Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Авиакатастрофа в Казани американского «Боинга-737-500» может привести к запрету на закупки российскими авиакомпаниями подержанных зарубежных самолетов, а также к стимулированию приобретения ими авиалайнеров российского производства. Перспективы этого обрисованы в опубликованном в среду интервью «Известиям» первого зампреда комитета Госдумы по промышленности, вице-президента Союза машиностроителей России и президента ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимира Гутенева.
Отвечая на вопрос газеты, что делается, чтобы исключить в будущем авиакатастрофы, подобные казанской, Гутенев сказал: «Мы не исключаем разработки комплекса мер, направленных на ограничение ввоза на российский рынок подержанных зарубежных самолетов. Пока никаких конкретных цифр нет, есть идея, которая прорабатывается. Одновременно мы планируем разработать ряд мер финансовой поддержки авиакомпаний, эксплуатирующих отечественные самолеты».
http://itar-tass.com/ekonomika/771493 — цинк
Так что, в шутке про то, что Медведев, по итогам катастрофы в Казани, запретит покупать иностранные самолеты, есть не только доля шутки. К таким инициативам всегда имелся ровно один вопрос — неужели надо дожидаться очередной катастрофы, чтобы просто начать обсуждать очевидные решения?
Самое интересное, что когда открыто сдавали позиции отечественного авиапрома, набивая местный рынок новыми и подержанными зарубежными лайнерами, это подавалось, как оправданное решение, ибо отечественный авиапром уже не тот, а раз не тот, то можно заказать еще немного «Боингов», раз отечественная промышленность эту нишу закрыть не может.
Вот просто интересно — неужели без катастрофы не понятно, что даже нынешний авиапром необходимо поддерживать, создавать благоприятные условия для реализации отечественных лайнеров хотя бы на собственной территории? Неужели это такое откровение, что подержанные самолеты, которые закупаются или берутся в лизинг через энное число рук, отбирают потенциальный рынок сбыта для местных производителей?
Тут резонно могут сказать, что ныне авиапром делает мало, не то, и вообще дерьмо, поэтому проще поставить на линию тот же подержанный «Боинг» и эксплуатировать его на убой ради пресловутых 300% прибыли. Но эта ситуация не является статичной картинкой. Она складывалась годами, и к ней привела определенная динамика внутриэкономических процессов. Процессы эти, несмотря на все клятвы в верности рынку, всегда находились в руках государства и при наличии политической воли и средств, возможности создать льготные условия для развития местного авиапрома хотя бы на своей территории, были, есть и остаются. То, что их сейчас вновь начали обсуждать, говорит о том, что эти возможности никуда принципиально не делись. Авиапром еще не настолько сдох, чтобы не быть в состоянии производить определенное кол-во лайнеров для заполнения внутренних линий, деньги на развитие подобных масштабных проектов пока еще есть, так что, тут что с катастрофой в Казани, что без оной — вопрос лежит в плоскости политической воли, связанной с практикой протекционизма и жесткого регулирования рынка в интересах местного производителя.
Пойдет ли сейчас дело дальше обычных разговоров? По существу — вряд ли — международные обязательства и, в частности, обязательства по ВТО делают затруднительным даже частичное закрытие рынка. Хотя даже в этих условиях, вполне возможны какие-то второстепенные льготы местным производителям и авиакомпаниям, покупающим их продукцию, которые позволят перераспределить в пользу местных производителей и перевозчиков хотя бы часть рынка внутренних авиационных сообщений. Ну а катастрофа в Казани, в данном аспекте, не более чем повод, чтобы вынести на широкое обсуждение этот очевидный вопрос элементарной экономической независимости.