Редакция: В продолжение наших многочисленных статей о фашизме вообще и современном фашизме в частности мнение товарища Kommari:
Давно, давно пора поговорить о фашизме, тем более что этот год вполне можно назвать Годом Фашизма, по крайней мере на Украине и в России. Кто только этим словом кого только не обзывал.
Как всегда будем копать издалека.
Для меня лично было большим удивлением, что в 1936 году советские называли послепилсудчиковую Польшу фашистской. Правая — да, авторитарная — да, но фашистская? И это в 1936-м, когда уже есть реальные Гитлер и Муссолини, после конгресса Коминтерна и димитровского определения фашизма (к которому мы еще вернемся).
То есть термин этот был довольно резиновым и 80 лет назад.
Теперь второй исторический отступ.
Советская Россия, Гражданская война.
Как вам скажет любой либерал и консерватор — здесь трогательное единство условного Путина и условной Латыниной, большевистская революция и последовавшая за ней Гражданская война привели к гибели миллионов людей.
Вот в качестве иллюстрации.
В 1918 году Советская Россия лихорадочно пытается наладить связи со скандинавскими нейтралами — Швецией, Норвегией и Данией. Туда посылаются весьма высокопоставленные члены партии, перед которыми ставится задача организовать закупки из этих стран. Заключаются договоры и посылаются корабли.
Но под давлением Антанты (Франция и Англия) вокруг Советской Республики устанавливается жесткая торгово-экономическая блокада.
Например, в декабре 1918 г. в Выборге был наложен арест на шведские пароходы «Нильс Эрик» и «Суннинген», которые везли в советскую Россию сельскохозяйственные орудия и семена.
Не колючую проволоку закупали большевики, не винтовки и патроны — а семена и плуги.
Блокада действовала до 1921-22 года, и тут у меня вот вопрос: может быть из миллионов — действительно! — погибших в России немалая доля погибла в том числе и из-за того, «демократический» Запад, та самая цивилизованная Европа обложила Советскую Россию, страну, и без того измученную войнами, блокадой?
Вопрос о том, а кто, собственно, развязал саму Гражданскую, и кто ее подпитывал, я уж оставляю.
Но виноваты у всех, михалковых, путиных, новодворских, латыниных — рабочие и крестьяне, которые хотели только одного — чтобы мир и чтобы без буржуев.
Таких примеров можно собрать много — и уже собирали и не раз, и поэтому тут вполне серьезно возникает вопрос о том, что даже и «демократический» капитализм вообще носит в себе нечто людоедское. Оно не так очевидно, как прямое людоедство нацистское — с его концлагерями, газовыми камерами, айнзатцгруппами. Часто оно происходит где-то на периферии — так что совесть западного человека чиста, и сон его безмятежен. Только оно есть.
Именно поэтому я в свое время если не первый придумал словечко «либерофашизм» (хотя кто знает), то использовал его.
Но сейчас — когда оно разошлось, при этом использую его уже даже всякие сомнительнейшие субъекты типа сектантов Кургиняна, мне оно все-таки не нравится. Меня иногда обзывают либеральным коммунистом — это ошибочное обзывательство, потому что я вполне оправдываю использование коммунистами чрезвычайных мер в известных (чрезвычайных) обстоятельствах, но вообще старый и добрый классический либерализм я если и не люблю, то считаю полезным — хотя бы в плане защиты индивидуума от чрезмерного вмешательства что государства, что коллектива, даже самого распрекрасного, в его свободу. Возможно, что если бы сейчас было тотальное доминирование социалистической идеологии, я бы из этих соображений записался бы в ее либеральные критики — именно чтобы предотвратить ее авторитаризацию, которая смертельно опасна именно для социалистической идеологии. Хотя скорее все-таки подался бы в анархисты — они веселее…
Так что пока мне кажется более удобным термин «еврофашизм». И он очень хорошо как раз подходит для описания того, что происходит на Украине. Включая в себя и эту наивно-хохляцкую веру в то, что Европа только и мечтает о том, как бы решить их, украинцев, проблемы.
И в этом смысле очень важная и существенная новость оттуда — это инициатива Яценюка о запрете коммунистической идеологии на Украине. Заметьте — уже вопрос не про партию Симоненко, а именно о запрете в целом коммунистической идеологии. Учитывая расклад политических сил там, я вполне готов поверить, что это инициатива примет законодательный характер.
Это еще одно — наряду со многими другими, но очень важное именно в системном плане, доказательство именно фашистского характера нынешнего режима в этой бывшей советской республике.
Я уже не раз говорил — каждое поколение должно практически с самых азов переосмысливать все общественные, экономические и политические категории — нет ничего неизменного. И, например, коминтерновское определение фашизма 1935 года — отнюдь не последнее слово, которое без оговорок годится и для нашего времени. Хотя и оно не потеряло своей ценности.
И капитализм, и фашизм меняются со временем. В последнем сейчас (хотя и не всегда) нет того антисемитизма, который был неотъемлемой его частью в прошлом, а многие современные европейские фашисты так даже и вполне симпатизанты Израиля. Да и трогательная любовь Коломойского и бандеровцев тоже крайне характерна.
Но вот что всегда было, есть и будет системообразующей чертой фашизма — отныне и вовеки веков — это антикоммунизм. Поэтому Яценюку можно даже сказать спасибо — он все делает более наглядным и очевидным.
Прямое насилие, антикоммунизм, тотальное зомбирование, социальный расизм, власть олигархов — куда уж больше доказательств того, что на самом деле произошло и происходит на Украине. А то, что все это вызывает горячее одобрение западных элит и московских либералов — это признак того, что наличие элементов фашизма в современном либеральном дискурсе — это клинический факт, при этом крайне тревожный.
Брехт пророчески сказал: «Чрево, породившее фашизм, еще способно плодоносить!»
Ну вот оно и сплодоносило. И нам теперь опять что-то с этим делать.
Другие статьи о фашизме на Красных Советах:
«Фашизма в Украине нет!». Очередная серия
Антифашизм может быть только под красным флагом
Производные фашизма
Это реальный фашизм
Становление фашизма
О возможности фашизма в капиталистической России
Об идеологии фашизма…