Крайне интересно просматривать старые журналы. При этом словно погружаешься в глубины времени, начинаешь понимать пресловутый Zeitgeist той эпохи, когда «у всех все получалось». Нам, видящим в своей жизни только поражения, это очень и очень полезно. Например, когда в СССР было организовано регулярное телевещание? Известно, что до войны в стране велось телевещание по системе механического телевидения и ставилась задача перехода на электронное. Но война разрушила эти планы — понятно, что с 22 июня 1941 года ни о каком телевещании речи не велось.
Но вот наступил 1946 год. Страна еще лежит в руинах и кажется невероятным, что через 11 лет именно СССР запустит Первый Спутник. Но уже в этом году выходит первый послевоенный номер журнала «Радио». И в нем, помимо «обычных» тем, посвященных конкретно радио, печатается статья, посвященная телевидению.
Это тяжело представить — еще недавно фашистские танки рвались к Москве, а вот теперь Московский Телецентр транслирует «Иоланту». Еще не прошло года с мая 1945, а в стране вводится новый стандарт телевещания — 625 строк, между прочим, практически не изменившийся за десятки лет. Развертываются работы по запуску в промышленное производство телевизионных приемников. Планируется разработка новых, более совершенных конструкций. Пройдет десять лет — и телевизор из диковины станет привычным, пусть и дорогостоящим, прибором. А еще через десять с небольшим можно будет говорить о массовой телефикации страны.
Масштаб выполненных работ поражал бы, если бы в это время в стране не были бы проведены и более масштабные проекты — от создания ракетно-космической отрасли до Единой Энергетической Системы. В этом плане телефикация выглядит лишь как один из эпизодов масштабной перестройки. А нам это предоставляет отличный пример, показывающий, как в условиях дефицита ресурсов возможно создание сколь угодно сложных систем…
Итак, текст статьи из журнала «Радио»:
Что увидит Москва
В первый год Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистские захватчики рвались к Москве, все сложное оборудование Московского телевизионного центра было эвакуировано в восточные районы страны
.После победы над Германией советский народ под руководством великого Сталина приступил к созидательной работе, быстро восстанавливая все отрасли народного хозяйства, быта н культуры. Восстановлен н начал вещание в обусловленный правительством срок Московский телевизионный центр Всесоюзного радиокомитета. В настоящее время приводятся в порядок телевизионные приемники, и скоро парк телевизоров в Москве достигнет довоенного уровня, что даст возможность организовать аудиторию в 2—3 тысяча человек.
Два раза в неделю из студини Московского телецентра передаются телевизионные программы. За короткий срок (с декабря 1945 г.) радиозрители просмотрели сцены, отрывки и монтажи опер, оперетт и пьес в исполнении артистов московских театров, игравших в гриме и костюмах при декоративном оформлении. Так были показаны сцены из опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», из оперы Гуно «Ромео в Джульетта», опера Верди «Риголетто».
Были переданы по телевидению отрывки из пьес «Иван Грозный» А. Толстого, «Мёртвые души» по Гоголю, «Укрощение строптивой» Шекспира. Показаны были также сцены в танцы из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» в другие.
На ближайшие месяцы намечено подготовить телевизионные программы: оперы Чайковского «Иоланта» и Рахманинова «Алеко» в исполнении солистов и оркестра Большого театра Союза ССР, монтажи драматических постановок из репертуара МХАТ СССР и Государственного малого академического театра, а также показ творчества лучших мастеров эстрады. Намечен так же широкий показ по телевидению художественных н хроникальных кинофильмов.
Телевидение является мощным средством дальнейшего повышения культурного уровня нашего народа. Оно сочетает в себе оперативность радио, массовость кино, художественную ценность театра.
Депутат Верховного Совета СССР т. Вознесенский в докладе на Первой Сессии Верховного Совета СССР о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. сказал, что в пятилетнем плане «получает дальнейшее развитие телевидение н цветное кино». Одной из важнейших задач в развитии телевидения является всемерное повышение качества телевизионных передач как с технической, так и с художественной стороны.
Всю аппаратуру Московского телевизионного центра намечено перевести на стандарт четкости изображения — 625 строк. Правда, одна чёткость ещё не обеспечивает полностью качество изображения, но, как показали исследования, она является решающим фактором, определяющим качество изображения. И если учесть, что реконструированные передатчики Московского телецентра должны обеспечить эффективную передачу полосы частот до 6 МС (так в статье, скорее всего Мгц), то это даст возможность обеспечить передачу телевизионного изображения такого же высокого качества, как и при проекции 16 mm кинофильма.
Звуковое сопровождение телевизионных передач будет резко улучшено путём перевода ультракоротковолнового передатчика звука Московского телецентра с амплитудной на частотную модуляцию. Это обеспечит безукоризненную чистоту звучания телевизионной передачи, устранит индустриальные и другие помехи приёму.
Реконструкция Московского телецентра является ценным опытом для строительства телевизионных центров в крупнейших городах нашей страны, и в первую очередь в Ленинграде и Киеве.
Естественно, что развитие телевизионного вещания немыслимо без развития приёмной сети, без массового зрителя. Основная задача в этой области заключается в быстрой разработке и выпуске электропромышленностью телевизионных приёмников. Вот почему необходимо наметить основные требования, которым должны удовлетворять телевизионные приёмники.
По нашему мнению, необходимы приёмники трех типов:
- Первый должен быть массовым, настольным, недорогим, рассчитанным на прием звукового вещания только в УКВ диапазоне.
- Второй должен быть также настольным, но рассчитанным на приём не только одних УКВ-станций, но н радиовещательных станций в других диапазонах.
- Третий должен быть консольным с увеличенным экраном и с всеволновым радиовещательным диапазоном.
Для приёмников первых двух типов необходимы экраны 20 X 25 cm, так как изображение меньших размеров плохо воспринимается зрителем при массовых сценах в больших постановках. Все приёмники должны быть рассчитаны на приём амплитудно-модулированных колебаний по видеоканалу н частотно-модулированных по каналу звукового сопровождения.
С осуществлением работ по переводу Московского телевизионного центра в этом году на новый, более совершенный стандарт необходимо широко развернуть научно-исследовательские работы по телевидению.
В этой молодой отрасли техники творческие просторы буквально необозримы. Для проведения научно-исследовательских работ и создания совершенной телевизионной аппаратуры в Министерстве электропромышленности организуется научно-исследовательский институт по телевизионной технике с опытным заводом.
Некоторые проблемы по телевидению имеют первостепенное значение. Это — разработка типового телевизионного оборудования для новых телевизионных центров страны н массового телевизора с чёткостью изображения 625 строк, создание системы телевидения с более высокой чёткостью изображения, разработка приёмных устройств для демонстрации телевизионных программ на больших экранах, создание цветного телевидения, передача телевизионных программ на дальние расстояния, разработка качественных вакуумных телевизионных трубок (иконоскопов, кинескопов) и ламп.
Большой интерес представляет создание передвижной телевизионной аппаратуры, позволяющей осуществлять телевизионные передачи из театров, с площадей, стадионов и т. д.
В деле развития телевидения большую роль должны сыграть радиолюбители. Они уже сейчас включаются в эту работу и многие из них собрали и наладили свои телевизоры. Для того чтобы это движение радиолюбителей стало массовым, необходимо оказать им всевозможную помощь, и ,в первую очередь, обеспечить грамотную техническую консультацию, организовать кружки, обеспечить выпуск электропромышленностью телевизионных деталей (кинескопов, ламп, отклоняющих систем, трансформаторов), а в дальнейшем и отдельных блоков телевизионных приёмников.
Задачи развития телевидения огромны. Сегодня телевизионное вещание организовано только в столице нашей Родины — Москве. В ближайшем будущем должна быть создана такая производственно-техническая база телевидения, которая даст возможность обслуживать высококачественными программами миллионы зрителей.