В Госдуму внесен пакет законопроектов по пенсионной реформе, которые подразумевают скрытый отказ правительства от обеспечения достойной старости россиянам.
Складывается такое ощущение, что основная цель уже третьей за последние два десятилетия пенсионной реформы состоит в том, чтобы минимизировать расходы государства на поддержку населения, свалить ответственность на плечи рядовых граждан и максимально запутать саму формулу расчёта пенсий, чтобы никто не смог понять, какой у него будет размер пенсий. Правящая бюрократия целенаправленно наводит тень на плетень, вводя в заблуждение как рядовых россиян и их работодателей, так и самих себя и Пенсионный фонд России.
Это продолжение политики монетизации льгот и приватизации бюджетной сферы — Минфин сбрасывает с себя балласт «лишних» социальных расходов, предлагая в лучших традициях 1990-х годов «потуже затянуть пояса» и «жить по средствам». Тогда как у государства без дела лежит свыше 7 трлн. рублей — 5,6 трлн. рублей на счетах в американских и европейских банках в виде средств Резервного фонда и ФНБ, 850 млрд. рублей размещено Федеральным Казначейством на счетах в российских коммерческих банках и ещё 300-400 млрд. рублей составляет временно свободный не используемый остаток средств.
Во-первых, чиновники отказались от обещанной идеи повышения уровня замещения выпадающих трудовых доходов пенсией до 40% — в течение 2013-2030гг. этот показатель снизится с 34% до 25%. При том, что в экономически развитых странах он достигает 50%. Для того, чтобы решить эту проблему, законодателям настоятельно требуется ратифицировать статью
102 Конвенции Международной организации труда, в которой закрепляется понятие коэффициента замещения утраченного заработка и обязательство Правительства обеспечить этот доход всем гражданам. Однако, российские чиновники категорически отказываются это делать точно также, как они наотрез отказываются ратифицировать 20-ую статью Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, не желая закреплять на законодательном уровне термин «незаконное обогащение».
Во-вторых, повышается минимальный трудовой стаж с 5 до 15 лет — если россиянин проработал меньше, то уплаченные из его кармана работодателем страховые взносы в пользу государства сгорят и ему выплачены не будут — они пойдут в солидарную часть на текущие выплаты пенсий. В-третьих, подразумевается скрытое повышение срока выхода на пенсию — формально пенсионный возраст не пересматривается, однако размер будущей пенсии увязывается с трудовым стажем. Если гражданин проработает менее 35 лет (а желательно более 40 лет), ему светит крайне тяжёлое будущее и голодная старость.
В-четвёртых, размер будущей пенсии увязывается с уровнем доходов россиян
— пенсия покроет 25% утраченного заработка только лишь в том случае, если размер трудовых доходов гражданина превышает средний уровень заработной платы в России. По состоянию на апрель 2013г. из 29,9 млн работающих россиян у 68,1% уровень доходов, даже по данным Росстата, был ниже среднего уровня по стране (29,4 тыс. рублей). Таким образом, как минимум 20,3 млн. работающих граждан окажутся на обочине жизни. У 50% россиян заработок менее 21,2 тыс. рублей — им светит лагерный паек и бедность на старости лет. Их пенсия к 2030г. не превысит 15-20% утраченного заработка.
В-пятых, вводится балльная система расчёта пенсий — для того, чтобы выйти на коэффициент замещения в 25% от утраченного дохода требуется набрать не менее 30 баллов. Однако можно всю жизнь проработать, как раб на галерах на государство, и пропахать, как бобик, и ничего не получить взамен — коэффициент пересчёта и конвертации баллов в рубли будет зависеть от того, есть ли у государства деньги в бюджете и Пенсионном фонде. Страховая часть пенсии будет целиком зависеть от воли государства поделиться с гражданами деньгами. А так как денег становится всё меньше, а экономика находится в депрессивно-коматозном состоянии, то, скорее всего, желания делиться с пенсионерами не будет.
В-шестых, упраздняются льготы и повышенные пенсии за работу на экологически вредных и опасных для здоровья производствах — чиновники сваливают ответственность с больной головы на здоровую, т.е. на плечи самих россиян, которые и должны будут без поддержки государства договариваться с работодателями о льготах и досрочном выходе на пенсию.
По сути дела, их бросают на произвол судьбы — договориться с крупными сырьевыми корпорациями и металлургическими комбинатами работникам будет просто невозможно. Тем более в ситуации перманентного и безнаказанного нарушения Трудового кодекса и слабости профсоюзов.
В-седьмых, государство конфисковало накопительную часть пенсию россиян в 2014г. в размере 240 млрд. рублей — т.е. изъяло в пользу распределительной системы те 6% от фонда заработной платы, которые должны отчисляться на накопительную часть. Эти деньги будут направлены на затыкание дыры в Пенсионном фонде России — дефицит ПФР рискует превысить отметку в 550-600 млрд. рублей, при том что Минфин ежегодно выделяет в рамках межбюджетного трансферта порядка 3-3,2 трлн. рублей на финансирование ПФР. Однако далеко не факт, что накопительный компонент вообще будет сохранён после 2014г. — ситуация в российской экономике продолжит ухудшаться, масштабы рецессии и спада в промышленности будут только нарастать и денег в бюджете в 2015-2016гг. больше точно не станет. Велика вероятность того, что в ближайшие годы 2,5 трлн. рублей пенсионных накоплений будут направлены на затыкание дыр в ПФР и выплату пенсий нынешним пенсионерам. На время заморозки средства НПФ и управляющих компаний получит Внешэкономбанк — ему могут достаться пенсионные накопления и за 2013, и за 2014г. За два года в ВЭБ будет передано примерно 500 млрд руб. Притом что в настоящий момент услугами НПФ и УК пользуются примерно 25 млн. россиян, а на рынке действует около 100 НПФ. Тогда как под управлением НПФ и УК находится почти 1 трлн руб.пенсионных накоплений. Вполне возможно, что это «заказ» со стороны госкорпорации развития, т.е. ВЭБа.
Накопительная система так и не заработала, не создав долгосрочные инвестиционные ресурсы в экономике и не обеспечив достойный уровень жизни россиянам — накопленные среднегодовые темпы роста доходности от управления накоплениями со стороны управляющих компаний за период 2004-2012гг. составили 9,6%, у НПФ — 9,2%, тогда как государство индексировало страховую часть пенсий на 15-17%.
В-восьмых, затевается чистка негосударственных пенсионных фондов и их дальнейшее акционирование — ради наведения порядка с НПФ якобы и затевалось замораживание накопительной части пенсий в 2014г. Однако, не понятно, чем раньше занималось государство и многочисленные контролирующие органы — НПФ в России существуют уже практически два десятка лет. Кроме того, практически нигде в мире НПФ не регистрируются в форме акционерных обществ — это новация российских бюрократов.
В-девятых, Россия по-прежнему остаётся, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире, где бедные платят за богатых и по сути дела на практике применяется регрессивная шкала страховых взносов. Вплоть до недавнего времени. И это при том, что в России запредельно высокий уровень имущественной дифференциации и колоссальная пропасть между бедными и богатыми — по оценкам швейцарского банка Credit Suisse 110 миллиардеров владеют 35% национального богатства России, тогда как в среднем по миру миллиардеры владеют не более 5-7% богатств. Ещё до недавнего времени россияне с ежемесячным доходом свыше 568 тыс. рублей платили не 22% в Пенсионный фонд России, а лишь 10% — именно из-за них в значительной степени в ПФР и формируется дыра. Со следующего года этот потолок повышается до 1 млн. Однако, до сих пор наиболее состоятельная и весьма немногочисленная группа российских граждан оказывается под защитой государства. Более того, самые богатые практически ничего и не платят — львиная доля их капиталов выводится в оффшоры и налоговые гавани, минуя бюджет и внебюджетные фонды России. А те средства, что остаются в России, выплачиваются в виде дивидендов и облагаются по ставке в 9% — в России до сих пор налогообложение капитала ниже, чем труда.
В-десятых, и это не менее важно, очередной раунд пенсионной реформы в России отдан на откуп тем же самым людям, которые с треском провалили предыдущую пенсионную реформу и не смогли решить ни одной из ставившихся задач — коэффициент замещения так и не достиг обещанных в начале 2000-х годов 50%, затем сниженных до 40%, и продолжит снижаться с сегодняшних 34% к 25% к 2030г. Пенсионный фонд России по-прежнему находится в критической зависимости от подачек из федерального центра — без межбюджетных трансфертов он просто развалится. По-прежнему к разработке пенсионной реформы привлекаются только «лояльные» эксперты из Высшей школы экономики, РАНХиГС и РЭШ. Это своего рода квазирелигиозная секта «рыночного фундаментализма» — никто не интересуется мнением учёных РАН, независимых экспертов, малого и среднего бизнеса, профсоюзов и рядовых граждан.