Моё интервью для Свободной Прессы
Российский газовый монополист «Газпром» за месяц до саммита в Вильнюсе, на котором Киев готовится подписать Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, заявил, что украинцы задолжали за газ 882 млн долларов. И требует их вернуть, угрожая «отключением» газа и штрафными санкциями. Так подает тему просроченной задолженности Украины западное агентство Reuters. И добавляет, что в середине октября Россия пригрозила соседке по СНГ привести в действие механизмы ВТО и другие защитные меры, если Киев не откажется от заключения соглашения с Евросоюзом.
пообещал приложить усилия к освобождению из тюрьмы своего главного политического противника, Юлии Тимошенко, что Евросоюз ставит начальным условием украинской евроинтеграции».
В изложении европейских журналистов, все выглядит весьма угрожающе: бедную Украину терроризирует злая Россия, шантажируя какими-то деньгами и лишая ее «свободы выбора», то есть – права вступить в Евросоюз. Но так ли это на самом деле?
«Мы регулярно предоставляли Украине возможность отсрочить платежи, — поясняет глава «Газпрома» Алексей Миллер. — Так, по поставкам в августе на сумму 882 млн долларов, было подписано дополнение к контракту, позволяющее оплатить их позднее — до 1 октября. Однако октябрь заканчивается, но счета до сих пор не оплачены».
При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отдельно подчеркнул, что тема газового долга никак не связана с намерением Киева подписать соглашение с Евросоюзом.
Требования «Газпрома» можно понять, он и так проявлял «максимальную гибкость» в отношении сроков оплаты, и даже закачал газ в украинские газохранилища авансом. А чтобы у «Нафтогаза Украины» были деньги на платежи за поставленный газ, «Газпром» пошел на предоплату транзита газа по территории Украины – оплатил его вперед до января 2015 года. Кроме того, газовый холдинг предоставил Украине значительную скидку на покупку газа — на сумму более полумиллиарда долларов. Но деньги есть деньги, и у «Газпрома» тоже имеются свои обязательства, по которым надо платить, поэтому он вполне обосновано требует от украинцев отдать долг.
«Ситуация очень серьезная, учитывая, что по контракту, в случае нарушения условий платежей, предусмотрен переход на систему предоплаты за поставку газа, — предупредил Алексей Миллер. — Этот вопрос надо решать, и делать это срочно, потому что недобор Украиной газа в 2013 году может привести к начислению штрафов почти на 10 млрд долларов».
Таково финансовое обоснование требований, ну а если говорить насчет политической составляющей, о которой пишут западные СМИ, то сначала нужно разобраться, сможет ли Украина вообще существовать без экономической интеграции с Россией, и что ей даст евроинтеграция. Об этом «СП» побеседовала со старшим экономистом финансовой группы «Риком» Владиславом Жуковским.
— В сентябре был согласован проект Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, а также достигнуто согласие по вопросу создания зоны свободной торговли. Совершенно очевидно, что политическое руководство Украины изо всех сил форсирует процесс интеграции с Евросоюзом – Киев бежит с распростертыми объятиями прямиком в пропасть. Как показывает опыт других стран Восточной Европы, между моментом согласования текста Соглашения с его подписанием проходит, как минимум, 1,5-2 года, Украине же отвели на интеграцию всего лишь два месяца! Возникает такое ощущение, что финансово-экономические элиты Старого Света, которые стремятся не допустить реинтеграции на постсоветском пространстве, пытаются любой ценой разорвать отношения между Украиной и Россией.
«СП»: — С Евросоюзом все понятно, а украинцам то зачем это надо?
— Это надо не украинцам, а правящей элите. На 2015 год в Украине запланированы выборы президента и правящая власть, во главе с Виктором Януковичем, не хочет терять контроль над страной. Принимая во внимание бедственное положение украинской экономики, обвал в промышленности, падение уровня жизни рядовых граждан, хронические дефициты бюджетов, стремительный рост госдолга и размывание валютных резервов, похвастаться реальными экономическими результатами они не могут. В такой ситуации Януковичу жизненно необходима поддержка со стороны Запада – Вашингтона и Брюсселя, без одобрения которых он и его команда не имеют практически никаких шансов на предстоящих выборах. Ведь именно на Западе находится источник легитимности капитала и власти. В этом плане, Украина как две капли воды похожа на Россию: в Киеве, как и в Москве, во главе государства стоит правящая «офшорная аристократия», которая рассматривает страну лишь с точки зрения источника личного обогащения.
«СП»: — Ясно, что вступив в ассоциацию с Евросоюзом, Украина должна будет разрушить экономические отношения с Россией, во что это ей обойдется?
— Это обойдется ей очень дорого. Даже наиболее яростные сторонники евроинтеграции Украины не отрицают, что страна с финансово-экономической точки зрения находится в критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013 года на долю России пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта Украины — 8,9 млрд из 35,9 млрд долларов, и 27,3% украинского импорта — 11,4 млрд из 41,7 млрд долларов. Не менее тесные внешнеэкономические связи наблюдаются и в инвестиционных потоках – согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четверку крупнейших инвесторов в ее экономику. Из накопленных прямых иностранных инвестиций Украины в размере 55,3 млрд долларов, порядка 3,82 млрд долларов «напрямую» приходится на долю России. Однако если учесть, что российский крупный сырьевой капитал предпочитает осуществлять свои зарубежные инвестиции уже после смены юрисдикции, то реальный вес российского капитала в прямых инвестициях в экономику Украины, с учетом Кипра и прочих офшоров, достигает 28-33% или более 18 млрд долларов. Представьте себе, что будет с Украиной, если эта российская «кормушка» закроется…
«СП»: — Так, может, Запад им поможет, ведь для чего–то Евросоюз тащит к себе Украину?
— Тащит, в качестве «дойной коровы». Совершенно очевидно, что финансово-политические элиты Евросоюза рассматривают Украину не как самостоятельное государство, способное производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов. Таких желающих в Европе и без Украины более чем достаточно. Тем более в ситуации, когда экономика Старого Света находится в кризисном состоянии. Украина нужна Евросоюзу только как поставщик дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, как сырьевой придаток — прежде всего, в области черных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур, и, безусловно, как рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов. Об этом наглядней всего говорит структура внешней торговли Украины с Евросоюзом: подавляющая часть европейского импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и так далее), тогда как в украинском экспорте превалируют сырье и товары низких переделов.
«СП»: — То есть, для Украины такая «евроинтеграция» выйдет боком?
— Конечно, в этом отношении весьма показательны кабальные требования Евросоюза к Украине, которые окончательно добьют остатки не сырьевой промышленности, расчистят рынок для экспансии европейских товаров и обеспечат еще более масштабную офшоризацию украинской экономики. Согласно требованиям Соглашения, через два года машиностроение Украины должно будет в полном объеме перейти на стандарты и регламенты Евросоюза. Украинские эксперты отдают себе отчет в том, что даже чисто теоретически это сделать невозможно: машиностроительный комплекс не успеют подготовить к столь масштабным изменениям, в результате чего доступ его продукции на европейский рынок будет автоматически закрыт. Но это еще не все — через 10 лет вся экономика Украины должна будет работать по техническим, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам Евросоюза. То есть, тот путь, который индустриально развитые страны Европы прошли за 50-60 лет, Украина, должна умудриться пройти за десятилетие. Это откровенная утопия, которая обернется плачевными последствиями для экономики Украины и ее граждан, поверивших посулам Януковича.
«СП»: — Неужели сами украинские власти этого не понимают?
— Понимают, но они говорят, что строгость европейских норм и регламентов, якобы, компенсируется необязательностью их исполнения. Однако это большая ошибка – Соглашение об ассоциации предусматривает штрафные санкции и ограничения за нарушение взятых обязательств. Сегодня руководство Украины предпочитает закрывать глаза на кабальные обязательства, которые ей навязали в Брюсселе, и надеется на «украинский» авось. Между тем, по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техрегламентам и нормативам Евросоюза, Украине потребуется вложить свыше 100 млрд долларов в модернизацию инфраструктуры и развитие производства. Это совершенно неподъемная для Украины сумма, таких денег у Киева просто нет. В прошлом году, например, ВВП Украины по текущему обменному курсу составил всего лишь 170 млрд долларов, и выделить из этой суммы 60% на капитальные вложения просто невозможно. Российские экономисты дают еще более пессимистичные оценки: Украине требуется найти порядка 130 млрд долларов, чтобы исполнить взятые на себя обязательства.
И последнее. Согласно данным международной инвестиционной позиции, Украина является чистым должником мировой экономики: при внешних активах в 140,5 млрд долларов, ее финансовые обязательства перед нерезидентами превышают отметку в 205,3 млрд долларов. Другими словами, в настоящий момент Украина уже сейчас должна Западу 64,8 млрд долларов или без малого 38% ВВП. Но создание зоны свободной торговли с Евросоюзом неминуемо усугубит ситуацию, Украина в перспективе 2,5 – 3 лет окажется на грани дефолта. И станет ли тогда помогать ей Евросоюз, как Греции или Испании – большой вопрос.