11 июля 2013 года в России без всякого шума, который в таких деликатных делах и недопустим, вступил в силу Федеральный закон«О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка Конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (для краткости – ФЗ-108, http://www.rg.ru/2013/06/11/chempionat-dok.html)
В то время как название нового закона может показаться не слишком многообещающим, его содержание открывает перед любым российским работодателем, хотя бы косвенно связанным с ЧМ-2018, поистине выдающиеся перспективы. Дело в том, что ФЗ-108 устанавливает особые условия использования труда «иностранных граждан и лиц без гражданства», т.е. работников-мигрантов, которые участвуют в мероприятиях по подготовке и проведению Чемпионата Мира и Кубка Конфедераций.
Статья 9 главы 4 щедро отменяет необходимость получения разрешений на использование труда мигрантов и уведомления соответствующих органов власти о заключении или расторжении договоров с иностранными работниками, об их прибытии или отъезде. Не требуется и получения разрешения на работу самими мигрантами. Для тех, кто связан с ЧМ-2018, отменяется действие квот по выдаче виз и разрешений на работу. Следующая за ней статья 10 делает все еще интереснее, поскольку упраздняет всякое регулирование и контроль по привлечению иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве волонтеров. Т.е. фактически прямым текстом разрешает использовать труд мигрантов бесплатно. Статья 11 вообще превосходит все пределы щедрости. Она позволяет устанавливать для работников-мигрантов ненормированный рабочий день, отменяет требования 154 статьи ТК РФ в отношении оплаты ночных работ, статей 113 и 153 ТК РФ в отношении работы в выходные и праздничные дни и статьи 152 ТК РФ в отношении оплаты и продолжительности сверхурочных работ. Ну и в качестве вишенки на торте статья 56 (глава 14) выводит все выплаты мигрантам по трудовым, гражданско-правовым и волонтерским договорам из-под обложения страховыми взносами.
Такой упрощенный порядок найма является безусловным стимулом для работодателей использовать труд иностранных работников в максимально широких масштабах.
Тут стоит остановиться и подумать, а кого же касается ФЗ-108? Ответ: любой компании, являющейся «контрагентом FIFA». По закону это юридические или физические лица, с которыми FIFA или ее дочерняя организация состоят в договорных отношениях и которые участвуют в «мероприятиях». Это может быть договор о коммерческом партнерстве или о предоставлении услуг, при этом положения закона распространяются и на дочерние организации и субподрядчиков всех этих «контрагентов».
Таким образом, список организаций, которые обладают специальными правами в отношении работников, задействованных в подготовке «мероприятий», очень широкий. К ним смело можно отнести генеральных подрядчиков и субподрядчиков строительства стадионов, поставщиков, спонсоров FIFA (а только их будет до 34!), лицензиатов FIFA (т.е. тех, кто имеет право на использование символики чемпионата в своей продукции), организации, обеспечивающие безопасность ЧМ- 2018 и т.д. Разумеется, у всех этих компаний есть «дочки» и подрядчики – кадровые и «заёмные» агентства, строительные и охранные организации, производственные площадки, клининговые и кейтеринговые компании, фирмы, занятые обслуживанием оборудования и зданий, поставкой фирменной символики, производством и размещением рекламы, и прочая, и прочая. Кстати,хочется напомнить, что в числе официальных поставщиков, например, Сочи-2014, находится кадровое агентство «Келли Сервисез». Легко представить себе в свете нового закона последствия заключения этой или любой другой подобной фирмой договора с FIFA…
Разумно предположить, что российские власти понимают, что силами россиян к Чемпионату Мира не подготовиться и рассчитывают на трудовых мигрантов. Эта «палочка-выручалочка» давно открыта работодателями в сферах строительства, ЖКХ, уборки, торговли и в других секторах, где требования к квалификации невысоки, а основу прибыли составляет дешевизна рабочих рук.
Но нельзя не обратить внимание на то, что все эти меры предложены и утверждены тем же государством, которое прямо сегодня организует настоящие «облавы» на мигрантов и заключает их в специальные лагеря в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Волгограде, Самаре, Ростове-на-Дону, Калининграде… Значит ли это, что правая рука российской власти не знает, что делает левая? Отнюдь.
Все это – города-организаторы Чемпионата Мира 2018.
В соответствии с ФЗ-108 для получения легального статуса любому работнику-мигранту необходимо сделать всего одну вещь: стать участником мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата Мира или Кубка Конфедераций. Т.е. заключить трудовой, гражданско-правовой или волонтерский договор с одним из организаторов соревнований, его контрагентом или субподрядчиком. Таким образом, скажем, мигрант из Вьетнама, содержащийся в лагере Гольяново, после заключения договора с каким-нибудь субподрядчиком лицензиата Чемпионата Мира по пошиву талисманов первенства, получает легальный статус юридически, а фактически возвращается на аналогичное полу-подпольное рабочее место, и проконтролировать это уже никто не сможет. Теперь освобождать из рабства или хоронить после пожаров в запертых снаружи цехах будут уже абсолютно легальных мигрантов. Как говорится, ловкость рук…
Антимигрантская активность властей подогревает откровенно расистские настроения в обществе, переключая внимание с вновь вышедших на передний план социальных и трудовых проблем на поиски «козлов отпущения». Между тем, нет никаких гарантий, что лишение прав трудовых мигрантов, занятых на подготовке ЧМ-2018, завтра не будет распространено на всех иностранных работников, а послезавтра не станет частью ТК, исполнив самые заветные мечты РСПП.
Борьба против ксенофобии и преследования мигрантов и ущемления их прав, таким образом, должна сегодня стать одним из основных вопросов повестки дня профсоюзного и рабочего движения России.
Источник — ЛевоРадикал