Гражданская война в Испании (Guerra Civil Española) (июль 1936 — апрель 1939) — борьба испанских правых (националистов, монархистов) против Второй Испанской республики (социалисты, анархисты, Коминтерн) привлекала внимание русских белых эмигрантов в европейских странах, и особенно во Франции, граничащей с Испанией. В штаб-квартиры эмигрантских организаций постоянно приходили письма от бывших белогвардейцев с просьбой помочь им перебраться в Испанию. Однако Франция, в то время управляемая либерально-масонским правительством «Народного Фронта», была на стороне красной испанской власти и граница для белых офицеров была закрыта.
Однако уже в конце августа 1936 года на границе колониальных владений Испании и Франции в Африке испанскими пограничниками было задержано четыре перешедших границу человека. Пограничному коменданту они представились как русские белогвардейцы, пробирающиеся к генералу Франко. Это был первый маленький отряд русских добровольцев, руководил отрядом бывший деникинский генерал-майор Анатолий Владимирович Фок. Добровольцев переправили в Испанию, где почти сразу же направили на арагонский фронт.
Еще около восьмидесяти добровольцев нелегально и с риском для жизни преодолели горную франко-испанскую границу и вступили в подразделения армии генерала Франко. Следует отметить, что необходимую помощь в переходе через границу русским белым добровольцам оказывали французские монархические организации, связанные с испанскими националистами.
Русский журнал «Часовой» публиковал статью под красноречивым названием «Привет испанским корниловцам». Этот журнал и в дальнейшем периодически помещал статьи и материалы в пользу франкистской Испании, а его главный редактор В. В. Орехов даже посетил штаб-квартиру Франко.
Генерал Миллер характеризовал Гражданскую войну в Испании, как интернациональную борьбу с коммунизмом во имя спасения мировой культуры и всех нравственных основ и, как борьбу за ослабление коммунизма, и издал приказ по РОВС, способствующий появлению русских добровольцев у Франко. Руководство РОВС рассматривало события в Испании как пролог к началу масштабных антибольшевистских действий в Европе, а в перспективе – как первый шаг к интервенции в СССР с целью свержения власти большевиков. В сентябре 1936 года ряд руководителей белоэмигрантских организаций опубликовали манифест, обращенный к российской военной эмиграции, с призывом оказать помощь испанским франкистам в их борьбе против красных банд.
4 февраля 1937 года по западноевропейским столицам разошлась секретная инструкция председателя РОВС генерала Миллера всем начальникам отделов и подотделов РОВС о наборе русских добровольцев для участия в гражданской войне в Испании на стороне Франко.
Миллер подчеркнул: «Мы, члены РОВС являемся как бы естественными, идейными фашистами. Ознакомление с теорией и практикой фашизма для нас обязательно».
В армии генерала Франко не хватало опытных военных специалистов, а подавляющее большинство русских в прошлом были кадровыми офицерами, первоначально командование намеревалось включить русских волонтеров-эмигрантов в батальон французских добровольцев «Жанна д’Арк», но бывшие белогвардейцы категорически отказались воевать вместе с «французскими безбожниками». В результате подавляющее большинство белоэмигрантов попали в состав различных боевых карлистских (монархических) формирований. Около 40 человек составили русский национальный отряд при дружинах карлистов (карлисты были на хорошем счету в испанской белой армии, и из иностранцев туда принимались только русские и французские монархисты). Над русской позицией карлистов был развернут бело-сине-красный русский национальный флаг.
Воевали русские также в Испанском легионе, боевых частях фалангистов и в других подразделениях армии генерала Франко. Русские чувствовали необходимость своего участия в войне в Испании еще из-за того, что на стороне красных республиканцев была большевистская Москва.
Однако средств у русской эмиграции для организации переброски добровольцев почти не было, а франко-испанская граница была закрыта в связи с военными действиями. Поэтому белым офицерам приходилось действовать на свой страх и риск, пробираясь в Испанию по горным тропам, не только подвергаясь опасности быть арестованными французскими пограничниками, но и быть расстрелянными без суда и следствия республиканской милицией уже на испанской земле.
К 1937 году поток русских эмигрантов прибывающих в Испанию увеличивается, они стекаются изо всех уголков мира. Некоторые, как Н.Е.Барк, прибыли даже с такого отдаленного места как остров Мадагаскар. Но основная масса все же была из Франции, большинство из них добиралось до Испании за свой счет.
В Германии были сформированы два отряда (командиры – Г. Кочубей и бывший хорунжий Панасенко). В Болгарии поручик Белой армии М. Блинов сформировал отряд числом в тридцать человек, который уже в апреле 1937 года был отправлен в Испанию, добровольцы добирались до франко-испанской границы поодиночке и группами в два-три человека. Перейдя границу и скрытно преодолев республиканскую территорию, отряд добрался до позиций франкистов и принял участие в боевых действиях. Небольшие группы по пять-десять русских белогвардейцев прибывали из Бельгии, Польши, Чехословакии и Югославии. Всего на данный момент удалось установить имена 110 русских добровольцев, сражавшихся на стороне Франко.
Есть сведения, что Гвардейский казачий дивизион в Югославии вел переговоры с Франко о переброске в Испанию. Но переговоры ничем не закончились: казаки требовали обеспечить в случае гибели или инвалидности семьи пострадавших, испанцы на это не согласились.
В апреле 1937 года было получено распоряжение из штаба Франко о формировании отдельной русской добровольческой части с русским уставом и русским командованием, после чего был создан русский отряд (батальон). Весь 1938 и начало 1939 года русские добровольцы в составе своего батальона вели активные оборонительные и разведывательные действия на участке фронта на реке Тахо, затем в районе Махон Бланко, где оборудовали опорный пункт. В феврале 1939 года батальон с русским отрядом был передислоцирован в Эль-Торо, где русские занимали боевые позиции до окончания боевых действий.
В августе 1937 года часть, взводом в составе которой командовал вышеупомянутый генерал-майор Фок была брошена против шедшей на прорыв к Сарагосе красной интербригады. Франкисты смогли только два дня сдерживать натиск противника, потом оставшиеся в живых бойцы и командиры 12 дней держали оборону в деревенской часовне, пока не были уничтожены артиллерийским огнем. Там же погиб соратник А. В. Фока штабс-капитан марковского артиллерийского дивизиона и испанский офицер Яков Тимофеевич Полухин (раненный в шею, он был перенесен в местную церковь для перевязки и оказался погребен под ее развалинами после артобстрела), сам Фок застрелился, чтобы не попасть в плен. Посмертно поручики национальной армии И. Т. Полухин и А. В. Фок были награждены высшей боевой наградой Испании — коллективной лауреадой.
Штабс-капитан Полухин во время нахождения в Испании вёл дневник, который является ценным свидетельством о войне, в которой Белые победили. (ознакомиться с дневником можно по ссылке — http://legitimist.ru/sight/history/2011/iyul/18-dnej-..)
Оценить вклад русских добровольцев в итоговую победу Франко довольно сложно. Большая часть добровольцев были профессиональными военными и несомненно внесли весомый вклад в победу армии Франко, примерно две трети из них сумели дожить до конца войны и 3 мая 1939 года принять участие в победном параде — русские добровольцы шли отдельным подразделением под русским флагом. Два месяца спустя русский отряд был расформирован, всем добровольцам были присвоены звания сержантов, а некоторым – лейтенантов испанской армии, они получили двухмесячный отпуск с сохранением денежного содержания и испанские награды. Все желающие автоматически получили испанское гражданство и право служить в Иностранном легионе.
Источник — http://archerss.livejournal.com/299252.html
Вдобавок от нашей редакции