О закручивании гаек в российском обществе. Когда говорят про свободу и демократию в России, это похоже даже не на анекдот. От анекдота хотя бы смешно. Свобода и демократия в России — это такая изъезженная театральная пьеса, которую всем надоело играть и смотреть. Актёры устали, позабыли свои тексты, правильную осанку и тембр голоса, они отыгрывают свой спектакль скучно и дежурно. Зрители тоже устали в сотый раз смотреть на одни и те же лица, которые говорят им одни и те же, ничего не значащие заклинания. Но первые по-прежнему играют, а вторые с завидным постоянством смотрят. Потому что актёры больше ничего не умеют, а зрители не догадываются о том, что они могут быть не только зрителями…
У людей короткая память. Поэтому они в массе своей не вспомнят долгую историю «закручивания гаек» в нашей стране. А между тем, в последние годы разыгрываются немаловажные акты этой драмы.
Три года назад, в 2011 году, на московских вокзалах появились металлоискатели. После терактов в Домодедово и Волгограде оборудование начали устанавливать массово, в том числе и метро. Конечно, «для вашей безопасности»! На вокзалах и некоторых станциях метро ленивые, разомлевшие охранники бдительно следят, чтобы пассажиры опускали свою кладь на движущуюся ленту и проходили через «рамочки». Скорость пассажиропотока велика, операторы не успевают просматривать багаж, да и не особо стараются. Такое впечатление, что главная цель введения металлоискателей вовсе не связана с «безопасностью граждан». Главная цель — приучить этих самых граждан послушно проходить через «рамочки». Или даже так — выработать у них рефлекс послушания. Ведь нередко «рамки» даже выключены, а операторы откровенно разглядывают потолок; но нет — ты должен опустить свой багаж, ты должен пройти через «рамку», ты должен привыкнуть совершать заведомо бессмысленное действие по приказу человека в чёрной униформе.
Два года назад, в 2012 году, в России появился «Единый реестр запрещённых сайтов». Надо полагать, его создатели, придумывая название, вдохновлялись историческим примером «Индекса запрещённых книг», созданного римско-католической церковью в XVI веке. Когда-то «святая инквизиция» жгла книги из этого списка (иногда вместе с авторами), а ныне хостеры и провайдеры блокируют и закрывают недозволенные сайты. Говоря короче, в РФ действует официальная, освящённая законом цензура.
А недавно правительство решило покончить с остатками свободного доступа в Интернет. Доступ к Интернету дома и на работе, конечно, осуществляются по официально заключённым договорам, по личным логинам. Интернет 3G с телефона также не является анонимным, поскольку у сотового оператора есть паспортные данные своих абонентов. До последнего момента единственным свободным, анонимным методом доступа к Интернету оставались публичные точки беспроводного доступа — Wi-Fi. Всякий прохожий мог подключиться к ним, для этого не требовалось выворачивать карманы или предъявлять документы. Но теперь Wi-Fi будут выдавать только по паспорту. Конечно, и здесь обоснования самые благие. Борьба с «терроризмом», например. Прямые последствия ясны — власть получает возможность практически неограниченного контроля за деятельностью своих подданных в Интернете. И если раньше, например, сразу после публичной акции можно было быстро забежать в кафе и, пользуясь анонимным Wi-Fi-доступом, оперативно отправить репортаж, фотографии, сведения для журналистов, то теперь для этого действа может понадобиться паспорт. А значит, считай, автоматическое оповещение «Центра Э»: такой-то занимается непозволительным инакомыслием, работает на «агентуту Госдепа» и вообще имеет невосторженный образ мыслей…
Что следующее на очереди? Обратим свой взор на среднеазиатские республики, поскольку там демократия и свобода развиты ещё сильнее. Кровь убитых в Жанаозене не даст соврать. Несколько месяцев назад демократически избранный президент Казахстана Назарбаев, партнёр Путина по «Таможенному Союзу», подписал новый закон о профсоюзах. По этому закону все независимые профсоюзы фактически подлежат ликвидации. Появляется такое понятие как «незарегистрированный профсоюз» (это преступление!). Призыв к забастовке — тоже уголовно преследуемое деяние.
Ужо теперь никто не раскачает лодку…
Если кто-то думает, что закручивание гаек прекратится само по себе, то это жестокое заблуждение. Не прекратится. Совесть у этих господ не проснётся, не с чего. И более того — дальше будет только хуже. Будет как в Казахстане. Потому что логика тут проста: раз народ безмолвствует, значит, можно крутить дальше.
Посты возмущённых блоггеров и остроумные перфомансы хипстеров — это не сопротивление. В лучшем случае это кухонные разговоры, в худшем — юродствование. Силу может одолеть только сила. Заклинить зубья полицейской машины удастся ломом, а не словами. Слов недостаточно для того, чтобы создать такую силу. Нужна ещё организованность — та форма, в которую отольётся концентрированная воля массы.
Пока что такой организованной силы в России нет. Власть не встречает упорного сопротивления. Поэтому она будет и дальше крутить гайки. Чиновники окончательно ошалеют от безнаказанности. Государственный механизм Российской Федерации все сильнее будет покрываться коростой внутреннего гниения. Жадность и вседозволенность подавляют чувство меры и самосохранения.
Рано или поздно, так или иначе — они сорвут резьбу.
К этому моменту должна вырасти единственная сила, которая способна перешибить хребет капиталу, — организованный рабочий класс. И мы, «красные», если мы не хотим повторения того, что произошло на Украине, должны положить все свои силы, время, знания, навыки для организации трудящихся на борьбу. Здесь и сейчас. Не в нашей власти предугадать дату нового 7 Ноября. Но всё от нас зависящее мы сделать должны.