В общем-то, ситуация, конечно, явно из разряда «Где-то я это уже видел». Весной 12 года Асад добивал исламистов, и именно в этот момент ему выкрутили руки прекращением огня, после чего через три месяца он получил штурм Алеппо и Дамаска, с чем, собственно, продолжает справляться по сей день.
Перемирие, которое объявляется в ситуации, далекой от патовой, всегда и во все времена однозначно заключается в пользу проигравшей стороны. Чтобы уравнять шансы и продолжить потеху. Никакого иного толкования произошедшему нет и быть не может.
Нужно признать, что в очередной раз политтехнологии победили политику. Знатный политтехнолог Кремля сделал руководству красивую картинку, пожертвовав в очередной раз позицией на доске.
Баланс для России на сегодня выглядит следующим образом. Крымнаш, с оговоркой, что так не считает больше никто. Даже союзный нам Лукашенко четко дал понять, что Крымваш по факту. Не более того. Остальные высказываются несколько жестче. Потому проблема не снята.
Санкции — не сняты. Более того, даже если что будет сниматься — то только в обмен на отказ России от своих санкций в адрес польских яблок и прочих камамберов. При этом вариант снятия снакций по формуле «все на все» вряд ли осуществим — что-то, да останется.
Путин в глазах «цивилизованного человечества» остается агрессором и недоговороспособным руководителем, которого желательно убирать. Потому мир не решает и эту проблему, скорее, создает предпосылки для «патриотического Майдана», так как ни один нормальный человек не назовет сложившуюся ситуацию иначе чем предательством и сливом. И фамилию политтехнолога произносить никто не будет — за все отвечает лично президент. Так что подстава вышла знатная. Четко спланированная.
Донбасс разрушен. Восстанавливать его в первую очередь нам. Просто потому, что это в наших интересах — миллион беженцев по большей части готовы вернуться, вот только некуда. Радостные разговоры о богатом приобретении и исправлении демографической ситуации после прихода беженцев выглядят необоснованными — к нам перешли в значительной степени женщины, старики, дети, инвалиды. Семьи во многом неполные — кто-то остался там, кто-то ушел сюда. В общем, восстановление Донбасса и все бремя содержания беженцев — наши. Наивно надеяться, что Порошенко станет что-то восстанавливать — ему-то в этом какой интерес?
Вторая война в том или ином виде неизбежна, так как мир по-Порошенко и Кремлю не решил ни одного из породивших войну противоречий, главное из которых заключается в том, что на Украине не существует механизма разрешения олигархических споров, а созданный в ходе этой войны механизм в виде территориальных банд сам по себе продуцирует бесконечную войну. Сомализация на наших границах гарантирована. Приобретение тоже сомнительное.
Ну, и газовая проблема. Да, теперь ее можно решать — однако вряд ли на наших условиях. Цену с нас стрясут, конечно, не ту, что предложил Яценюк, но и точно не на выгодных для нас условиях. Вопрос с долгом тоже не решен. В качестве морковки нам сообщили, что рассмотрят вопрос об исключении «Южного потока» из правил Третьего энергопакета — но пока это лишь обещания. Как, к примеру, обещание не расширять НАТО на Восток. А сейчас мы уже обсуждаем вопрос о базах на Украине. Кстати, тоже интересный вопрос к творцам мира на Украине — как с базами-то? И с внеблоковым статусом? И заодно с безъядерным? Как там с подлетным временем от Харькова до Москвы — не уточните? Их включать в баланс сейчас или чуть позже?
На другой чаше весов — Крым. Более, похоже, ничего. Да, это наше, и мы его не отдадим, но общий баланс явно перекошен в отрицательную сторону для России.
За скобками остаются интересы олигархов — здесь темна вода во облацех. Но мы не о них. Мы о России. Это, как можно догадаться, все-таки разные измерения и Вселенные.
Политтехнологии давно и прочно заменили политику и стратегию, как красивая картинка в телевизоре — реальную жизнь. То, что произошло на Украине, лучше всего иллюстрирует нищету и убогость сегодняшних подходов к решению проблем. Не решая, раскрасить и развесить ленточки. И сверху фейерверк, шоп красиво.
В общем, пока радужного настроения, конечно же, нет. Мир — вещь важная, но прочный мир и недопущение новой войны — гораздо важнее. С этим пока есть некоторые сомнения. Примеры из прошлых «перемирий» такого же рода не дают поводов для оптимизма.