Акционеры АМО ЗИЛ, этого символа столичной промышленности, проголосовали за продолжение его медленного умирания. Прошёл ещё один год работы той управленческой команды, которую назначило правительство г. Москвы для управления производством Открытого московского акционерного общества «Завод имени И.А. Лихачёва» (АМО ЗИЛ). Собрание акционеров должно было определить вектор происходящих изменений и дать ему оценку. В действительности всё было иначе. На собрании присутствовал только член совета директоров АМО ЗИЛ, ответственный секретарь этого совета Д.Н. Пафнутьев. Другие члены совета директоров во главе с его председателем, коим является заместитель руководителя департамента городского имущества г. Москвы В.Н. Погребенко, не сочли необходимым присутствовать на годовом собрании акционеров общества, в повестке дня которого значился годовой отчёт о работе этого совета.
ОДНАКО ТАКИМ ИХ ПОВЕДЕНИЕМ никто не возмущался: правил «экономической демократии», царящей в капиталистическом обществе, никто не нарушил. Отсутствующие члены совета директоров являются чиновниками столичного правительства, которое владеет 65,5% акций бывшего символа индустриальной мощи столицы. А на собраниях акционеров голосуют не люди, а акции. Значит, вполне достаточно даже одного человека, чтобы выражать мнение почти двух третей голосующих акций. Следовательно, характер решения собрания акционеров ЗИЛ был определён ещё до его начала, и не на заводе, а в правительстве Москвы.
И всё же требовалось соблюсти форму. Поэтому с докладом выступил генеральный директор АМО ЗИЛ И.В. Захаров. Он сообщил основные наиболее понятные всем показатели. Так, несмотря на привлечение заёмных денег (около 17,4 миллиарда рублей), на заводе не изменён установленный дирекцией график работы большинства сотрудников. В частности, не сокращены их простои. За год ЗИЛ произвёл менее одной тысячи грузовых автомобилей. В результате чистый убыток составил более 920 миллионов рублей. Зато управленческие расходы увеличились почти до 1,5 миллиарда рублей.
Из годового отчёта было видно, что совет директоров не рассматривал вопросы технической политики и производственной деятельности объединения, экономического положения и мероприятий по выводу из затяжного кризиса АМО ЗИЛ. У него было одно-единственное занятие: он только одобрял сделки и договоры займов, обеспечивая их гарантии недвижимой собственностью АМО ЗИЛ, но при этом не занимался должным контролем расходования заёмных денег.
После собрания представители владельца контрольного пакета акций (да-да, правительства Москвы), конечно же, утвердили годовой отчёт общества и годовой бухгалтерский отчёт, избрали совет директоров, в очередной раз состоящий из чиновников департаментов столичного правительства, и ревизионную комиссию общества. Было также одобрено положение о коллегиальном исполнительном органе правления. Что касается дивидендов, то собрание приняло решение их не выплачивать.
Правда, возник было вопрос о том, рассматривать ли (конечно же, для того, чтобы потом одобрить) сделки, договоры займа, осуществлённые руководством акционерного общества, и дополнительные соглашения к ним. А их было в отчётном году немало. АМО ЗИЛ заключало сделки и договоры с ОАО «ОЭК-Финанс», ОАО «ЦТК», ОАО «Мосземсинтез» и т.д. Однако собрание в лице владельца 65,5% акций отклонило рассмотрение таких вопросов. Злые языки уверяют, что во всех этих договорах было заинтересовано правительство г. Москвы. В итоге можно утверждать, что собрание акционеров АМО ЗИЛ прошло по накатанному сценарию с принятием стандартных решений голосами владельца контрольного пакета акций.
А ТЕПЕРЬ ПОСМОТРИМ на то, что прячется за пристойным ходом собрания акционеров и за принятыми им решениями. Вопреки радужным заверениям и обещаниям, включённым в констатирующую часть принятых документов, собрание фактически позволило дирекции завода отправлять в простой производственные мощности предприятия и осуществлять массовые сокращения и увольнения. Но тут нечему удивляться: правительство Москвы и нанятая им дирекция завода по-капиталистически уверены, что это и есть «оптимизация производства», которая может, правда, закончиться его закрытием.
Чтобы не допустить этого, требуется решительное слово коллектива работников АМО ЗИЛ. А его не слышно. Судя по ЗИЛ, народ или безмолвствует, или ждёт решения «барина». А «барам» (не только правительству Москвы, но и правительству РФ) нет дела до судьбы легендарного символа нашей индустрии. Им рабочий класс в столице не нужен. Прикрываясь красивыми словами о преобразовании автозавода имени И.А. Лихачёва в классический автосборочный завод с развитием на дочерних предприятиях тех производств, которые ликвидируются в Москве, власти фактически проводят операцию уничтожения первенца автомобилестроения России и его дочерних предприятий.
К тому же за искусственно образованные долги продан входивший в АМО рязанский завод «Рязаньавтоагрегат», который производил ведущие мосты автомобиля. Покупателем стало ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», генеральным директором которого является сын депутата Госдумы В. Гартунга. Гартунг-младший даже не соизволил ответить на просьбы АМО ЗИЛ возвратить находящееся у челябинского завода в арендном пользовании, но принадлежащее на правах собственности АМО ЗИЛ оборудование его хозяину для организации производства ведущих мостов.
В Смоленской области в ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод», входящем в состав АМО ЗИЛ, запущена процедура банкротства. Между тем это предприятие обеспечивает головной завод в Москве и другие заводы российской автомобильной промышленности современными приборами тормозной аппаратуры и другими необходимыми деталями для производства грузовых автомобилей.
НЕСМОТРЯ НА МНОГОСЛОВНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ заинтересованности, совет директоров АМО ЗИЛ не включил в повестку дня собрания акционеров инициативу лихачёвцев о создании общественного совета акционеров (проект положения был представлен в совет директоров и профсоюзный комитет АМО ЗИЛ ещё в июле 2012 года). Воистину, страшен для сегодняшних властей предержащих общественный контроль за их «эффективным менеджментом».
Среднетоннажные автомобили «Зил» и сегодня пользуются устойчивым спросом на госпредприятиях, в армии и у бизнеса. Коллектив автозаводцев даже при отсутствии необходимого финансирования с ноября 2012 года осуществляет проект разработки конструкции и организации производства автомобилей и автоагрегатов на значительно меньших производственных площадях с годовой программой 6000 автомобилей. В то же время заявленный более двух лет назад проект правительства
г. Москвы и Сбербанка России о создании на АМО ЗИЛ «отвёрточной» сборки иностранных автомобилей до настоящего времени не получил развития и остаётся лишь договором о намерениях. При этом его первоначально запланированный объём годового производства «похудел» со 150 тысяч до 40 тысяч автомобилей. Таким способом не удастся ни сохранить, ни заново организовать эффективное производство современных грузовых автомобилей.
Вот и выходит, что на своём очередном годичном собрании акционеры АМО ЗИЛ, этого символа столичной промышленности, проголосовали за продолжение его медленного умирания.
Автор: Сергей ХРОМОВ. Ведущий инженер технологического управления АМО ЗИЛ.
Источник — http://gazeta-pravda.ru/
Редакция: Как-бы таким образом, предприятие не превратилось ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в музей, который с точки зрения Российского рынка, видимо, будет гораздо конкурентноспособней промышленного производства…