Бюджет трехлетней стагнации

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2014 год и основные параметры расходов на 2015-2016 годы. Эксперты ожидают, что снижение финансирования регионов приведет к усилению давления на бизнес.

q1524-2685218

Власти рискуют. Подготовив и проведя через первое чтение в Госдуме проект бюджета на 2014 год, они резко снизили пробивную силу нескольких драйверов экономического роста, что чревато сползанием российской экономики в затяжную стагнацию. Помимо прочего, были урезаны государственные расходы и снижены возможности для роста потребительского спроса — например, проект бюджета не предполагает индексации зарплат госслужащим и военным в 2014 году. Кроме того, на 5% будут сокращены расходы по всем статьям. И это все происходит, напомним, на фоне сокращения инвестиционных программ государственных корпораций.

Опрошенные «Росбалтом» эксперты сомневаются, что этот бюджет позволит добиться даже тех скромных показателей роста экономики (3% год к году), которых ожидают разработчики документа. Так, аналитик Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Дмитрий Долгин назвал эти ожидания «очень оптимистичными». «Нам не понятно, за счет чего можно реалистично ожидать такого ускорения, и в качестве базового сценария мы ждем замедления до 1,3%. Это означает, что объем ненефтяных доходов бюджета в следующем году может оказаться на 400-600 млрд (или 0,6-0,8 процентного пункта ВВП) ниже ожидаемых правительством», — заявил эксперт.

С ним согласен и старший экономист ФГ «Риком» Владислав Жуковский. По его мнению, макроэкономический прогноз, заложенный в основу бюджета, совершенно оторван от реальности. «Ни о каком росте экономики на 3% в следующем году не может быть и речи. В лучшем случае можно говорить о едва заметном росте в пределах статистической погрешности 1-1,5%. Однако не стоит исключать и падения экономики на 1-1,5%», — отметил он. Эксперт напомнил, что на 2013 год чиновники закладывали рост ВВП на 3,5%, а по факту российская экономика выросла лишь на 1,3% в январе-сентябре, что 3 раза меньше, чем годом ранее. Не удалось вписаться и в запланированный показатель инфляции — вместо 5,5% имеем порядка 7,1% за 9 месяцев.

По мнению Долгина, учитывая общее предпочтение властей к поддержанию сбалансированного бюджета, нельзя исключать возобновления в следующем году дискуссии по поводу дополнительного урезания прямых расходов бюджета — по мере осознания правительством нереалистичности ожиданий относительно доходов. «Поэтому идея перенаправить со следующего года поступления страховых взносов из накопительной части пенсий (последние несколько лет их объем составлял 0,7% ВВП в год) в распределительную систему и снизить таким образом на эту сумму объем трансферта из федерального бюджета в ПФР представляется отнюдь не случайной», — отметил он.

Впрочем, нельзя сказать, что правительство не предусмотрело страховку от «свободного падения в кризис». Впрочем, весьма традиционную для последних лет: оно вновь занизило расчетную стоимость нефти и инфляции. Среднегодовая стоимость нефти в бюджете на 2014 год заложена на уровне $93 за баррель, а инфляция — всего 5%. В этом году такая хитрость позволяет сводить концы с концами. Так, за 9 месяцев 2013 года федеральный бюджет, по предварительной оценке, исполнен с профицитом в 591 млрд 316 млн рублей, что эквивалентно 1,2% ВВП (хотя ожидался дефицит). И это несмотря на некоторое снижение цен на нефть и прочие неприятности. «Говорить о слабости бюджета можно будет только при серьезном падении цены на нефть, на текущий момент Brent торгуется выше $107 за баррель», — подчеркнула заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. Напомним, что бюджет 2013 года верстался с ориентировкой на $91 за баррель. «Такие «промахи» в оценке цен на энергоносители наблюдаются на протяжении всех «тучных нулевых», — напомнил Жуковский.

Ожидаемое сокращение госрасходов на 5% и заморозка тарифов монополий приведет, в том числе, к ухудшению условий работы бизнеса. «Слабый бюджет подразумевает меньше дотаций в регионы, а регионы (за небольшим исключением) без этого жить не приучены, да и социальные обязательства государства перед своими согражданами никто не отменял. Просто со следующего года многие из статей расходов лягут на плечи региональных властей. А где взять деньги? С бизнеса, конечно. В этой связи бизнес уже замечает возросшую активность фискальных органов», — заявил аналитик МФХ FIBO Group Василий Якимкин. По его оценке, бизнесу следует ожидать усиления административного давления. «Лишенные доступа к кормушке будут испытывать большие трудности, вплоть до исчерпания рентабельности своего бизнеса. Как следствие, может усилиться рейдерство, и вырастет объем работы для антимонопольного комитета», — полагает эксперт.

Он также считает вполне вероятным наступление стагнации в 2014-2016 годах, поскольку власти фактически формируют замкнутый круг — сокращение расходов ведет к снижению инвестиций. «Руководители страны говорят об оптимизации бюджета, а для бизнеса это означает сокращение по широкому спектру заказов и финансирования. Текущая модель экономического роста в России себя исчерпала. Надо больше опираться на внутренний спрос, стимулируя его. И развивать семимильными шагами малое и среднее предпринимательство, а не ставить ему фискальные препоны. Пока же вся наша экономика развивается в интересах олигархического капитала — нефтегазового», — полагает аналитик.

Редакция: Мы хотели бы отметить несколько пунктов

1) Бизнес, в общем и целом, так и не стал развивающим экономику фактором. На протяжении всех последних 22 лет экономика держится не на успешных предпринимателях, а на промышленном базисе, который достался нашей стране в наследство от СССР. Этот промышленный базис, в свою очередь, не может эффективно работать при рыночной экономике. Существовать может, выживать может, а эффективно работать…

2) Это привело к тому, что социальная сфера государства поддерживалась в России не за счёт промышленности, и не за счёт бизнеса, а за счёт экспорта сырьевых ресурсов. От этого такая зависимость от цен на энергоносители.

3) Во второй половине нулевых началась сильная переориентация экономики на финансовый сектор, ставка была сделано на то, что и бизнес будет закредитован, для того чтобы он имел возможность производить необходимый товар, и население будет закредитовано для увеличения потребительского спроса. Отчасти это действительно сработало и смогло обеспечить непродолжительный экономический рост, но теперь пришла пора расплачиваться по долгам, кредиты берутся не для того, чтобы нарастить спрос и производство, а для того чтобы отдать старые кредиты.

Всё это говорит нам о том, что рыночных способов преодоления кризиса уже просто нет, сам рынок в настоящий момент уже и является кризисом.