Свежие данные по производству героина в Афганистане, результирующие прогресс работы американцев с героиновым сектором афганской экономики. Как не трудно заметить, в 2013 году, накануне вывода войск НАТО из Афганистана, площадь посевов опиумного мака достигла максимальных размеров за всю историю.
На этом графике красноречивой впадиной торчит 2001 год, когда Талибан на практике показал, как можно за считанные месяцы все это прекратить и что за этим может последовать.
В последнем докладе ООН говорится, что производство опиумного мака в Афганистане за последний год увеличилось почти на 50 процентов. Согласно данным доклада, опубликованным в среду Управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODC), общие площади сельскохозяйственных земель, которые используются в Афганистане под посевы мака, увеличились в 2012 году по сравнению с 2007 годом на 36 процентов. Общий объем производства опиатов достиг 5,5 тысяч тонн, что почти на 50 процентов больше, чем в прошлом году (3,7 тысяч тонн).
Афганистан уже давно стал ведущим производителем опиума в мире (75 процентов мирового производства в прошлом году, согласно данным UNODC), а талибы крупнейшими бенефициарами, хотя не менее завязаны на этом бизнесе высокопоставленные афганские государственные чиновники, коррумпированные командиры армии и сотрудники правоохранительных органов.
С момента вторжения в Афганистан в 2001 году США потратили почти 7 миллиардов долларов на борьбу с производством опиатов путем искоренения маковых полей, субсидий на альтернативные сельскохозяйственные культуры и стимулирующие выплаты населению, свободных от опиума регионов. Однако последний отчет UNODC демонстрирует, что торговля опиумом все более глубоко укореняется в реальном секторе афганской экономики, становясь ведущей отраслью производства.
Исполнительный директор UNODC Юрий Федотов описал полученные результаты как «отрезвляющие». В предисловии к докладу, написанному в соавторстве с главой соответствующего подразделения Афганистана, он пишет, что стойкий опийный «вирус» грозит еще больше дестабилизировать обстановку в стране после того, как ее оставят международные силы ISAF. В интервью Reuters Федотов сказал, что Афганистан вскоре может стать «полноценным наркогосударством», если ему не будет оказана соответствующая помощь со стороны мирового сообщества. «Необходим комплексный, всеобъемлющий ответ на проблему наркотиков», — сказал Федоров.
Но кто предложит конкретный план и будет его выполнять? Американцы в предвкушении ухода уже свертывают все операции. Да и каковы они были? Были организованы так называемые «команды ликвидаторов», которые были призваны сжигать маковые поля. Но, по данным UNODС, усилия по ликвидации сократились в этом году на 24 процента, поскольку увеличились случаи нападения на эти команды — 143 смертельных случая по сравнению с 102 в 2012 году. Афганская армия отказалась сопровождать эти команды. А сами американцы предпочитали делать набеги на деревни в поисках боевиков- талибов, чем подвергать себя опасностям в боевых действиях на границе с Пакистаном — логове талибов и главном очаге выращивания мака. Что касается продвижения альтернативных культур, то оно было затруднено несопоставимыми ценами (на опий намного выше) и полной неопределенностью будущего Афганистана. И эта неопределенность только увеличивается.
Вывод международных сил, основу которых составляют американские военнослужащие (около 10 тысяч человек), намечен на конец 2014 года. Сейчас разрабатывается соглашение между США и Афганистаном о том, как будут строиться двусторонние отношения после вывода. Специалисты предполагают, что с уходом Хамида Карзая, который отработал максимально возможные два президентских срока, придет другой — не ориентированный на США человек, или он станет таковым в последующие несколько лет. Так же прорабатываются сценарии гражданской войны. Ухудшение ситуации с безопасностью скажется на экономике страны, уже прогнозируется снижение ВВП в этом году на 10 процентов, согласно прогнозу Всемирного Банка. Американские аналитики говорят о том, что сельскохозяйственная инфраструктура была уничтожена еще во время войны против Советского Союза. А также указывают на рост потребления наркотиков в самом Афганистане (потребление опиатов между 2005 и 2009 годами удвоилось, потребление героина возросло на 140 процентов). И якобы именно поэтому многие крестьяне обратились к выращиванию мака, пишет, например, Амар Тур (Amar Toor) в газете The Verge.
Однако, по данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), при талибах (до 2001 года) производство опийного мака было минимальным и резко увеличилось именно с вводом американских войск — почти в 40 раз. Сегодня «четыре миллиона крестьян занимаются культивацией опиумного мака, треть или почти половина населения Афганистана так или иначе втянута в процесс производства наркотиков», — сказал 11 ноября на пресс-конференции председатель Государственного антинаркотического комитета, глава ФСКН России Виктор Иванов. Согласно данным российских спецслужб на территории Афганистана действует около двух тысяч лабораторий по производству героина, и более 4 миллионов человек принимают участие в процессе.
http://www.pravda.ru/world/asia/centralasia/15-11-2013/1182347-usa-0/ — цинк
PS. Заклинания о том, что международное сообщество должно, наконец, решить этот вопрос, разумеется, никак не решают проблему героинового потопа. Варианты же сугубо прозаичны — или оккупировать Афганистан, своими силами выжигая нарко-отрасль (то, что американцы этим особо и не желают заниматься, они сами же заявляли еще 2 года назад), либо же договариваться с будущими властителями Афганистана, дабы они обменяли наркопроизводство на внешнеэкономические гешефты. Сохранение ситуации в том виде, в котором она зависла сейчас, будет означать, что Россия и дальше будет ежегодно нести потери сопоставимые с совокупным числом жертв Советской Армии в Афганской войне за 10 лет.