На тему освобождения Ходорковского тезисно.
1. Уверен, что если бы у Кремля были серьезные основания опасаться будущих политических амбиций опального олигарха, то он был не только досидел 2-й срок, но и благополучно получил очередной по 3-му делу, которым не так давно начали активно наполнять информационное пространство.
Ну а раз Ходорковский выходит, то либо Кремль уже не видит в нем серьезной угрозы, либо же получил от него какие-то гарантии связанные с перманентной возможностью возобновления уголовного преследования по другим делам.
2. Так или иначе, икона либеральной оппозиции была по тем или иным причинам вынуждена попросить помилования и принять его, а это конечно серьезно подрывает политические перспективы, так как отсидеть, а потом строить из себя Манделу у Ходорковского уже не получится. Мандела в отличие от, пока был в тюрьме, своим принципам не изменял (это потом, уже на свободе отдрейфовал от них). Разумеется, преданные фанаты Ходорковского простят ему эту слабость, тем более он героически держался почти 10 лет, так что тут его грех пинать, попробуйте 10 лет отсидеть, а потом на 11-м году поступится принципами, уверен, что далеко не каждый так сможет, так что тут кидать камни в Ходорковского глупо. Внутренний стержень имелся, просто наступил определенный предел.
3. Станет ли он вождем либеральной оппозиции? После помилования, шансы на это откровенно не богаты. Роль мученика, который пострадал за ПРАВДУ и не отступил от нее, ему уже не доступна. Разумеется, в либеральном лагере будут определенные группы, которые хотели бы видеть Ходорковского вождем, но это не та аудитория, которая сможет привести его к лидерству, взамен раскручиваемого Навального. Одним из, он вполне может стать, тем более, что какие-то ресурсы он мог сохранить, но возглавить в нынешних условиях — сильно вряд ли. А захочет он быть одним из, это еще вопрос. Тем более, что Ходорковский мог дать какие-то обещания в плане — не заниматься политикой, не делать политических заявлений, а то и вовсе — уехать из страны. В общем, политические перспективы у него так себе. Думаю в ближайшее время он их так или иначе обозначит.
4. Так же стоит упомянуть, что на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране, освобождение Ходорковского может иметь и сугубо экономическую подоплеку, призванную притормозить бегство капитала из страны. Судя по комментариям видных либералов, они хоть и настороженно отнеслись к этому освобождению, не понимания до конца всех мотивов Кремля, но с точки зрения «инвестиционной привлекательности», наблюдался сдержанный оптимизм, который может оказаться кратковременным. Будет ли от освобождения Ходорковского какой-либо экономический толк, узнаем в январе-феврале, когда скажут, сколько в этом году увели денег из страны.
5. В целом же, при желании Ходорковский мог сидеть на зоне пожизненно, в качестве живого напоминания другим олигархам, что их возможности таки ограничены властью силовиков и бюрократии, но настало время и самый известный российский полит.зэк сидевший формально за обычный криминал и экономические преступления выходит на свободу. Политические перспективы его ныне сомнительны, как один из экономических рулевых России начала «нулевых» и один из потенциальных политических лидеров, он был системой уничтожен. Сможет ли он подняться после падения с такой высоты? Едва ли. Хотя не исключаю, что если он останется в стране, то при возможных потрясениях, связанных в том числе и со сломом существующей модели у которой он плотно сидит на крючке, Ходорковский возможно еще всплывет в роли публичного политика-диссидента.
6. В обществе же это освобождение на мой взгляд будет воспринято в большинстве своем безразлично, так как кроме узкой прослойки либералов озабоченных судьбой Ходорковского для которых он стал иконой и столь же узкой прослойки охранителей, которые увидят в этом слабость власти, людям в целом, Ходорковский малоинтересен.
Лично мне он всегда был малосимпатичен как представитель той группы людей, которые с подачи правящей бюрократии разграбили страну и даже тот факт, что сидел он по сути по делу, а его подельники по правящей олигархии вообще не сидели, симпатий к нему не прибавляет. Плохо не то, что Ходорковский сидел. Плохо то, что он сидел один, став козлом отпущения за Потаниных, Авенов, Абрамовичей и Дерипасок, которые вовремя уловили изменение правил игры, а Ходорковский либо не смог, либо не захотел, за что и поплатился.