Красные Советы — Заглянуть в будущее

Современный кризис производственных отношений в области интеллектуальной собственности, который, в конечном счёте, вызывает такое явление как Интернет-пиратство, даёт нам поистине уникальную возможность заглянуть в достаточно отдалённое будущее. Для этого даже не надо обладать гибким мышлением, всё что нам нужно сделать — это представить развитие производственных мощностей физических товаров на таком же уровне, на каком мы сейчас наблюдаем производственные мощности интеллектуальной собственности. После этого, нам надо просто те же принципы и ту же ситуацию, которую мы сейчас имеем с интеллектуальной собственностью, переложить на реальные физические товары, беря в расчёт развитие техники. Благодаря этому мы сможем перенестись на много десятилетий, а может даже и на несколько столетий вперёд.

q1426-9390769

Фантазия или прогноз

Кто нибудь скажет: «К чему всё это, зачем эти глупые детские фантазии?» Не соглашусь. Фантазии — это что-то абстрактное, не имеющее под собой некоей основы, на базе которой выстраивается модель и зачастую являющиеся просто выдумками. Хотя, даже фантазии могут попадать в цель. Так, очень многие фантазии, которые были в сериале Star Trek — сейчас реальность.

Я же предлагаю не просто пофантазировать, а именно спрогнозировать возможный вариант будущего, основываясь на том, что мы имеем сейчас в одной области производства, и просто перенести эти реалии на другую область. Это качественное отличие, так как тут мы имеем необходимую для прогноза основу.

Копирование и 3D-Печать

Современные реалии таковы, что интеллектуальную собственность можно копировать, создавать абсолютно идентичный продукт, имея сам продукт. Это копирование на данный момент предельно упрощено и делается компьютером практически без участия человека, всё что требуется от последнего — это просто выбрать, что именно надо ему копировать.

Для обмена копиями мы используем интернет и торрент-трекеры, как связующее звено между двумя компьютерами, и копирование по сути происходит с одного компьютера на другой или на другое устройство, будь то мобильный телефон, планшет…

3D-печать на текущий момент сильно ограничена и по скорости, (всё равно что мы обменивались бы FullHD фильмами по dial-up интернету), и по тому, что, собственно говоря, может воспроизвести, распечатать сам принтер, то есть, он может распечатать на данный момент только что-то из пластика, другие материалы ему пока что недоступны, если не брать в расчёт промышленные образцы.

Но, как и Интернет, и компьютеры, 3D-принтеры тоже развиваются, учатся печатать более габаритные вещи, делать это быстрее, использовать более совершенные материалы. В достаточно обозримом будущем мы уже можем представлять, как у каждого дома будет по такому агрегату. Но что они смогут печатать через полвека?

Смогут ли они распечатать стул или компьютерную плату? Появятся ли органические принтеры, которые смогут печатать еду? Почему бы и нет? Разработки в этих направлениях уже идут и, надо сказать, достаточно успешно, вопрос лишь в коэффиценте полезного действия. Насколько выгодней человеку будет напечатать стул, чем заказать уже произведённый?

Другой не менее важный вопрос, начнут ли использовать 3D-принтеры в промышленных масштабах? И самый интересный вопрос, может ли 3D-принтер напечатать сам себя? Скорее всего, на оба вопроса ответ — «Да». И всё это всего лишь вопрос времени.

Проектирование и интеллектуальная собственность

На данный момент 3D-принтерами пользуются как учёные, так и просто люди, для которых это не больше, чем хобби. Приобрести 3D-принтер, который печатает на пластике, сейчас не проблема, он стоит не очень дорого. Этим обусловлено появление сообществ по 3D-печати, совместно занимающихся разработкой и проектированием моделей, которые можно напечатать.

Однако, по мере развития этой отрасли, мы станем свидетелями того, как в печати начинают использоваться всё новые и новые материалы, усложняются устройства самих принтеров, они получают возможность печатать гораздо более сложные вещи. А, соответственно, вместе с тем возрастает и сложность проектирования печатаемых вещей. Когда человек в современном мире проектирует стул за несколько часов, его не душит капиталистическая жаба, чтобы выложить модель стула в свободный доступ, а если над моделью, скажем, компьютерной платы работала огромная команда из сотен людей на протяжении долгого времени, то эту модель никто в свободный доступ выкладывать не будет, даже если любой современный (по будущим меркам) 3D-принтер сможет её распечатать.

Сами вещи потеряют ту ценность, которая есть у них сейчас, так как их очень просто воссоздать, ведь достаточно выбрать модель нужной вещи и нажать кнопку «печатать». Но огромной ценностью будут модели этих вещей, по которым, собственно говоря, и осуществляется их создание. И как сейчас есть пиратское сообщество по интеллектуальной собственности, так в будущем следует ожидать и появления подобных сообществ в области реальных вещей.

Сами эти сообщества будут заниматься не только распространением готовых моделей и образов, но и их проектированием. В свою очередь, капиталистическое буржуазное государство будет защищать права именно тех корпораций, которые совмещают разработку моделей и их производства ради получения прибыли. Так как они, в отличие от пиратов, будут платить налоги. Надо также понимать, что такие корпорации осуществляют эксплуатацию проектировщиков в угоду собственников корпораций, которые будут получать прибыли за их труд. Хотя результаты этого труда могут быть доступны для всех и идти на пользу всему обществу.

Именно это и является следствием того тупика, когда производственные мощности уже давно не соответствует производственным отношениям и вступают в острый кризис друг с другом. Особенно, если 3D-принтеры могут печать сами себя, что позволяет обеспечить ими каждую семью, каждое домохозяйство.

Сегодня мы видим, что не имеет компромиссного решения проблема «пиратства» и «интеллектуальной собственности», когда капиталисты не хотят отказываться от возможности извлекать прибыль из производимого ими (и даже не ими) нематериального продукта, а обычные люди не желают более спонсировать этот бизнес, так как у них есть возможность копировать этот продукт. Также и в будущем стоит ожидать того, что потребуется радикальный слом производственных отношений и общественного устройства для ликвидации этого кризиса.

Если кто-либо вряд ли будет устраивать революцию из-за компьютерных игр и кинофильмов, то когда речь зайдёт про копирование, например, реально производимых предметов быта, ситуация будет совершенно иной.