Красные Советы — Медведев назначил палача РАН

В рамках проводимой реформы РАН было создано Федеральное Агентство Научных Организаций (ФАНО), которое займётся управлением РАН и другими научными организациями. Изначально, Путин предлагал должность руководителя ФАНО действующему президенту РАН Владимиру Фортову. Так или иначе, вчера на должность руководителя ФАНО был назначен Михаил Котюков, занимавший до этого должность заместителя министра финансов. То есть человек, который вообще не имеет никакого отношения к науке как таковой. Это показательно в первую очередь тем, что никто не собирается развивать науку, вопрос лежит исключительно в области финансов и собственности, оттого и такое назначение.

Как мной и предполагалось ранее, политика реформы будет проводится под лозунгом «Сделаем РАН эффективней и прибыльней», что на практике обозначает уничтожение тех научных подразделений, которые не в состоянии прокормить сами себя, зарабатывать, приносить прибыль. Если раньше наука Отечественная наука самостоятельно деградировала, находясь в рыночных условиях, то теперь её будут просто ликвидировать.

q1472-3143856

О Палаче

Михаил Михайлович Котюков родился 21 декабря 1976 года в Красноярске.

В 1999 году окончил Красноярский государственный университет по специальности «финансы и кредит».

С ноября 1997 года по декабрь 2000 года — главный экономист кредитного отдела, начальник контрольно-ревизионного отдела Главного финансового управления администрации Красноярского края.

С июля 2001 года был начальником финансового отдела ОАО «Красноярскагропромдорстрой».

В 2002 — 2003 годах — главный специалист отдела финансово-кредитных ресурсов и бюджетной политики, начальник отдела инвестиционных ресурсов и экологии администрации Красноярска.

В 2003 году назначен заместителем начальника главного финансового управления администрации Красноярского края, в 2005 году — первым заместителем руководителя департамента финансов администрации Красноярского края.

С марта по июль 2007 года — проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета в Красноярске.

С 2007 —2008 год Котюков занимал должность заместителя губернатора края — руководителя департамента финансов. С июля 2008 года — министр финансов Красноярского края.

С декабря 2008 года по апрель 2010 года являлся заместителем председателя правительства Красноярского края — министром финансов.

В 2010 — 2012 годах Котюков — директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации, с мая 2010 — член коллегии Министерства финансов РФ.

Источник — РИА Новости

Котюков — вполне типичный рыночный финансист, эффективный менеджер. Один из тех, кто в угоду либерализации и эффективности будет сокращать и ликвидировать всё, на что идут бюджетные деньги, если оно не приносит прибыль. Наукой Котюков никогда не занимался, а потому, научные вопросы его волновать не будут. В рамках реформы науки ФАНО должно было взять на себя управление собственностью Академии наук, именно поэтому руководителем ФАНО назначается человек не имеющий отношения к науке, а менеджер по управлению финансами и собственностью.

Это назначение, в общем-то, характеризует всю реформу в целом, правительству РФ вообще глубоко пофиг на саму Науку, проводимая реформа не рассматривает вопрос развития науки, научных исследований, патентного права, дополнительного ресурсного обеспечения научных заведений в довесок к выделяемым финансам на науку. Правительство интересует прибыль и собственность.

Впрочем, чего ещё можно ожидать от буржуазного правительства в капиталистической стране. Что стоит во главе угла на уровне всей системы, то же будет стоять и в рамках отдельных социально-экономических институтов, будь это медицина, образование или наука.

q1473-7041763

Что будет происходить?

В ближайшее время вы слишком часто будете слышать слово «эффективность». Науку в целом и РАН в частности начнут измерять с позиций эффективности. Те научные коллективы, подразделения академий, которые будут самоокупаться, а ещё лучше, приносить прибыль — будут признаны эффективными. Все остальные, напротив, будут признаны неэффективными, так как, мол, затраты государство по этим направлениям имеет, а выхлопа — никакого нет.

Неэффективная наука будет ликвидироваться. Обоснование будет простым, как две копейки: «Зачем нам нужны учреждения, от которых нет никакого толка?» Но тут стоит напомнить, что фундаментальная наука, а не прикладная, в принципе, по своей природе не может быть измерена с этих позиций. Она, с точки зрения прибыльности, всегда будет расходной статьёй.

Подробней об этом было написано в статье «Фундаментальная наука не вписалась в рынок«. Соответственно, под нож пойдёт практически всё. Ну, может быть, только за исключением тех областей, которые смогут перестроиться под конкретные запросы той части промышленных предприятий и сельского хозяйства, которые не имеют собственных научных отделов.

q1474-4085201

Дезинтеграция и распад

Важно понимать и то, что научная среда это цельный «организм», структура. В этой структуре есть образующие ядро и множество малых организаций, которые имеют связь с этим ядром. Ядро — основа, фундамент, базис — это фундаментальная наука, это РАН. РАН даёт стране ту самую основу всем остальным научным структурам, что обеспечивает их работу.

А остальные научные структуры, зачастую занимающиеся прикладными вопросами, уже ведут конкретную деятельность на пользу тем или иным отраслям национальной экономики или отдельно взятым корпорациям, таким как РосКосмос, например.

В РосКосмос входит множество научных подразделений, которые занимаются самыми разными вопросами так или иначе связанными с космической отраслью. Но эти подразделения не могут должным образом функционировать без опоры на фундаментальную науку.

Во время распада СССР и переориентации экономики на рыночную основу была нарушена целостность этой структуры, были разорваны связи и принципы взаимодействия между ядром и периферией, между фундаментальной наукой и прикладной. Немалое количество исследовательских институтов и научных структур было уничтожено уже тогда, они просто не смогли продолжать свою деятельность, лишившись этой необходимой для своей работы связи.

После этого шага, наука в нашей стране практически впала в кому и перестала приносить плоды научно-технического прогресса, за исключением отдельных отраслей, конечно.

Для того, чтобы решить проблему научного сообщества, необходимо было восстанавливать эти порванные связи между ядром и периферией, выстраивать новые принципы взаимодействия, налаживать совместную работу фундаментальной и прикладной науки. При этом, для устойчивости конструкции, определённую роль в этом процессе должно было занять государство. В этом вопросе государство органично бы смотрелось в виде проводника и корректора.

Оно могло бы концентрировать усилия на нужных прорывных проектах, столь необходимых в настоящий момент для дальнейшего развития страны. Оно могло бы реорганизовывать рабочий процесс по тем направлениям, что не приносят результатов. Если сравнивать эту структуру с живым человеческим организмом, то государство играло бы роль своеобразной нервной системы и спинного мозга.

Однако, во время реставрации капитализма в России, государство самоустранилось от этой функции, посчитав, что сам рынок должен выстроить новые связи. Рынок этого не сделал, так он в принципе не мог этого сделать. Спустя 20 лет, стало очевидно, что несмотря на то, что экономика страны в целом переориентировалась на рыночные отношения, в научной среде новые связи не выстроились. Понимали это и сами учёные, которые говорили открытом текстом — реформа науки жизненно необходима для самой науки.

Теперь же, вместо выстраивания новых связей, новой интеграции, нас ждёт виток новой дезинтеграции и уничтожения научных структур. При этом, если 20 лет назад уничтожались лишь связи, уничтожался план, управление всей этой махиной, то сейчас уничтожается ядро, без которого вся остальная наука обречена на вымирание.