрины с образом постоянно стояли живые цветы в воде… При осмотре рядом с местом, где она недавно висела, выяснилось, со слов монахинь, что «здесь у нас крестильня и, конечно, сыро». Вот ещё деталь, которая была бы смешной, если бы всё не было так грустно: мы приподняли плинтус, а под ним — колония грибов! Со шляпками даже». В результате состояние иконы катастрофически ухудшилось, и она была фактически была уничтожена плесневым грибком. Реставраторы сейчас не надеются возвратить икону в состояние, пригодное для экспонирования…
Так Боголюбская икона «сохранялась» в церкви в окружении цветов и грибов
Чем это, интересно, отличается от того, что мы видели и видим в Бамиане, Мосуле, Нимруде, Киеве?.. Такой же тотальный триумф мракобесного вандализма, не останавливающегося ни перед чем.
Разница только в том, что в Киеве и Мосуле вандализм уже не скрывается и громит художественные произведения с глумливой ухмылкой и откровенным удовольствием на лице, а у нас фрески Рублёва трут мокрыми швабрами, произнося при этом елейные речи про их сбережение для потомства…
Апофеоз «евромайдана»
На очереди?
Картинка из будущего?