56 лет назад началась космическая эра, её начал СССР запустив 4 октября 1957 года первый искусственный спутник земли, который собственно говоря так и назывался, «спутник-1». Сейчас, мы все прекрасно понимаем, что иного будущего для человеческой цивилизации, кроме как экспансии в космос, у нас нет. Так как больше нам не к чему стремиться. Нет никаких других путей для развития.
Мы не сможем сохранить нашу цивилизацию исключительно в рамках нашей родной планеты сколь угодно долго, и для дальнейшего сохранения человечества, нам необходимо осваивать космические просторы. Колонизировать иные планеты и миры. Также, мы прекрасно понимаем и то, что при современном устройстве человеческого общества, космос остаётся для нас недостижимой мечтой, а не суровой реальностью. И для нас самих, сейчас гораздо актуальнее вопрос, как не погрести себя под руинами собственной цивилизации, а не о том, как покорять космические просторы. И у нас нет иного варианта спасения, как перехода к более прогрессивной общественной формации.
Противоречия капитализм
Буквально на днях, lex-kravetski опубликовал статью фундаментального значения. Не хочу быть особо пафосным, но я всё же считаю, что это статья очень и очень важна, для понимания вопроса о нашем будущем. Мы можем много говорить о противоречиях капитализма, о тех которые когда-то описали классики марксизма, или о тех которые проявляются сейчас и ещё не были должным образом описаны… Но суть этой статьи сводится к доказательству неизбежности изменения общественный отношений, по мере дальнейшего развития производственных сил.
Напомню классиков:
Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения, выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха социальной революции, происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная производительная сила общества — это сами люди, участники общественного производства — рабочие, трудящиеся массы.
К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 46, ч. 1, с. 403;
А вот о чём говорит Алексей:
Представим себе, что уровень технологии позволил нам автоматизировать все производственные процессы. В этом нет ничего принципиально невозможного — современность уже показала нам на примере автоматизированных конвейеров, способных работать почти без участия человека, промышленных роботов и 3d-принтеров, что автоматизации поддаётся почти всё. Да, в настоящее время у нас нет роботов, способных без участия людей построить здание или завод, но принцип автоматизации и этих процессов тоже в общих чертах уже понятен и с каждым годом мы становимся всё ближе к подобным технологическим решениям.
По этой причине мы вполне можем рассматривать полную автоматизацию производства как вполне достижимое состояние: роль человека теоретически может быть сведена исключительно к разработке программ для производственных автоматов и компьютерных моделей объектов, подлежащих изготовлению.
Сейчас же мы рассмотрим предельное состояние процесса автоматизации производственных отношений в современном обществе. Оно — сразу зайду с козырей — имеет неустранимое внутреннее противоречие: полная автоматизация позволяет выпускать очень много товаров, однако их некому покупать.
В предельном состоянии работников почти не требуется. А раз их не требуется, то их и не будет — предпринимателю просто нет смысла кого-то нанимать только лишь для того, чтобы платить ему зарплату.
Раздачей пособий от лица государства при неизменности всей остальной системы данную проблему решить не удастся. Ведь если почти никто не получает зарплату, то и налоги с трудящихся брать невозможно. И предпринимателей невозможно обложить налогом: у их продукции нет покупателей, а потому нет и прибылей; а нет прибылей — нет и производства. И внешняя торговля тоже будет спасать лишь отчасти — в пределе-то полная автоматизация рано или поздно наступит на всей планете, а чем ближе к ней, тем меньше покупателей и за границей тоже.
Как можно видеть, система толкает себя к тому состоянию, в котором эта система уничтожает сама же себя. Только собственники окажутся способными участвовать в товарном обмене, остальные же фактически лишатся средств к существованию.
Поскольку данная система в предельном состоянии очевидно уничтожает саму себя вместе с большинством людей на планете, система общественных экономических отношений должна смениться задолго до наступления этого состояния. Предсказать, в какой момент произойдёт это изменение, невозможно, но при этом понятно, что чем ближе к предельному состоянию, тем больше вероятность смены системы, поскольку всё больше людей оказывается за бортом — безработица в десять процентов не всегда ведёт к революционной смене строя, но при пятидесяти процентах она уже практически неизбежна.
Советую всем прочитать эту статью Алексея целиком — ссылка
По сути это обозначает лишь одно, иного будущего у нас нет, процессы автоматизации производства идут, каждый год они идут быстрее, и момент, когда практически всё производство на планете будет автоматизировано, неизбежен. Хотя бы по той простой причине, что те производители, которые будут отказываться от автоматизации, будут разоряться не выдерживая конкуренции с теми, кто использует автоматизированное производство. Даже в нашей стране мы можем наблюдать то, что занятость людей в не производственных областях только увеличивается, а в производственных напротив, активно снижается. Только у нас, эти процессы идут гораздо медленней, чем в других странах, таких как Германия например.
Ключевым вопросом становиться лишь то, будет ли мы ускорять приближение к этой точки и готовить на смену капитализму, новую общественно экономическую формацию, которая не уничтожит саму себя и сможет обеспечить развитие общества в условиях полной автоматизации производства, вместо его само уничтожения. Или мы будем сидеть сложа руки и уповать на то, что эти фатальные противоречия капитализма разрешаться как нибудь сами по себе и не повлекут за собой никаких ужасных последствий.
Собственность на средства производства и Отчуждение
Для того, чтобы понять, какой будет общественно экономическая формация при полностью автоматизированном производстве, необходимо поднять вопрос о собственности на средства производства и об отчуждение труда. Как мы понимаем, при частной собственности на полностью автоматизированное производство, система просто уничтожит сама себя, так как владелец средств производства попросту не сможет продавать произведённый им продукт потому что у населения не являющимся собственником нет денег для приобретения продукта.
Нет денег у него потому, что он ничего не производит, он отчужден от процесса производства и производством вместо него занимаются условно говоря роботы. Ему просто нечего предложить взамен собственнику, на что он согласился бы обменять произведённый роботами продукт. Соответственно, частная собственность нам не подходит.
Говоря обо всём этом, нельзя не обратиться к вопросу о социалистической формации и её противоречиях. И не надо считать, что у социализма нет никаких противоречий, к сожалению они есть, и именно они были одной из причин крушения СССР и не успешности социалистических проектов в других странах.
Социализм не решает проблему отчуждения производимого человеком продукта, а лишь смягчает это противоречие. Если при капитализме, человек отчуждает производимый им продукт в пользу собственника, который благодаря этому получает прибыль. То при социализме человек отчуждает продукт своего труда в пользу государства, которое в последствии его распределяет не в соответствии с рыночными механизмами, а в соответствии с потребностями всего общества.
Благодаря этому, социализм является более справедливым общественным устройством, которое действует в интересах всего общества, а не в интересах социального класса собственников средств производства. Но проблема отчуждения продукта труда от человека при этом никуда не исчезает. А именно эта проблема, является одной из основных, порождающих вслед за собой массу других противоречий и проблем. Обратимся за подсказкой к классикам:
В чем же заключается отчуждение труда?
Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.
В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?
Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер. К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года
Вот это подлинная проблема социализма, которую не могут осознать левачки социалисты и те коммунисты, которые отошли от марксистской теории и представляют что коммунизм, это просто без классовое общество с общественной собственностью. Возможно, я точно не знаю, эту проблему с помощью какой-то там метафизики и хилиазма и пытается решить Кургинян. Однако, он слишком далёк от самой марксистской теории, для того чтобы увидеть два предельно простых способа решения этой проблемы социализма и построения того коммунизма, который не будет подходить под его классификацию «карго коммунизма».
Однако это проблема более чем решаема благодаря автоматизации производства, когда не труд будет отчужден от человека, а человек будет отчуждён от труда. Когда его труд будет носить не принудительный характер, когда он будет заниматься трудом не для того, чтобы выжить, а для того чтобы раскрыть свой творческий, созидательный потенциал.
Таких решений на самом деле даже два.
1) Полное отчуждение человека от труда, когда привычным трудом, которым мы сейчас занимаемся для поддержания своей жизни будут заниматься роботы. Это и есть полная автоматизация. В таком случае, любой труд, которым человек занимается, не отчуждается от него а носит творческий характер.
2) Сам себе производитель. Когда у каждого человека будет универсальный репликатор, супер современный 3д принтер чтобы быть ближе к реальности, который будет производить человеку то, в чём он нуждается. В таком случае, не происходит отчуждения продукта труда человека от самого человека.
И что-то мне подсказывает, что оба этих способа, будут существовать одновременно. Технически сложные вещи, например новый универсальный компьютер, персональный репликатор создать не сможет, и такие вещи будут массово производится на автоматизированных комбинатах по мере появления необходимости в подобном продукте. Но с помощью личного репликатора человек сможет и удовлетворить свою потребность в творческом труде и создать необходимые для своего существования предметы и товары.
При этом, при таком подходе к собственности на средства производства, полностью автоматизированное производство не уничтожит наше человечество, в связи с тем, что никто не сможет покупать производимый продукт. А напротив, такой подход сможет реализовать принцип «от всех по возможностям — всем по потребностям» одновременно с этим, при таком подходе мы сможем грамотно управлять ресурсами нашей планеты, направлять ресурсы на благо всего общества и реализовывать самые фантастические и глобальные проекты.
И самое главное, мы наконец-то устраним это казалось бы неразрешимое противоречие отчуждения человеческого труда. Что, в свою очередь, положит конец большинству проблем и противоречий нашего человечества и мы наконец-то сможем устремить свой взгляд в сторону не объятных космических просторов, которые обеспечят нашей цивилизации дальнейшее развитие и практически вечно существование, в котором и воплотиться подлинное бессмертие человека.