Вчера на Донбассе прощались с Украиной. Прощание проходило в самой демократической форме – путем народного плебисцита, где решался простой вопрос – хотят ли Донецк и Луганск и дальше сосуществовать в одном государстве с киевской властью, массово убивающей собственных граждан.
Референдум проводился в авральном порядке: сжатые сроки исключали возможность полноценной подготовки к голосованию, как это обычно происходит с выборами. Печать бюллетеней, формирование территориальных комиссий, подготовка списков избирателей и передвижных участков – все это вместо нескольких месяцев делалось в последние 1-2 недели перед историческим днем 11 мая 2014 года.
Дополнительные сложности создавала сложная военная обстановка, когда часть территории Донецкой и Луганской Народных Республик находилась фактически под оккупацией верных Киеву военных частей и карательных отрядов. Власти ДНР даже в день референдума не контролировали примерно треть собственной территории, прежде всего северные районы, занимаемые частями украинской армии, а так же перебрасываемыми из Днепропетровска и Изюма отрядами «национальной гвардии», ведомственными спецназами, иностранными наемниками и боевиками «Правого Сектора».
Ряд крупных городов находился фактически в блокаде. На подступах к Славянску уже несколько дней продолжаются вялотекущие бои с применением стрелкового оружия и артиллерии, Краматорск и Мариуполь частично блокированы, территории к западу от Донецка фактически беззащитны и бронетехника хунты там передвигается относительно свободно. Такая же ситуация на севере Луганской области.
Тем не менее, референдум состоялся. Проходил он на фоне негодования жителей Донбасса, которое увидели в Одессе и Мариуполе фашизм на практике. Вид убиваемых и заживо сжигаемых безоружных людей, а так же расстрел собственной милиции, пробудил даже самых апатичных. Фашизм фактически постучался в дверь каждого – вид карателей, спокойно разгуливающих по улицам мирных городов, разрушил иллюзию о том, что если жить по принципу «моя хата с краю», то можно проигнорировать происходящее на Украине.
На фоне заведомого непризнания референдума странами Запада и киевской хунтой, произошло крайне знаковое событие. На голосование пошли не только сепаратисты или же недовольные, на голосование пошел народ Донбасса. Колоссальные очереди на участки лучше всякой пропаганды показали реальные настроения дончан и луганчан.
Как свидетельствуют многочисленные наблюдатели, такого ажиотажа на избирательных участках не видели за все 23 года «незалежности». Ситуация, когда небольшая часть местных сепаратистов воевала против хунты, а остальные сидели и смотрели, чем все закончится, 11 мая изменилась.
Люди часами стояли в очередях, чтобы высказать свое «НЕТ» Украине и «ДА» суверенной республике. При этом многочисленные фотографии и видео в интернете свидетельствуют, что не было никакого принуждения силой оружия или запугивания.
Попытки Киева сорвать референдум не смогли изменить конечного итога и лишь показали всю тупиковость нынешней политики хунты – 2 убитых в Красноармейске, несколько раненых в различных поселках и городах, а так же несколько тысяч сожженных бюллетеней – вот все, что Киев смог предложить Донбассу. Они считают, что люди испугаются и смирятся, но как мы видим еще со времен Крымской весны, эффект ровно обратный: чем сильнее лютует режим, тем больше людей поднимаются на борьбу с ним.
Разумеется, надо понимать, что это голосование было не столько за ДНР, сколько против того, что происходит на Украине. Киевская хунта сделала все, чтобы запустить развал Украины и толкнуть ее в гражданскую войну. Крымский вариант с присоединением к России или же Донбасский вариант с государственным суверенитетом – это именно попытка избежать того мрачного будущего, которое ожидает Украину, погружающуюся в болото хаоса и распада.
ДНР и ЛНР – это во многом виртуальные структуры, не контролирующие часть собственной территории и не имеющие целого ряда жизненно важных структур. Отсутствует четкая вертикаль власти, нет регулярной армии и милиции, экономическая деятельность осуществляется скорее по инерции. Поэтому голосование в пользу ДНР и ЛНР – это прежде всего значительный аванс тем лицам, которые ныне возглавляют организованное сопротивление центральной власти.
Такие люди как Губарев, Пушилин, Солнцев, Болотов, Стрелков, Пономарев, Мозговой и другие прежде всего – вожди эпохи смутного времени, и сейчас никто не может сказать, как они смогут управлять республиками, когда будет достигнута окончательная победа. Но люди верят, что вручив им свою судьбу, они получат на выходе устраивающее их будущее, где не будет украинского фашизма и карателей на улицах родных городов.
Инерция мирного очень сильна, и обывателю трудно шагнуть в неизвестность никем не признанной суверенной республики. Но тот факт, что именно так поступил рядовой житель Донбасса, лучше всего говорит о том насколько сильно он обеспокоен тем будущим, где референдума не произошло.
Предварительные результаты, озвученные ЦИК ДНР и ЛНР показывают степень отторжения Донбассом новой украинской реальности.
Явка хоть и была ниже крымской, но по результату голосования, это именно крымский уровень. 89% за суверенитет – это приговор всей политике «центра» и политике местных элит, цепляющихся за старую политическую и экономическую субъектность. Это пощечина тем «аналитикам», которые выспренно заявляли, что «ладно Крым, но чтобы отделился Донбасс, не может такого быть».
Донбасс уходит и говорит Украине «Прощай». Пролитая в Одессе, Славянске, Мариуполе и Красноармейске кровь перечеркнула все компромиссные варианты с «федерализацией», «новым конституционным договором». Киевская хунта так и не поняла, что для того, чтобы люди разных национальностей, разных политических, идеологических и религиозных взглядов сосуществовали в одной стране, надо уметь слушать и договариваться. Но захватившие в феврале власть путчисты сознательно игнорировали проблему, пытаясь представить жителей Донбасса террористами, сепаратистами, «колорадами», «недочеловеками», «донецким быдлом». Поэтому результат закономерен.
Отказ слушать собственное население вкупе с открытым террором вызвал полное неприятие текущего украинского режима и выход еще 2-х регионов из состава Украины. Крымский урок в Киеве не усвоили, и распад Украины продолжился ускоренными темпами.
Для Донбасса это не конец, а только начало: ему еще предстоит защитить свой суверенитет в войне против киевских захватчиков, а так же решить важнейший вопрос – строить самостоятельное государство или же присоединится к России по примеру Крыма.
Тем не менее, это будет уже исключительно выбор жителей Донбасса, которые взяли свою судьбу в собственные руки.