Наша редакция размещает хорошее интервью с создателем фильма «28 панфиловцев» Андреем Шальопой. В целом мы согласны с позицией Андрея по большинству вопросов, в особенности по вопросу о том, что на советских брендах «Гагарин, Высоцкий, Харламов, Сталинград» современные капиталисты в области кинематографа просто делают прибыль, капиталисту ведь глубоко безразлично, что именно ему приносит прибыль, пусть и истории о выдающихся советских деятелях.
«Начну с того, что ни одного фильма про подвиг 28 панфиловцев нет — его никто не снял, — открыл встречу Шальопа, — когда искал информацию про подвиг, сразу наткнулся на то, что его просто не было. Это первое, что можно найти в Интернете, если написать запрос в поисковике». После этого Андрей, сценарист по образованию, взялся написать сценарий, который, по его словам, в перспективе должен был стать хорошей патриотической историей. Когда сценарий был готов, оказалось, что ни государственным киностудиям, ни бизнесу такой проект не нужен: будет дорого стоить, а кто там вспомнит этих панфиловцев?
Тогда друг предложил собрать деньги краундфайндингом, и хоть предложение показалось, мягко говоря, сомнительным – было решено попробовать. «Миллион мы собрали за один день. Это было нереально круто. С одной стороны я испытал радость, но с другой — огромную ответственность, — вспомнил свои первые впечатления Шальопа, — успешный в коммерческом плане проект сразу привлёк внимание СМИ, но всех по большей части интересовало, как нам удалось привлечь столько спонсоров, и идея фильма как-то стала отходить на второй план». Между тем, по словам режиссёра, сам факт народного сбора средств на фильм – это событие культурное, событие — масштаба страны, вклад народа в культуру. «Сам по себе народный сбор – это событие отдельное от фильма. Эта такая вера, манифест людей – давайте что-то сделаем сами в обход некой порочной системы, которая приводит к тому, что появляется плохое кино. Я для себя решил: главное себе не изменять. Потому что как бы мы не старались, мы не угодим всем – у нас своя точка зрения, и, конечно, мы ошибёмся, но мы будем стараться, чтобы этого не было, но как говориться «делай хорошо, а плохо само получится».
Тогда было решено не продлевать бесконечный сбор, а вне зависимости от собранной суммы, снять на него часть фильма.Так и поступили. Эпизод в подбрустверной нише, не смотря на все опасения, был воспринят положительно и хорошо разошёлся по сети. Кроме того, в значительной степени поддержал интерес к проекту и привлёк новых зрителей, что позволило «панфиловцам» открыть новый сбор средств.
На вопрос из зала о доступности народного кино, Андрей заверил, что фильм обязательно будет размещён в сети в свободном доступе, хотя и не исключено, что в первые несколько недель проката, фильм можно будет увидеть только в кинотеатре. Но об этом пока говорить рано, так как с прокатчиками разговора ещё не было. «Самое поразительное, что государство может даже полностью финансировать какой-либо кинопроект, но прокатать оно его не сможет, и никакого давления на прокатчика нет, — затронул больную тему российской киноиндустрии режиссер, — зачастую государство вкладывает деньги в кино, которое потом никто не увидит». Другое дело с «панфиловцами». Кино, на которое «скидывается» 100 тыс. человек – говорит о востребованности проекта. Следовательно, прокатчик сможет на нём заработать.
В качестве примера Андрей привёл «бренды», которые сегодня успешно продаются в кино. «Например, бренд «Сталинград» – это слово вызывает резонанс в огромном количестве советских сердец, не только в России, но и на территории бывшего СССР. Гагарин, вызывается такой же резонанс, хотя о чём это кино, и как оно снято…, Высоцкий — это продюсеры просекли. Но содержание их по-прежнему не волнует — главное заявить бренд и билет будет куплен».
Кроме содержательного аспекта, Шальопа затронул этическую сторону вопроса. «Я хотел бы, чтобы это кино посмотрели дети. Хотя из 28 панфиловцев 22 погибает — кишек, оторванных голов у нас не будет. Гибель человека – это само по себе избыточно драматично. Вообще мне кажется, что моду на эффекты, где человека расчленяют на экране – мы уже пережили. Чем современное кино существенно проигрывает фильмам прошлого? В фильмах прошлого режиссёр был скован техническими возможностями, и ему приходилось придумать какие-то решения, а они заставляли работать воображение. Картина, которая создаёт воображение намного ярче и намного интересней, чем та, которую ты видишь на экране. Всегда. Современная режиссура, особенно мэйнстрим, напротив, говорит о том, что всё должно быть на экране, но тогда не работает воображение. Понятно, что пуля, которая летит на экране и в воображении — в воображении разит точнее». По словам режиссёра, ему бы хотелось, чтобы таких сцен, где бы работало воображение, было больше.
«Главный герой закрывает ствол рукой – это тонкий момент», — подметили зрители, после просмотра эпизода фильма. «Наш консультант порекомендовал такой жест сделать, так ППД (пистолет-пулемёт Дегтярёва – прим. ред.) капризная техника, и он делает этот жест как бы автоматически. Многие обратили внимание. Я люблю, когда в кино детали не выставляются на передний план, на втором они работают гораздо лучше», — прокомментировал режиссёр.
По словам Андрея Шальопы, фильм взывает к патриотизму, правде, уважению истории и нравственным ценностям. «Когда я писал сценарий, мне хотелось, чтобы зритель захотел оказаться рядом с этими людьми в одном окопе. Никакой сложной интриги. Тут не надо понимать за кого тебе быть, и единственная необходимость – сражаться. В этом есть привлекательная сторона, в этот момент обостряются истинные ценности и всё становится просто: здесь твои друзья, которые с тобой готовы погибнуть и ты один среди них, там враги, там твоя Родина с детьми и жёнами. Я отчасти завидую этим людям. Здесь очевидна простота миссии – единственное, что от тебя требуется, как говорит один из героев фильма: «Спокойно жгём танки».
Но это, по мнению режиссёра, и самое трудное – в этом заключается подвиг. «Подвиг панфиловцев, или таких как они, заключается в том, что они не просто погибали, а они сражались. Они сопротивлялись, они действовали – вот это привело к Победе. Вот это самое сложно и самое тяжёлое. Страх сковывает, а эти люди его преодолели. На самом деле кино об этом».
На последний вопрос из зала, почему всё-таки кино называется именно «28 панфиловцев», а не рота или просто – «панфиловцы», Шальопа напомнил о необходимости нравственного примера. «В миф превратится любой подвиг. Это естественный процесс, а вот развенчивание подвигов – это процесс мало того, что бессмысленный, но ещё и безнравственный. Подвиг – это нравственный выбор, нравственная опора – образец поведения как нужно себя вести в сложной ситуации нравственного выбора. А когда подвиг развенчивается, что происходит? Едет танк: ты сидишь в окопе, у тебя в голове некий багаж, который ты накопил за жизнь. Часть его тебе говорит: танк тебя раздавит, бери барахло и тикай – подвигов не бывает. А другая часть сознания говорит, что можно этот танк подбить, есть примеры. И какая из частей сильнее, так ты и поступишь. Подвиги работают и в мирное время, не обязательно чтобы танк на тебя ехал — это примеры нравственного выбора. Развенчивание подвигов ослабляет общество».
Источник — http://volternews.ru/2013/12/andrey-shalopa/