В течение последних двух недель в Москве активно обсуждают реставрацию нескольких памятников, среди которых памятник Феликсу Дзержинскому, снесенный в ночь после ГКЧП с Лубянской площади. Сейчас памятник находится в парке искусств «Музеон». Однако, резко против восстановления памятника выступила РПЦ. Митрополит Волоколамский Илларион заявил, что те, кто призывает почитать деятелей советского периода, «попирает безвестные могилы новомучеников». «Если бы в нашей истории не было Ленина, Дзержинского и подобных им злодеев, население нашей страны сейчас было бы в два или три раза больше и не имело бы тех духовных травм, которые были нанесены тогда и сказываются и по сей день», — заявил Илларион.
Если памятник Дзержинскому будут возвращен на Лубянку, это будет означать, что становится меньше плевков в историю нашей страны. Дзержинский был видным государственным деятелем нашей страны, организатором, собственно говоря, той системы, которая обеспечивала нашу безопасность, защиту наших граждан, реализацию борьбы с преступностью. Поэтому, памятник ему стоял вполне заслуженно, снесен он был в угаре антисоветской пропаганды. И его возвращение, на мой взгляд, вполне логично. Но в перспективу того, что это будет сделано, честно говоря, верится слабо. Скорее всего, пошумят и, опираясь потом на мнение «демократической возмущенной общественности», памятник на место не вернут. Правда, сейчас наши власти все чаще обращаются к советскому наследию, апеллируют к нему, потому что в ХХ веке апеллировать больше не к чему.
На мой взгляд, оценка, данная Илларионом, является идиотской сразу по нескольким параметрам. Во-первых, численность населения не является самоцелью государства. В Индии, например, население гораздо больше, чем у нас. Даже в Индонезии – население больше, чем у нас, и больше, чем в европейских странах. Тем не менее, показателем чего-то очень хорошего этот показатель не является. Быстрее всего народ плодится в африканских странах, быстрее всего население растет именно там. Будем на них равняться? Это глупо. Второй момент: была Российская империя, там был определенный рост населения. В Советском Союзе рост населения был вполне сопоставимым. Но, при этом, в Советском Союзе, при некотором снижении рождаемости, увеличилась продолжительность жизни. Продолжительность жизни рассчитывалась с учетом и тех, кто пострадал от судебных преследований, кто был расстрелян – все это учитывалось в общей статистике. Люди стали жить лучше, это объективно. Поэтому подобные заявления я считаю бессмысленными.
РПЦ всегда имела ярко выраженную антисоветскую направленность. РПЦ сама по себе является антисоветской. Это не является моим замечанием в адрес православных верующих, священников, но как организация РПЦ – антисоветская. Вызвано это тем, что в свое время церковь была отделена от государства при большевиках и была лишена каких бы то ни было бонусов со стороны государства. Сейчас, например, ведущая хозяйственную деятельность РПЦ, в отличие от других участников хозяйственной деятельности, полностью освобождена от налогов, имеет дополнительные поступления из государственного бюджета, которые выглядят, на мой взгляд, как минимум, странными. Разумеется, для них период советской власти является самым печальным, самым грустным периодом, и они совершенно спокойно клевещут на этот период.
Возвращаясь к памятнику Феликсу Дзержинскому, то его снос был обусловлен реальными настроениями, которые присутствовали в нашем обществе. Вера в адскую сущность большевиков, в адскую сущность Советского Союза и вера в счастливый западный капиталистический мир. Сейчас люди уже убедились, что были тогда обмануты, поэтому настроения изменились. Но тогда это был позыв со стороны общества – снос этих памятников. При этом, сам снос памятников государственных деятелей, видных лиц страны является достаточно глупым. Советская власть же не сносила, например, памятник Минину и Пожарскому, хотя это деятели царского периода. Этот памятник как стоял, так и стоит.