Упадок экономики и разворовывание бюджета набирает обороты. Виной тому… «тяжелое наследство Советской эпохи»

Насколько можно судить, ситуация стремительно ухудшается не только в экономике, но и бюджетной сфере. Имеет смысл сослаться на недавнее заявление Сергей Степашина, сделанное им в своём последнем выступлении с отчётом в Государственной думе на посту председателя Счётной Палаты России. По оценкам главного счётно-контрольного органа России, в РФ до сих пор существует пропасть между социально-экономическими приоритетами развития и предвыборными лозунгами президента с одной стороны и направлениями и параметрами налогово-бюджетной политики с другой.

q1151-7836172

По большому счёту, они в принципе не согласуются между собой и откровенно противоречат друг другу – предвыборные лозунги и обещания практически никак не обеспечены реальными действиями властей, не ретранслируются в соответствующие приоритеты налогово-бюджетной, денежно-кредитной, научно-технической, инвестиционной, внешнеторговой и социальной политики. «Майские» указы превращены в недостижимую маниловщину – на фоне правильных по своей сути обещаний наблюдается продолжение курса ультралиберального правительства Медведева на приватизацию бюджетной сферы, коммерциализацию некогда гарантированно бесплатных услуг, разрушение Российской Академии Наук, распродажи в руки транснационального капитала и российских олигархов наиболее лакомых кусков госсобственности, а также отказ государства от исполнения возложенных на него обязанностей по развитию экономики и социальной сферы.

В последние годы полным ходом идёт процесс сокращения расходов федерального бюджета в реальном выражении (т.е. с учётом инфляции – на 3-5% ежегодно) практически по всем направлениям бюджетной политики (начиная от поддержки национальной экономики и сельского хозяйства и заканчивая ЖКХ, наукой, образованием и здравоохранением), сопровождаемый перекладыванием бременем социальных расходов с федерального уровня на региональные бюджеты, подавляющая часть которых находится в состоянии перманентных и хронических дефицитов.

Политика бюджетного фетишизма и «кудринизма» обескровливает отечественную дезинтегрированную и деиндустриализированную экономику, усиливает структурно-технологическую деградацию народного хозяйства, поддерживает депрессивное состояние инвестиционной и производственной активности в несырьевой промышленности и наукоёмких производствах, а также обостряет сырьевую зависимость экономики, бюджетной системы и финансового рынка. В «нефтегазовом Титанике» наступает откровенный «стабилизец» — все макроэкономические показатели находятся в худшем состоянии с кризисного 2009г.

Одни только темпы роста экономики упали в 3 раза за последний календарный год – с 4,%% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в аналогичном периоде 2013г., притом что средние цены на нефть (107 долл. за баррель смеси Urals) находятся вблизи своих исторических максимумов, а государство не знает, куда деть деньги и захлёбывается от притока нефтедолларов – в Резервном Фонде и ФНБ без дела лежит практически 5,7 трлн. рублей, а ещё 1,2 трлн. рублей размещены на депозитах в коммерческих банках, либо представляют из себя нераспределенный остаток средств Федерального Казначейства. При этом затухание темпов роста ВВП фиксируется на протяжении последних 6 кварталов (с 4,8% в первом квартале 2012г. до 1,2% во втором квартале 2013г.)– это явный и достаточный признак наступления рецессии в российской экономике.

Одновременно, по словам уходящего в отставку председателя палаты, расходы на обслуживание государственного долга продолжают расти. В 2012 году они выросли на 22 процента, составив 320 миллиардов рублей, а в текущем достигли 400 миллиардов, при том, что резкого роста объема заимствований не наблюдается. Более того, согласно бюджетным проектировкам, а также параметрам, заложенным в федеральный закон о федеральном бюджете на 2013г. и плановый период 2014-2015гг., предполагается, что уже к 2015г. на обслуживание государственного и муниципального долга федеральное правительство будет вынуждено тратить свыше 550 млрд. рублей. А к 2016г. эта сумма вырастет до 600-620 млрд. рублей, превысив расходы федерального бюджета на образование или здравоохранение.

Хуже того, на словах объявляется переход к программному бюджету, который должен повысить эффективность использования бюджетных ресурсов и сократить масштабы нецелевого использования средств налогоплательщиков. Масштабы воровства также достигли астрономических высот. Только по официальным оценкам всё той же Счётной Палаты, полученным по итогам комплексных проверок исполнения федерального бюджета в 2012г. практически десятая часть всех выделяемых государством ресурсов либо разворовывается, либо не доходит до адресатов. Из которых выявлено нарушений бюджетного законодательства на сумму 183 млрд. рублей, что эквивалентно суммарным расходам Правительства на поддержку ЖКХ в том же году. А ещё 884 млрд. бюджетных рублей были использованы нецелевым образом.

Получается, что даже по крайне политкорректным и «причёсанным» оценкам Счётной Палаты, свыше 1,067 трлн. рублей, выделенных государством в 2012г. на развитие отечественной экономики, повышение обороноспособности страны, развитие научно-технического потенциала и социальную политику, были просто-напросто потрачены впустую. Это приблизительно 9% от суммарных расходов федерального бюджета в 2012г., которые составили 12,7 трлн. рублей. Эти средства либо были успешно украдены, «распилены» и беспрепятственно вывезли в оффшорные юрисдикции для легитимации, при активном содействии коррумпированных чиновников и молчаливо-заинтересованном молчании правоохранительных органов. Либо в силу корыстных интересов и профессиональной некомпетентности они были умышленно направленны на совершенно другие цели и задачи, также не связанные с национальными интересами России и приоритетами развития.

Весьма показательно, что по итогам одного только 2012г. и только по официальным оценкам Центрального Банка России из страны незаконным образом с нарушением действующего валютного, налогового и таможенного законодательства было вывезено свыше 50 млрд. долл. На самом же деле с учётом манипуляций с экспортно-импортными ценами и фиктивным импортом несуществующих услуг, а также кредитованием аффилированных фирм-однодневок речь может идти о 80-100 млрд. долл., незаконно вывезенных из России в одном только 2012г. Так что реальные масштабы и нецелевого использования бюджетных ресурсов, и теневого сектора экономики в разы превышают официальные оценки.

В зависимости от бюджетных статей разворовывается от 25 до 50-60% выделяемых государством ресурсов – по так называемым «закрытым» статьям (ВПК, национальная безопасность, силовые ведомства и т.д.) нецелевое использование средств налогоплательщиков может достигать 50-70%. Неудивительно, что скандалы с коррупцией в Рособоронсервисе, а также срывы исполнения Гособоронзаказа и постоянные провалы с запусками МБР и спутников стали привычным делом и не вызывают удивления даже у рядовых граждан. На одном только незаконном возврате НДС, на котором «погорел» скандально известный фонд «Hermitage Capital», по экспертным оценкам разворовывается порядка 1-1,3 трлн. рублей в год. В таком случае заявления Дмитрия Медведева в 2011г. о том, что в России в бюджетной системе «теряется» 1 трлн. рублей можно рассматривать лишь как нижнюю планку воровства.

ИСХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА УСИЛИВАЕТСЯ

Стремительно ухудшается ситуация с бегством капитала из России – Минэкономики и Центральный Банк в спешном порядке пересматривают свои прогнозы по чистому вывозу капитала из России со стороны отечественных компаний и банков. Если в середине 2012г. особенно оптимистичные и легко внушаемые на лозунги о светлом модернизированном будущем России чиновники прогнозировали, что в 2013г. бегство капитала сменится его притоком и по итогам всего года удастся свести баланс движения капитала если и не в плюсе, то хотя бы в нуле, то уже в конце 2012г. официально прогнозировался чистый отток капитала в размере 10-15 млрд. долл. Когда по итогам первого полугодия 2013г. частным сектором из России было вывезено свыше 38,4 млрд. долл., то в Минэкономики были вынуждены пересмотреть свой прогноз по чистому оттоку капитала до 30-35 млрд. долл.

В настоящий момент ни Центральный Банк, ни Росстат не предоставили оценки по оттоку капитала за третий квартал. Однако уже сейчас становится очевидно, что масштабы вывоза капитала из России со стороны финансовых и нефинансовых организаций достигли критических отметок и никаких изменений в лучшую сторону в ближайшее время не предвидится. В противном случае сложно объяснить недавнее заявление замминистра экономического развития Андрея Клепача о том, что по итогам 2013г. из России в чистом виде будет вывезено порядка 70-75 млрд. долл., хотя ещё в мае текущего года в МЭР отказывались пересматривать свой прогноз по нетто-оттоку в 15 млрд. долл.

Одновременно с этим нечаянно «проснулись» и в Центральном Банке России: недавно назначенная на пост председателя ЦБ Эльвира Набиуллина – аспирантка прораба Гайдара по «шоковой терапии» и «рыночным реформам» Евгения Ясина и ученица Германа Грефа – выступая в Госдуме заявила, что по итогам 2013г. совокупный чистый вывоз капитала из России составит не менее 69 млрд. долл. Это без малого на 15 млрд. превышает показатели чистого оттока капитала из России в 2009, 2010 и 2012гг. (57,5, 30,8 и 53,8 млрд. долл. соответственно) и лишь немногим уступает исходу капитала в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны в 2011г. (84,8 млрд. долл.).

При этом далеко не факт, что и новый прогноз правительственных чиновников, которые на протяжении 5 лет без всяких оснований и объяснений обещают гражданам России притока капитала (по факту чистый отток капитала накопленным итогом за период с января 2008 по июнь 2013г. составил 390 млрд. долл.), окажется верным. Вполне возможно, что и новые пессимистичные прогнозы к концу текущего года буду смотреться недостижимой «маниловщиной», а из России компаниями и банками будет вывезено свыше 75-80 млрд. долл.

Как это и свойственно российским чиновникам в финансово-экономическом блоке Правительства, они ошиблись в своих прогнозах и в очередной раз за последние 5 лет в 3-5 раз недооценили масштабы вывоза капитала из России. Притом что видные отечественные экономисты, свободные от догм «рыночного фундаментализма» и не отрабатывающие заказ гайдаровских учеников в Правительстве, ещё в конце 2012г. предупреждали, что 2013г. ни в коем случае не станет переломным, а процесс бегства капитала лишь интенсифицируется.

Маразм крепчает и по другим направлениям. В частности, в Минтруда заявили, что окончательный вариант очередного раунда пенсионной реформы «одобрен, потому что приемлем для всех».

Перлы Улюкаева

На фоне беспрецедентного спада в экономике и фактического срыва исполнения бюджета (по итогам января-августа 2013г. доходная часть исполнена на 65%, а расходная на 60%, в результате чего удаётся отчитываться о мифическом профиците бюджета) в глаза бросается неадекватность реакции высокопоставленных чиновников на стремительное ухудшение экономической ситуации. Радует только одно – в Правительстве действительно почувствовали запах дыма, осознали неизбежное скатывание отечественной экономики в депрессивное состояние и начали судорожно имитировать бурную деятельность.

Притом что лучшие отечественные экономисты (С.Глазьев, М.Делягин, А.Кобяков, В.Катасонов, Ю.Болдырев, М.Хазин, С.Губанов, М.Мусин, С.Демура и т.д.) ещё в конце 2011г. поставили научно обоснованный диагноз российской экономике низких переделов – дефолт ресурсно-сырьевой модели «роста без развития», подразумевавшей проедание поступающих в страну нефтедолларов и иностранных кредитов, а также хищническую и паразитическую эксплуатацию природно-сырьевой ренты, трудовых ресурсов, производительного капитала и доставшегося в наследство от СССР научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциала.

То, что в высоких кабинетах власти чиновники наконец проснулись – безусловно радостный факт. Однако уровень профессионализма и компетентности высокопоставленных чиновников, которые уже успели проявить себя во всей красе и продемонстрировать степень профпригодности в 2008-2009гг. (тогда Россия под руководством учеников Гайдара и Чубайса продемонстрировала худшие результаты как в группах G-8 и G-20, так в группе БРИКС и среди стран-экспортёров нефти), не позволяет надеяться на оптимистичный исход и светлое инновационное будущее.

Имеет смысл привести слова Улюкаева целиком: «Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние 5 лет с момента кризиса«,- сказал министр, выступая на «правительственном часе» в Госдуме. Весьма показательно, что ровно эти же слова ещё полгода назад вслух с цифрами в руках произносили видные отечественные экономисты. Однако тогда, как и накануне кризисного обвала летом 1998г. и 2008г., российские чиновники (в том числе и Алексей Улюкаев, трудившийся на посту первого зампреда Центрального Банка России) судорожно отмахивались и предпочитали делать вид, что ничего не происходит.

Далее в том же духе: «В этом году мы впервые имеем уровень экономического развития ниже среднемирового. Вот это очень серьезный такой красный сигнал загорелся у нас. К сожалению, мы не видим возможности в 2014 году выйти на среднемировой уровень«, — сказал Улюкаев, выступая в Госдуме. Надо сказать, что министр экономического развития, коим и является по своей службе Алексей Улюкаев, для того и находится на государственной службе и получают весьма немаленькую по меркам России заработную плату (про скрытые формы поощрения и говорить не будем – коррупция в высших эшелонах власти тема отдельного разговора), чтобы не просто уметь находить и видеть возможности ускорения экономического роста, но и создавать их.

Он обязан не просто ставить диагноз (причём с огромным опозданием и без выявления глубинных причин загнивания отечественной экономики и несырьевой промышленности), но, во-первых, ставить его правильно и компетентно. А во-вторых, он обязан уметь находить варианты решения стоящих перед экономикой проблем, изыскивать возможные пути повышения уровня жизни россиян и повышения конкурентоспособности отечественных производителей, а также быть способным разработать и реализовать программу комплексной структурно-технологической модернизации и новой индустриализации экономики, которая позволит преодолеть пресловутое «сырьевое проклятие». Однако, ничего подобного не происходит – вместо этого мы снова слышим валидольные успокоения и рассуждения на тему того, что ситуация остаётся под контролем государства.

Своими заявлениями Улюкаев лишний раз расписывается в своей профнепригодности, некомпетентности и неспособности исполнить «майские» указы президента. За подобного рода высказывания и упадочнические настроения в любой крупной с экономической точки зрения стране мира (от США и Японии до Китая и Индии) министр лишился бы занимаемого поста и отправился искать «точки роста» в частный сектор. По большому счёту, всё ультралиберальное Правительство России под руководством Дмитрия Медведева должно признать свою неспособность обеспечить исполнение предвыборных обещаний Путина и уйти в отставку. В противном случае высокопоставленные чиновники в Кремле лишь ставят подножку президенту, срывают исполнение его поручений и дискредитируют президента.

Однако Улюкаева хватает исключительно на раздачу ничем не обоснованных и неподкреплённых «обещалок» в духе «тихой гавани» и «островка стабильности» по примеру осени 2008г. «Мы считаем, тем не менее, что ситуация в третьем-четвертом квартале несколько улучшится и результаты будут лучше, чем в первом и втором квартале. И мы выйдем по итогам года на уровень 1,8% роста ВВП. Это, конечно, тоже неудовлетворительно«,- констатировал глава Минэкономразвития. «Рецессии нет. И не будет. Стагнация, наверное, термин уместный. Очень низки темпы роста, это — фактор институциональный, структурный, макроэкономический. И это то, чем нужно будет заниматься очень долгое время«, — заявил Улюкаев в интервью изданию Коммерсант.

Вместо того, чтобы последовать примеру своего предшественника Андрея Белоусова (которого ученики Гайдара в Правительстве и «съели») и начать создавать стимулы для оживления экономики (заморозка тарифов, контроль за ценами на ГСМ и топливо, предоставление налоговых льгот и каникул для обрабатывающих производств и малого бизнеса, снижение стоимости кредитных ресурсов, направление средств Резервного фонда и ФНБ на модернизацию инфраструктуры поддержку несырьевой промышленности и т.д.), Улюкаев продолжает успокаивать самого себя и руководство страны очередными псевдонаучными обещаниями.

Весьма показательно, как в силу обстоятельств и служебных обязанностей буквально на глазах прозревают отечественные чиновники – ещё недавно воинствующие монетаристы и гайдаровцы, призывавшие душить отечественную экономику, зажимать денежное предложение и изымать якобы «незаработанные» и дармовые «нефтедоллары», сегодня радикально, буквально на 180 градусов меняют свою точку зрения и не менее истово отстаивают в корне противоположные тезисы. Так, недавно назначенный министром экономического развития Алексей Улюкаев, ранее не допускавший даже самой возможности монетарного стимулирования экономики, в силу служебных обязанностей и функционала МЭР начал призывать к смягчению денежно-кредитной политики и снижению процентных ставок. Хотя ещё в середине лета текущего года всё тот же Улюкаев яростно доказывал, что ни о каком смягчении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в России не может идти и речи – якобы, в лучших традициях гайдаровских «страшилок», это приведёт к всплеску инфляции, обесценению рубля, упадку в экономике и усилению оттока капитала за рубеж.

В сентябре глава Минэкономразвития не исключил того, что к монетарным мерам стимулирования экономики может прибегнуть Центральный банк (ЦБ) России. По мнению Улюкаева, ещё в июле текущего года вопрос о подобных мерах не ставился, поскольку в стране не было потенциального разрыва выпуска. А вот теперь, спустя два месяца, когда ответственным за экономический рост был назначении сам Улюкаев, чудесным образом в отечественной экономике возник разрыв между потенциальным и фактическим выпуском. «Потенциальный выпуск примерно соответствовал фактическому, а применение инструментов стимулирования экономики как фискальных, так и монетарных, было неправильным, непродуктивным, производящим больше риска, чем результатов. Это говорит о том, что в такой ситуации возможно использование монетарных методов: и «количественного смягчения», и других«, — пояснил министр экономического развития.

Подобного рода высказываниями Улюкаев лишь ещё больше дискредитирует себя и весь финансово-экономический блок Правительства, а также всех монетаристов-гайдаровцев. Профессиональным экономистам прекрасно известно (и недавний министр экономики Андрей Белоусов на это неоднократно указывал), что потенциальный выпуск производства в народном хозяйстве, выступающий в качестве естественного ограничителя (т.е. потолка производственных возможностей) при существующем уровне развития технологий и степени капиталовооружённости производства, не может меняться в разы в течение не то что одного календарного года, но тем более в течение нескольких месяцев. Это абсурд и невежество – проявление чудовищной профнепригодности чиновников, ответственных за экономической развитие страны.

Потенциальный выпуск производства в экономике является не краткосрочной и даже не среднесрочной макроэкономической категорией (с точки зрения своей реализации), а долгосрочной – для изменения потенциального уровня выпуска при условии проведения всех необходимых структурных реформ требуется не менее 5 лет, а порой 7-10 лет. Однако у российских чиновников, которые категорически не хотят нести персональной ответственности за провальные итоги проводимой ими макроэкономической политики, потенциальный выпуск меняется по несколько раз в году.

Напомним, что в начале 2013г. всё тот же Улюкаев, ещё будучи первым зампредом Центрального Банка России, называл потенциальным выпуском темпы роста экономики на 3,5-3,6%. Ближе к лету по мере затухания отечественной экономики и разрастания кризисных тенденций в промышленности граница потенциального выпуска была понижена до 2,3-2,5%. Сегодня речь идёт уже о 1,8-2%. А в 2011 и 2012гг. чиновники оценивали потенциальный выпуск в 4,3-4,5%. Искренне стремясь переложить ответственность с больной головы на здоровую, российские чиновники в очередной раз ищут внешнего врага – на сей раз таковым стал потенциальный выпуск экономики, который якобы ограничен тяжёлым наследством Советской эпохи.