Дорогие товарищи!
Передаю вам братский привет от нашей партии, Коммунисты Народные Левые — Коммунистическая Партия Италии. От имени всех наших членов, мне хотелось бы поблагодарить организаторов этой важной встречи. Почти год прошел с момента нашей последней встречи. За это время общий капиталистический кризис углубился, условия жизни и труда масс народа ухудшились, угрозы империалистической войны и агрессии все продолжаются.
В целом, баланс по-прежнему остается сильно отрицательным для рабочего движения, которое не сумело приостановить отступление под ударами атаки, осуществляемой буржуазией в попытке ограничить последствия капиталистического кризиса и заставить трудящихся платить за них. Социальное сопротивление все еще слишком раздроблено и недостаточно скоординировано. Несмотря на достигнутый самой передовой частью. Международного Коммунистического Движения высокий уровень анализа и теоретической разработки, популяризация коммунистических предложений для революционного выхода из кризиса была недостаточной, способность убедить массы оказалась слабой. Иными словами, в большинстве стран встречаются сложности в переводе революционной теории в революционную практику.
Мы считаем, что экономический кризис капитализма является результатом окончательного дозревания его основного и неизлечимого противоречия между общественным характером производства и частной собственностью на средства производства, частным присваиванием продукта, которое сегодня проявляется в форме кризиса перепроизводства и перенакопления. Монополистический капитализм явно больше не в состоянии успешно перезапускать цикл воспроизводства и накопления, как он сумел это сделать в прошлом с относительным успехом. Его основное противоречие может решиться лишь революционным изменением самого способа производства. Продление агонии умирающего капитализма может только привести к невыносимому и недопустимому обнищанию народа. Это особенно явно глядя на европейский капитализм. Европейский союз является империалистическим транснациональным конгломератом. Это блок империалистических государств, количественно неоднородных по уровню промышленного развития и степени накопления, но качественно однородных относительно монополистического характера капитала и собственности на средства производства. Объединяющим элементом служит относительная общность интересов господствующих классов стран-членов несмотря на то, что они продолжают конкурировать друг с другом: тенденция к более высокой степени концентрации капитала; стремление создать внутренний рынок, шире национального, путем форм таможенного, валютного и банковского объединения; попытка приобретения большего веса в общей межимпериалистической конкуренции за контроль мировых ресурсов, коммуникаций и рынков; намерение осуществлять в каждой стране более тяжелые формы эксплуатации, выдавая их за «объективно необходимые» меры, якобы «навязанные» какой-то внешней и высшей волью; попытка регулировать конфликт «аппетитов» разных национальных буржуазий мирным путем, без применения оружия, как бывало в прошлом. Это не устраняет соревнование между империалистическими государствами внутри конгломерата, а только меняет формы его проявления, в результате чего регулярно бывает, что самые сильные государства пытаются пожирать более слабых.
С момента введения евро, экономическая политика, которую Европейский Союз, то есть европейский финансовый и промышленный монополистический капитал, навязывает народам стран-членов, вращается в основном на следующих петлях:
1) бюджетная строгость, понижение отношения государственного дефицита к ВВП, сокращение государственного долга; 2) сдерживание инфляции;
3) доверие в предполагаемой способности саморегулирования рынка.
В основе этой политики лежит попытка обеспечить стабильность евро, чтобы отвоевать у доллара роль универсального средства международных платежей, в соответствии с монетаристской теорией, рассматривающей деньги, как высший регулятор экономики. Марксисты хорошо знают, что производство является первичным двигателем экономики любой страны. Если бы не было производство, не было бы никакого обмена и, следовательно, не было бы никакой необходимости в деньгах как всеобщий эквивалент товаров. Поэтому, равновесное количество денежной массы является функцией количества товаров, а не наоборот. Это доказывают кризисы перепроизводства, когда предложение товаров превышает спрос, в результате чего, в большинстве случаев, начинаются опасные процессы дефляции, то есть обесценивания денег по отношению к товарам. Ведь этот дисбаланс не происходит от недостаточности денежной массы, а от избытка предложения товаров. Следовательно, в условиях капиталистического рынка, никакое вмешательство финансовых властей, основанное на регулировании денежной массы, не сможет решить проблему, поскольку не действует непосредственно на сферу производства. Стабильное равновесие может быть достигнуто только за пределами капиталистического способа производства социалистической и централизовано-плановой экономической системой.
Анализируя экономическую политику Евросоюза нельзя не заметить ее классовый характер. Само введение евро привело к значительному переводу дохода от труда к капиталу. Это произошло во всех странах, входящих в Евросоюз, хотя в разной степени в связи с разными курсами национальных валют к евро и привело к относительному повышению и выравниванию цен во всей еврозоне. В Италии введение евро было особенно травматично. Цены были конвертированы в отношении 1 к 1.000, а зарплаты и пенсии — по официальному курсу 1 к 1.937,26: удвоение цен вызвало уменьшение в два раза заработной платы! Грабеж был очевиден с самого начала, но не ограничился этим.
Политика, проведенная Евросоюзом с целью сокращения отношения государственного дефицита к ВВП и уменьшения государственного долга касается в основном бюджетных расходов и налогообложения. Во время экономического кризиса, когда ВВП не растет и, поэтому, невозможно рассчитывать на знаменатель, сокращение числителя остается единственным путем для уменьшения дроби. Это значит сократить расходы и увеличить сборы. В результате сокращается финансирование таких основных социальных услуг, как образование, культура, здравоохранение, общественный транспорт, научное исследование, необходимая для развития инфраструктура, социальное обеспечение и пенсии между тем, как никто не оспаривает статьи расходов по фактическому субсидированию государством крупных капиталистических предприятий и частных банков, по военным миссиям, по заказам новых оружий, по ненужным крупным стройкам. Освобождение от оплаты налогов и социальных отчислений помогает крупным корпорациям, но ухудшает государственный бюджет по доходной части, которая сегодня восполняется только за счет приватизации государственного имущества и невыносимого налогового бремени, душащего трудящихся и продуктивные средние слои населения. Эта политика приводит к дальнейшему снижению спроса и усугубляет последствия кризиса, но позволяет паразитирующее существование монополий и частных банков, субсидированных налогоплательщиками. Таким образом капитализм принуждает трудящихся и народы Европы вернуть чужой долг, за который они не носят никакую ответственность.
С момента введения евро, государственный долг стал петлей на шее народа через классово целенаправленное использование налогообложения и государственных расходов, имеющее своей целью поддержку нормы прибыли монополистического капитала. В Италии государственный долг составляет 131,4% ВВП. По своей структуре, он состоит в размере 83% из облигаций государственного долга, 87% которых владеют коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании, крупные капиталистические корпорации; кроме того, 52,4% облигаций итальянского государственного долга находятся в руках иностранных крупных частных инвесторов и суверенных фондов.
Ясно, что мелкие вкладчики представляют собой наймалейшее, маргинальное и незначительное меньшинство владельцев облигаций государственного долга. Также ясно, что из-за механизма оптовой продажи облигаций через аукционы, маленкие вкладчики могут их покупать только через посредничество банков и финансовых брокеров, извлекающих дополнительную прибыль из этой операции. Эти соображения позволяют нам понять реальный масштаб операции, проведенной с помощью террористической кампании, развязанной СМИ по поводу «спрэда», то есть дифференциала между ставками доходности национальной и, в данной ситуации, немецкой облигаций. Рынок ценных бумаг контролируется и управляется несколькими крупными концентрациями финансового капитала, способными определить его тенденции, между тем, как мелкие вкладчики совсем незначительны и могут только подвергаться «рынку», управляемому акулами. Мелкий вкладчик покупает облигацию, ориентируясь на ее номинальную доходность, а крупный инвестор намеревается извлечь прибыль из разницы между покупной ценой облигации и ее ожидаемой в будущем рыночной стоимостью. В силу обратной пропорциональности между ценой и ставкой доходности облигации при ее равной номинальной стоимости, именно это преследование прибыли и толкает вниз покупную цену облигации, а вверх ее ставку доходности и, соответственно, так называемый спрэд, повышая стоимость долга. Учитывая транснациональный характер финансового капитала и огромное количество денежных средств в его распоряжении, не трудно понять, какую прибыль он может извлечь быстрым переориентированием спекулятивной атаки с одной страны на другую, с одной государственной облигации на другую. Итак, колебания «спрэда» определяются только добыванием максимальной прибыли. Соображения о «доверии солидности экономики» и прочяя подобная чушь — ни причем, как доказывают факты. Моментальное падение «спрэда» как только экономические министерства какой-нибудь страны объявляют волну приватизаций объясняется тем, что этим создается возможность альтернативных прибыльных капиталовложений. Капитал тогда с рынка ценных бумаг перебрасывается на новый источник прибыли. «Доверие» тут опять ни причем, только возможность грабить реальное имущество страны играет роль. С другой стороны, кампания о «спрэде» совпало с предоставлением Евробанком льготного кредита частным банкам (ставка 1%), снабжая их денежными средствами для покупки государственных облигаций некоторых стран, включая Италию, чья ставка доходности за т пособничестве международных рейтинговых агенств. Это позволило частным банкам извлечь колоссальную прибыль из разницы между ставкой полученного кредита и ставкой облигаций. В результате вмешательства Евробанка, частные банки еще больше обогатились, а счет продолжают оплачивать трудящиеся через налоги, частью которых каждая страна финансирует Евробанк. В Европе большинством суверенных долгов влядеют частные банки. Поэтому, за последние 4 года, Евросоюз и Евробанк, отказавшись финансировать государства, подарили частным банкам 4.500 миллиардов евро, сумму равную совокупности государственных долгов Италии, Греции, Испании и Португалии, не потребовав никакой гарантии по поводу действительного очищения и восстановления актива, ясности и правдивости балансов, действительного прекращения тех рискованных спекулятивных практик, которые привели к катастрофе. О компенсации миллионов мелких вкладчиков и пенсионеров, обманутых и лишенных своих скромных средств аферой деривативов, даже не заикались.
Стоимость этой рекапитализации банков оплачивают народы Европы.
Недавно, Евробанк и Европейская Комиссия создали МЕС (Механизм Европейской Стабилизации) с целью предотвращения банкротств и дефолтов и контроля за вливанием наличных средств в систему. Народ страны, которая обратилась бы к МЕС за помощью, вынужден был бы дорого отплатиться за нее ценой приватизации государственного имущества и участков территории, сокращения социальных услуг, зарплаты и пенсии. К тому же и МЕС финансируется за счет системы налогообложения каждой страны-члена, что усугубляет несправедливость распределения и ухудшает состояние государственного долга. Политика Евросоюза по понижению инфляции тоже ведет к снижению спроса. Стабильность внутренних цен должна была бы помогать росту конкурентноспособности системы в среде обобщенной международной конкуренции и в условиях невозможности девальвации валюты. На самом деле, она приследуется только путем сжатия зарплаты с целью большего перевода дохода от труда к капиталу. Девальвация евро не принимается во внимание, так как она противоречит интересам финансовой лобби, сегодня политически превалирующей среди европейской монополистической буржуазии. Бомбящая кампания брюссельского аппарата пропаганды, «рекомендации» Евробанка за подписью Марио Драги, любое заявление евроэкономистов, настойчивые требования представителей крупного капитала, описывают сокращение затрат на оплату труда, т. е. заработной платы и социальных отчислений, как единственный способ держать инфляцию под контролем и увеличить конкурентноспособность, будто бы затраты на оплату труда одни определяли ценообразование и цены одни влияли на конкурентноспособность. Даже с буржуазной точки зрения, на конкурентносопособность влияет не только цена, как количественная изменяемая, но и качественные аспекты, такие, как степень инфраструктуризации, уровень научного исследования, новаторство продукции и производственного процесса, организация труда и «человеческих ресурсов», сеть распределения, обслуживание клиентов после продажи, кредитная способность, и т.п.. Усилению этих факторов припятствуют, с одной стороны, сама политика бюджетной строгости, проведенная Евросоюзом, а, с другой стороны, нежелание капиталистических монополий и картелей вложить средства в новаторство и исследование, особенно в фазе кризиса перепроизводства. Поэтому свести вопрос конкурентоспособности к одним затратам на оплату труда является ограниченным и злоумышленным подходом.
Среди прочих изменяемых, не только затраты на оплату труда определяют ценообразование, но и прибыль тоже. Между тем, как лакеи капитала пытаются представить сжатие заработной платы, социальных отчислений и будущих пенсий как единственный путь к «экономическому подъему», никто не осмеливается оспаривать прибыль, ставшую сегодня единственной неприкасаемой «независимой изменяемой». Не осмеливаются даже профсоюзы, лишенные классовой ориентации и зажатые между корпоративизмом и соглашательским капитульянством.
Кризис показывает несостоятельность иллюзии о способности рынка саморегулироваться. Идеализированный пропагандой Евросоюза рынок, где якобы товары и капиталы свободно перемещаются в результате благотворного действия «точечной» свободной конкуренции, существует только в умозаключениях буржуазных экономистов. На самом деле, европейский рынок номинирован несколькими крупными высококонцентрированными монополями и картелями, которые навязывают народам Европы как свою продукцию, так и свои интересы и волю: никакой «свободной конкуренции» нет. Иллюзия — только для зрителей, а не для актеров. Дерегулирование существует только на словах, а на самом деле установлена строгая и детальная регламентация национальных экономических систем и взаимоотношений между ними. От централизованного ограничения квот продукции, до критериев валютной стабильности, вплоть до внесения в конституцию обязательства сбалансирования государственного бюджета, любой момент экономической жизни регламентируется постановлениями Евросоюза, принятыми в основном его невыборными органами, как Евробанк, Европейская Комиссия, Совет министров финансов Европы и т. д., представляющими интересы и волю транснационального монополистического капитала.
Коммунисты должны строжайшим образом бороться с Евросоюзом как с административно-политической рукой европейской буржуазии, с его антинародной политикой, с нарастающими репрессиями трудящихся в общем и коммунистов в частности. Это надо делать через крайне ясное, теоретическое и практическое определение нашей борьбы. Должно быть ясно, что ни одна буржуазия не является более или менее виновной другой в этой социальной мясобойне, устроенной Евросоюзом. Буржуазия каждой страны, входящей в Евросоюз, несет равную ответственность за политику грабежа трудящихся, даже если участвует в распределении добычи пропорционально своему удельному весу и положению в империалистической пирамиде. Ведь в любой банде преступников, бандиты отличаются друг от друга по весу и росту, а все равно остаются бандитами! Итак не должно быть никакого соблазна устроить, например, антинемецкую кампанию, в которой Меркель играла бы роль злого, а разные Маркионне, Коланинно, Де Бенедетти, Скуинци, Марчегалья, представленные разными Берлускони, Монти и Летта — роль добрых, заслуживающих прощение. Итальянский крупный капитал тоже полностью вписывается в этот механизм конкуренции и перераспределения и проявляет способность извлечь из него значительную прибыль, между тем, как итальянский пролетариат подвергается двойному гнету и двойной эксплуатации: со стороны своей национальной буржуазии и со стороны буржуазии тех стран, которые стоят выше в пирамиде европейского империализма. Мы должны устранить неправильное и обманчивое употребление таких слов, как «колониализм» и «национальная суверенность» в отношении к внутренним делам Евросоюза. Мы не должны забывать, что господствующие классы всех стран Евросоюза захотели именно «эту» Европу. Когда еще можно было отказаться от внесения в конституцию обязательство сбалансирования госбюджета, политическая номенклатура национальной буржуазии абсолютным большинством проголосовало «за». Говорить о якобы существующем колониальном плане означает отрицать ответственность национальной буржуазии. Точно также, говорить о «необходимости восстановления национальной суверенности» значит не понимать, что буржуазия никогда не теряля ее, а вполне суверенно не то, что отказалась «от части суверенности», а просто решила централизовать некоторые функции, сосредотачивая их в Евросоюзе; кто не понимает это, принимает за правду ложный алиби, придуманный самой буржуазией. Куда хуже, если говорить о «восстановлении народной суверенности»: нельзя восстановить то, чего никогда не было.
Бескомпромиссный отпор Коммунистов Евросоюзу и НАТО, все более характеризующемуся как его милитаристская рука, должен уметь соединить сильную защиту каждодневных интересов рабочего класса и трудового народа с целями выхода из обеих этих империалистических организаций и системы евро, с перспективой их окончательного упразднения, одностороннего аннулирования государственного долга, национализации банков и монополий, установления пролетарской власти.
Капитализм, в том числе и европейский, невозможно реформировать, его надо свергнуть. Именно это понимание и определяет непримиримый разрыв между Коммунистами и оппортунистами Партии Европейских Левых. Нельзя мечтать о восстановлении прежнего статус кво, от которого сама буржуазия отказалась. Нельзя верить, что происходящее является просто устраняемой технической ошибкой в управлении системы, когда это на самом деле является законом империалистического капитализма; нельзя думать, что есть еще место для реформизма, у которого больше нет материальных средств для притупления классовой борьбы. Единственный путь для преобразования Европы и предотвращения массовой нищеты и варварства это революционное свержение капитализма и установление пролетарской власти.
Можно будет добиться этой цели только путем тесного политического и оперативного координирования Коммунистических и Рабочих партий региона, способного укрепить их политическое и идеологическое единство. Нужны глубокий анализ европейских вопросов, изучение и развитие наиболее подходящих тактик и форм борьбы в настоящих условиях, организация эффективных совместных акций борьбы, проводимых сообща пролетарскими авангардами в каждой стране.
Поэтому приветствуем создание Группы Инициативы Коммунистических и Рабочих Партий Епропы по европейским вопросам, в которую вступаем с полной убежденностью в том, что она принесет добавочную стоимость революционной борьбе за социализм-коммунизм. Ее деятельность и ее пример будут полезными и за узкими пределами Евросоюза.
Источник — Союз Коммунистов Украины