Красные Советы — Общество потребления и общество созидания

Сейчас, уже никому не надо объяснять, что мы живём в обществе потребления, в рамках которого наша человеческая жизнь в большинстве своём сводится к работай, покупай, потребляй, умирай. Огромное количество людей на нашей планете, к сожалению не способно вырваться за этот порочный круг. Некоторые находят спасение от этого круга в своей работе, которая приносит им удовольствие, да есть люди, которым работа в радость, они мастера своего дела и чувствуют, что их дело идёт на пользу всего общества, но так к сожалению отнюдь не у всех.

Другие люди спасаются от общества потребления с помощью хобби и спорта. Собирают марки или делают своё тело совершенней, занимаются страйкболом или участвуют в военно исторической реконструкции. В конце концов, люди занимаются творчеством, они пишут книги, рисуют, сочиняют музыку…

Но все эти виды деятельности доступны отнюдь не для всех, не у всех есть деньги для покупки снаряжение для страйкболла. Не все в силах придя с работы, которая им не в радость, сесть за рисование или написание книги, стихов. Более того, общество потребления, уродует множество творческих направлений, когда люди занимаются этим творчеством не для того, чтобы подарить другим людям прекрасную музыку или замечательное литературное произведение, а для того чтобы заработать…

Те люди, которым не в радость их работа, которые на своей шкуре ощущают что такое — отчуждение труда. Те люди у которых просто нет денег для занятия чем-то более конструктивным бегут от этого мира, от этого общества потребления, и в определённый момент обнаруживают себя с бутылкой у телевизора, ночным эльфом в виртуальным мире, или в облёванном подвале со шприцом в вене.

И вот что странно, когда я говорю о том, что иной мир возможен, что в этом мире не будет отчуждения труда, что в этом мире не будет этого замкнутого цикла, работай, покупай… Что в этом мире не будет эксплуатации и насилия, не будет борьбы за ресурсы а человек будет обеспечен всем, что ему необходимо для жизни. Такой мир по мнению определённого круга лиц превращается в мир вечного потребления и деградации человека, хотя это — совершенно не так.

q1256-1231575

Бегство от действительности

В мире, ничего не бывает «просто так». Нет в мире людей, которые генетически предрасположены к употреблению алкоголя или к компьютерным играм. Люди не становятся наркоманами, просто так. У всего есть свои причины и следствия. И основная причина того, что люди бегут от реального мира к бутылке или компьютерной мышке, предельно проста.

Просто, окружающий, реальный мир — отвратителен!

Человек начинает пить не потому, что он деградант и прожигатель своей никчёмной жизни. А потому что его окружает отвратительный окружающий мир, в котором он работает на нищенскую зарплату, потому что его гнобит ублюдочное начальство, которому наплевать на условия его труда, а главное, это прибыль. Потому что он не видит никаких жизненных перспектив, он не получит повышения, потому что он не менеджер, у него рабочая профессия. У него нет возможности получить собственное жильё, так как для этого надо продаться в ипотечное рабство. Он не займётся спортом и творчеством, так как после рабочей смены у него нет сил, а ведь ещё надо готовить, убираться, стирать вещи…

И вот тогда человек и идёт покупать бутылку сивухи, которая стоит в 30 раз дешевле обычной гантели в спортивном магазине. Или ставит на компьютер игрушку, в которую он и уходит с головой от окружающей действительности.

Он не может заняться чем-то более полезным, у него нет для этого ни средств, ни моральных ни физических сил…

А вот при коммунизме его труд не отчуждается, если человек трудится, он делает это с удовольствием, потому что его дело ему интересно и оно, это дело, идёт на пользу всему обществу. Он не приходит с работы измотанным и без сил, после чего только и остаётся как включить телевизор и выпить бутылочку другую.

Люди бегут в виртуальную реальность, потому что окружающий мир отвратителен и виртуальный мир лучше реальности. Но если реальный мир интереснее? Если перед тобой открыты все 5 континентов нашей планеты и бескрайние космические просторы? Если ты можешь заниматься страйкболлом а не кликать на мышку играя в Counter Strike? Если ты можешь поехать в лес и реально помахать мечом, а не наблюдать это на экране компьютера играя в очередную RPG? Если ты можешь не только выбирать но и создавать элементы интерьера, вещи для себя и своей семьи не играя в SIM’s а в реальной жизни?

Реальный мир, когда человек не ограничен замкнутым кругом работай, покупай, потребляй… — гораздо интересней любой виртуальной реальности! Какая одна из самых интересных игр современности? MineCraft и Sims. Потому что они дают возможность почувствовать себя творцом, которые изменяет реальность, который творит и созидает. Но при коммунизме можно не чувствовать себя творцом, можно быть им, по настоящему.

Коммунизм — это до кучи, общество всеобщего созидания, а не потребления. И всем будет просто не интересно, валятся на диване и пить пиво или залипать сутками на пролёт в компьютерные игры, когда перед тобой открыт весь наш удивительный и многообразный мир. Это конечно не значит, что компьютерные игры или алкоголь вообще не будут существовать. Но в игры будут играть например для того, чтобы скоротать время в поезде несущем вас на другую часть планеты. А алкоголь наверно будут употреблять по праздникам, и то не все, а гораздо меньшее число людей, чем сейчас.

Ведь именно современное общество подталкивает человека к прожиганию своей жизни впустую, не давая ему возможности самореализоватся. И даже, если при коммунизме и будет незначительная часть людей, которые реально будут прожигать свои жизни впустую, их будет гораздо меньше, чем сейчас.

Это так, скажете вы, но как-же так называемые мажоры, папеньки сыночки, которую кидаются деньгами, ездят на крутых машинах и прожигают свою жизнь по клубам. Ведь, при этом вашем коммунизме, если все будут в достатке, так себя все вести и будут!!!

Это не так. И начнём мы подходить к этому вопросу, издалека. Важно отметить то, что в капиталистическом обществе, подобный образ жизни не является сам по себе чем-то предосудительным. Наоборот, такой образ жизни является желанным. Капитализм, общество потребления, только подталкивают людей к такому поведению. Ведь смысл и цель капитализма — прибыль, заработок. Но никто, никогда, не говорит, ради чего эта прибыль и этот заработок.

На самом деле, конечно же ради власти. У кого деньги, у того и власть. И этот мажорный образ жизни, это попытка молодого человека самоутвердиться в капиталистическом обществе, показать что у него есть деньги, а потому к нему должны относится как к власти, его должны слушаться и ему должны подчиняться.

С возрастом это самоутверждение переходит в немного другие формы, например, попытка отгрохать себе личный дворец с сотнями гектаров земли…

Однако, нечто подобное невозможно при коммунизме, хотя бы по такой банальной причине как отсутствие денег. Но реальная причина, почему таких людей практически не будет, лежит в другой плоскости, в плоскости идеологии.

Коммунистическое общество стоит на совершенно иных ценностях и моральных принципах. Если при капитализме во главе угла стоит отдельной взятый человек, его власть, собственность, богатства, прибыли, заработок. То при коммунизме всё совсем по другому.

Основной коммунистического общество является общественно полезное дело. Общее благо. Полезность отдельного человека для всего общества, его знания, его реально полезные достижения, изобретения, творческие проекты и так далее.

В коммунистическом обществе не возможно гордиться собственностью, деньгами, статусом. А это значит, что молодые люди будут самоутверждаться НЕ показывая сколько у них денег, какая у них крутая машина и огромный дом. Они будут показывать с каким отличием они окончили школу и университет, на какую важную для общества тему написан их выпускной диплом. В разработке какой вещи они уже приняли участия. Какие красивые стихи они написали, или какую красивую музыку они сочинили.

Вот чем люди будут гордится при коммунизме.

Вот что интересно, большевики угадали, как отчасти будет устроено коммунистическое общество. Это догадка проявилась в их деятельности ещё задолго до октябрьской революции в виде многочисленных кружков по интересам, которые создавались большевиками.

Чем будут заняты люди в коммунистическом обществе?

Эти кружки, должны были стать ячейками будущего коммунистического общества. Когда люди будут обеспечены практическим всем необходимым, и смогут посвятить себя тому, что им действительно интересно. Эти же кружки оказались и кузницей кадров для будущего Советского государства.

Но только если кружки, это маленькие региональные отделения, то при коммунизме будут огромные всемирные общества, которые будут объединять людей по интересам, без разницы, будет их интерес в области квантовой физики, или в виде военно исторической реконструкции.

Не будет никакой разницы между работой и хобби, так как это по сути будет одним и тем же. Это в современном обществе человек работает для того чтобы обеспечивать себя. А в будущем человек будет работать в той области, которая ему интересна, для того чтобы делать жизнь других людей приятней, безопасней и интересней.

Например, никуда не денется такая профессия как врач, не денется она никуда ещё очень долго, потому что наши тела слабы, подвержены болезням и старению. Но как говорится, врач, это не профессия, это призвание. Врач при коммунизме будет лечить не для того, чтобы прокормить себя, а для того чтобы помочь другим людям. В то время, как писатель или музыкант, будут творить не для того, чтобы получить гонорар, а для того чтобы поделиться своими эмоциями, чувствами и смыслами с другими людьми.

Человек снова станет человеком

Я хочу ещё раз привести для вас цитату Маркса про отчуждение труда, на этот раз выделив в ней кое что, что кажется в прошлый раз некоторые проморгали:

В чем же заключается отчуждение труда?

Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?

Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер. К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года

Маркс был очень и очень дальновидным человеком. По сути, в это цитате говорится в том числе и том, что современное общество потребление создаётся нами самими, из-за отчуждения нашего труда, когда мы НЕ можем заниматься тем трудом, который нам интересен, тем, в чём мы можем самореализоваться.

И это обществе потребления наблюдается в том, что такие задачи, как есть, пить, украшать себя (шоппинг) и спариваться, в обществе потребления, становятся приоритетными человеческими задачами. А когда эти задачи становятся приоритетными, человек становится животным.

Логично, что если мы благодаря автоматизации, уничтожим отчуждение труда, мы уничтожим и общество потребления. И перед человеком откроются новые горизонты, цели, задачи. Но самое главное, что благодаря этому, мы снова сделаем из человека — человека, а не просто социальное животное.