Эксперты ООН подтвердили, что в Сирии применялся зарин. Это сообщение практически ничего уже не меняет, и выступает исключительно справочным материалом. Сейчас идет работа, связанная с созданием правовых международных рамок проведения процесса взятия под контроль и уничтожения химических арсеналов Сирии.
Эта работа не выглядит простой — на заседание Совета безопасности вскоре будет вынесена резолюция, касающая т.н. «Дорожной карты», как теперь модно стало называть согласованные программы действий. Проблема в том, что западная тройка постоянных членов Совета безопасности настаивает на санкциях в отношении Сирии в случае невыполнения ею положений этой «карты». Об этом заявил сегодня президент Франции Олланд.
Статус Франции, который был получен ею по неясному недоразумению по итогам Второй мировой войны, позволяет Западу пребывать в большинстве по всем вопросам, связанных с конфликтом в Сирии. Если ранее особая позиция Франции и ее вполне реальная самостоятельность создавала определенный баланс внутри пятерки постоянных членов, то теперь от независимой Франции остались только воспоминания.
К счастью, право вето не дает возможности использовать большинство Запада при решении ключевых проблем в Совете безопасности. Скорее всего, агрессивная резолюция в отношении Сирии так же не будет пропущена Россией и Китаем — слишком свежи воспоминания о крайне вольном обращении Запада с резолюцией по Ливии. Министр Лавров уже заявлял, что Россия не поддержит ни одного документа, где будет содержаться хотя бы намек на подобные угрозы. Договоренности с Керри очень важны, но не настолько, чтобы сдать свои позиции по Сирии, которые удерживались Россией в гораздо более непростых условиях ранее и дать Западу легитимное право применения силы в отношении Сирии. Очень несложно представить себе ситуацию, при которой у Асада не будет возможности исполнить тот или иной пункт резолюции — в условиях войны нарушить согласованные сроки и планы вполне реально, что автоматически приведет к легитимному праву нанесения удара по Сирии.