Сразу оговорюсь. Я к конкурсам “СССР 2061″ всегда относился (в смысле моего участия, а не моего о них мнения) постольку поскольку. Не я устраиваю этот конкурс, а работа моя над ним это мизер и эпизоды.
Однако я участвую в нем помаленьку, например, как создатель лого или член жури. Все, я думаю, знают, как мне ненавистно судейство, так что можно представить, что у меня есть причины в него лезть на этом конкурсе.
Почему? Потому что я считаю эти конкурсы важными.
Почему? Потому что в стране размером в 1/6 часть суши была нарушена культурная связь с прошлым.
Само по себе это не такая огромная проблема, как может показаться. Вот, например, в 1917-м культурная связь с прошлым начала рваться так, что аж хрустело и скрежетало. Но тогда это был болезненный, но безусловно позитивный процесс. За первые 20 лет существования Страны Советов, была сформирована новая культурная платформа, да такая, что до сих пор не можем её просрать толком.
За первые 20 лет существования страны новых буржуинов, в области культуры и искусства не было создано ничего достойного внимания. То есть совсем.
У этого “нового”, а на самом деле более отсталого и старого, нежели советское, общества не нашлось никакого культурного и идеологического базиса.
Ветхие темы религии и накопления материальной х..ни, “не дала угля стране”. Культура РФ болтается в вакууме общемировой буржуазной культурной среды.
Это понимаю я, это понимает население, это понимают даже продавцы жрачки с бухлом, создавая “советские бренды”.
И деятели культурки это тоже понимают. Деятели понимают и отчаянно паразитируют на советской эстетике. Конечно же не забывая изъять из неё весь идеологический, а с ним и смысловой слой. Им его не осилить, а где осилить, там показать всю свою творческую карьеру как череду чудачеств на «м» и стремления к х..не.
В результате имеем от них что-то вот такое.
Это все грустно, но понятно. Вернёмся к конкурсу.
Наши парни, что устраивают его, устраивают его который раз с упорством и неумолимостью тяжелого комбайна. Я слышал много различных обвинений в адрес конкурса. Оставим в стороне визги про “ностальгию по совку”, о котором разумеется “пора забыть”. Оставим в стороне, во-первых, потому что совершенно понятно кто и зачем это визжит. А во-вторых, потому что устроители целенаправленно стараются отойти от темы ретрофутуризма. И их причины тут понятны. Пришло время создавать новое, а не жевать жвачку старого.
Но я не стану говорить за них. Я обещал говорить за себя, и только на это имею право. В адрес конкурсных работ (на фоне многочисленных одобрительных высказываний, которые наглядно показывают актуальность таких конкурсов) поступают достаточно вразумительные претензии следующего рода. 1) Это перерисовка советских произведений, например про Алису (впрочем, многие этой же фразой и хвалят работы.)) 2) Это местами какой то буржуйский пинап. 3) Эти работы все, типа, про космос и прочее ожидаемое и предсказуемое.
Обвинения эти как справедливы, так одновременно и не совсем справедливы. Справедливость их понятна, а о несправедливости я хочу сказать пару слов.
То, что делает конкурс “СССР 2061″ больше всего похоже на деятельность ветра, который надувает землю на голые скалы, дабы там могло хоть что-то прорасти. Процесс этот сколь полезен, столь и долог. Если художник 40-50-и лет ещё может как-то опереться на базис советского культурного наследия, крупицы которого мог протащить через 20 лет х..ни, когда от него требовали в лучшем случае того же пинапа, то паренёк 98-го года рождения, практически полностью лишен советского фундамента. Даже глядя на культурное наследие Союза, он не всегда поймет, что перед ним и какое значение это имеет. Знаете, через несколько поколений колониального владычества индейцы Ю. Америки не знали, что это их предки построили пирамиды. Они сидели под ними и не знали этого. Нас и советское общество разделяет 20 лет культурного «ничего» и упаковочного пенопласта.
И вот мы ловим молодого художника и говорим ему, ну-ка, нарисуй что-нибудь советское. Даже не так, а во много раз сложнее. Нарисуй что-то, как советский художник из будущего! Это жестко. Паренёк-то и прошлого не видел и не очень его понимает, а конкурс ставит перед ним сверхзадачи! Но паренёк что-то все-таки чувствует. Как ни крути, он окружен советским прошлым, как его ни драпируй картонками с триколором. И он старается воспроизвести его. И более того, старается (без чего бы во всех этих конкурсах не было бы смысла) как умеет развить его. Да, где-то это напоминает коммерческие иллюстрации и концепты к играм, которые он рисовал на заказ всю свою творческую карьеру. Да, где-то это ностальгия или просто незатейливое использование произведений из детства. В чем-то даже попытки угадать конъюнктуру конкурса. Да, при этом всем присутствует некая нехватка идей и оригинальных идей, тем более (которая, надо заметить сегодня общая беда художников).
Но с каждым новым конкурсом, я вижу, как кости концепции понемногу обрастают мясом. Ширится и улучшается фонд работ. Не быстро, но сломанный трамплин между последним работавшим культурным слоем и современностью ремонтируется. Трамплин, с которого можно будет стартовать в настоящее светлое будущее. С каждым новым конкурсом самоценных работ, которых можно принимать безо всяких “но” становится немного больше. А значит, процесс идет и проект срабатывает.
Я пока далек от радужного оптимизма и предпочту суеверно сплевывать. Но “СССР 2061″ это затея, которая, безусловно, приносит пользу и движет ситуацию в нужном направлении *суеверно сплевывает*, а соответственно, эта движуха имеет на сегодня мою полную поддержку.