Сегодня в России официально отмечается день народного единства. К сожалению, но этот день не сплачивает нацию, не даёт нам этого «чувства единства». Напротив, он наглядно показывает, насколько разобщено и расколото наше общество, как глубока бездна социального расслоения, насколько накален классовый антагонизм.
Дружба народов
Именно в этот день, 4 ноября, на улицу выходят националисты в рамках так называемого Русского Марша. Это очень символично. Таким образом они пытаются показать, что наше общество, де факто, расколото по национальному признаку. Несмотря на то, что Россия многонациональная страна, никакой дружбы народов уже давно нет. Она осталась в другом государстве, имя которому — СССР.
Тогда, каких-то 70 лет назад, наши предки воевали против общего врага плечом к плечу, называя друг друга братьями. 60 лет назад они восстанавливали страну после ужасной войны. 50 лет назад они строили сообща наше общее будущее, они были друг другу братьями. В СССР была великолепная национальная политика. А 20 лет назад, с концом Советского государства пришел конец и дружбе народов.
Прошло 2 гражданских войны, от России отделились не только «национальные окраины», но даже наши братья Украинцы и Белорусы. Так называемая программа «толерантности» с грохотом провалилась, общее дело, взаимная поддержка, единая идеология — вот что может объединить народы. А терпение — рано или поздно лопнет, что оно и сделало.
Бесклассовое общество
Какое единство может быть между господином и рабом, аристократом и ремесленником, помещиком и крепостным, буржуем и пролетарием, собственником и наёмным рабочим, эксплуататором и эксплуатируемым? Никакого.
СССР был бесклассовым обществом, в нём не было господ и эксплуатируемых. Каждый гражданин понимал и отдавал себе отчёт в том, что он работает не только на своё благо, но и на благо всего общества. Чем лучше результаты его труда, чем качественней проделанная им работа, тем благополучней всё общество.
Он понимал, что работает не на благо толстосума, который за счёт его труда будет обогащаться и купаться в роскоши. Не на транснациональную корпорацию, для которой он всего лишь расходный материал в деле формирования глобального общества.
Советского человека окрыляло чувство единства со всем трудовым народом. Но вот советского государства не стало, к власти пришёл класс новых собственников, эксплуататоров и господ. А вместе с тем, вскоре не стало и советского человека. В хищной среде, живущей по принципу «человек человеку волк», а не про принципу «человек человеку друг, товарищ и брат» советские люди не выживают.
Изменяется общество, изменяются производственные отношения, вслед за этим изменяется и общественная мораль, которая уже до неузнаваемости изменяет самого человека. В нашем случае, превращая его в хищное животное, готовое перегрызть глотку своему конкуренту ради теплого места под солнцем.
Так о каком единстве, в обществе конкурентов и врагов, мы говорим?
Церковь отделена от государства
В СССР церковь была отделена от государства. Никто не запрещал людям верить в бога и быть приверженцем той или иной религии. Каждый человек обладал свободой вероисповедания. В свою очередь, все различные секты и учения призывающие к насилию, были под запретом.
В современной капиталистической России эта ситуация коренным образом изменилась. Секты и агрессивные учения, например ваххабизм, расцвели пышным цветом. Церковь стала активно вторгаться в жизнь общества, в процесс образования, что, в свою очередь, вызвало вполне однозначную реакцию.
Поймите меня правильно, действие дур из Pussy Riot мне противно ровно настолько же, как и слова попа Смирнова о том, что неверующие люди — животные и твари, или как слова Чаплина о том, что достойное занятие для верующего — убивать большевиков.
Церковь ведёт себя крайне агрессивно по отношению к атеистам, насаждает свои нормы морали в учебных заведениях и, конечно же, поддерживает действующую (от бога) буржуазную власть. И как по третьему закону Ньютона, сила действия пропорциональна силе противодействия. Чем дальше церковь вторгается в общественную жизнь, тем больше гнева она на себя вызывает.
С другой стороны, бездействие властей по отношению к сектам и экстремистским религиозным учениям приводит к тому, что в террористических актах гибнут наши сограждане, абсолютно ни в чём не повинные люди. Всё это ведёт к тому, что религия, становится ещё одной линией социального разлома.
Можно ещё было бы сказать, что в стране нет главенствующей идеологии. Но это не так, она есть, это — неолиберализм. Главенство частного над общим, рынка над планом. Правда, сам по себе либерализм, изначально подразумевает раскол общества по политическим взглядам.
При этом, чем больше раскол по всем вышеперечисленным пунктам, чем больше глубина социального расслоения, тем агрессивнее отношение политиков разных взглядов друг к другу. По-хорошему, мы можем считать, что наше общество находится в состоянии холодной гражданской войны.
Не знаю, как для вас, а для меня сегодняшний день точно не является праздником, скорее уж это траурный день.