В Петрозаводске на треть снижена цена на проезд в общественном транспорте. В частности, в троллейбусах. Прежде билет в один конец стоил в них 17 рублей. С середины января — всего 10. И если до этого местные жители предпочитали передвигаться по городу и окрестностям в основном на коммерческих микроавтобусах, «закрывающих» в столице Карелии 20 маршрутов, в том числе, ближний пригород, то теперь, с боем берут безрельсовый трамвай.
Как рассказала корреспонденту «СП» местная жительница Светлана Петрова, в утренние и вечерние часы «пик» случается, и не сесть теперь в троллейбус. Последний раз подобное наблюдалось в начале девяностых годов, то есть, в ту пору, когда маршрутные такси, ставшие главным конкурентом муниципальному транспорту, ещё только завоевывали отечественный рынок.
─ Троллейбусных маршрутов у нас в настоящий момент восемь, автобусных — двадцать, — делится подробностями Светлана. – После резкого понижения цен на микроавтобусах ездят в основном лишь там, где нет ещё троллейбусных линий. В Петрозаводске все, конечно, знали о войне «троллейбусников» и «маршруточников», она тянется давно. Коммерсанты попросту выживали с рынка муниципальный транспорт. Он ведь у нас на дотации. А бюджет дефицитный. Но что могут рядовые граждане? Терпели. Зато теперь народ доволен.
В последние годы многие столичные жители Карелии предпочитали ездить на маршрутках. Пусть, говорили, и трясет порой на не слишком гладких местных дорогах, и правила движения озабоченные заработком водители не всегда соблюдают, но всё быстрей, чем на троллейбусе. Да за ту же цену. А проезд на микроавтобусах местных линий составлял в столице лесной республики 17-19 рублей. И ведь почти довели уже до банкротства ПМУП «Городской транспорт».
Последней попыткой спасти предприятие как раз и стало январское снижение цен на проезд в троллейбусах. Предполагалось, на месяц, не больше. Сами инициаторы не особо верили в возможность возвращения, говоря официальным языком, «полноценного пассажиропотока». Надеялись, говорят, хотя бы «не вылететь окончательно в трубу». Действительность превзошла ожидания. Только за первую неделю после снижения цен на проездной билет, выручка предприятия увеличилась на 12%. За весь декабрь минувшего года и последовавшие за ним новогодние праздники ПМУП столько не заработало!
─ Уже принято решение продлить эксперимент со снижением цены на билет на три месяца, до апреля, — сказала «СП» диспетчер «Городского транспорта». – Руководство очень довольно результатом. Думает запустить теперь ещё на городские линии и собственные маршрутные такси.
С местными маршрутками вышла прелюбопытная история. Потеряв в первый же день эксперимента своих соперников-троллейбусников немалую долю выручки, водители частных компаний сутками позже вышли не на работу, а на митинг. Около 200 человек, зарабатывающих не менее 30 000 рублей в месяц (против 20 000 у их основных «соперников из ПМУП), не один час толкались на улице Путейской, громогласно заявляя о готовности проведения «полноценной забастовки». В случае если мэрия и прокуратора «не разберутся с «Городским транспортом», сбивающим в городе цены на проезд».
Они митинговали, а новый молодой градоначальник Галина Ширшина, избранная, напомним, минувшим летом вопреки всем прогнозам и в пику партии «ЕР», тащившей своего кандидата, тем временем поручила своим подчиненным оперативно подготовить необходимую документацию для расторжения договоров с коммерческими транспортными организациями, устроившими «цирк на Путейской» (так – в одном из документов). Таковых шесть.
Вот их, как ожидается, и заменит на маршрутах ПМУП «Городской транспорт». Соответствующую лицензию муниципальные транспортники имеют. Осталось прикупить или взять в аренду машины.
Правда, коммерсанты быстро сориентировались, объявив об «ошибочности митинга» и о снижении цены на проезд в своих маршрутках — до15 рублей.
─ Истории, подобной нынешней, давно следовало ожидать, — комментирует Илья Косенков, глава профсоюза работников транспорта Карелии. — Коммерческий транспорт ведет себя в республике не просто активно, но порой нагло, диктуя свои условия, как в ценовой политике, так и в том, что касается качества обслуживания пассажиров. Дошло до того, что начисто игнорируются социальные права инвалидов, пенсионеров, студентов. Равно как и правила перевозки людей.
«СП»: — Много в Петрозаводске коммерческих автотранспортных предприятий, Илья Сергеевич? Какова численность работников в них? Все – местные, карельские, жители или, может быть, мигранты, как это практикуется сейчас в больших городах?
─ Предприятий транспортного комплекса у нас около десятка, в основном это мелкие фирмы. Общее число работающих в них не превышает 600 человек. Для сравнения – в муниципальном автопарке «Городской транспорт» трудятся около двух с половиной тысяч человек. При этом, те, кто работает кондукторами, получают всего 10 000 рублей. Это в наших-то северных условиях! С одной стороны, много предприятий – это вроде бы и неплохо. Рождается конкуренция, которая, как предполагается, должна вести к улучшению обслуживания, снижению цен. Но у нас в Карелии привела чуть не к войне. Вы спрашиваете, кто трудится на маршрутках? И местные жители, и мигранты. Последних, наверное, больше. Понятно почему – у них скромные запросы. Наш профсоюз неоднократно обращал внимание власти на проблему. Наконец, когда дело до банкротства старейшего транспортного предприятия республики, и они её заметили. Надеюсь, эксперимент с вынужденным поначалу, а теперь, что уже очевидно, оправданным снижением цен на проезд, будет продолжен и подхвачен в других сферах жизни.
С великим почином выступили, сами того, видимо, не предполагая, транспортники Петрозаводска. Доказав на практике, что и снизив цену можно не только ничего не проиграть, но и много чего выиграть. Тем более, все российские повышения последних лет – на топливо ли, продукты, проезд – чаще всего искусственно завышены. И отнюдь не на копейки. Прошлогодняя история с коммунальными платежами в отдельных регионах РФ, ставшая предметом отдельного разбирательства президента страны со своим правительством – лишнее тому свидетельство.
«Отличился» в том среди прочих родной город президента Путина – Петербург, где счета за проживания (для примера) в коммунальных квартирах превышали среднемесячную зарплату в регионе. А что в Питере с ценами на проезд?
В муниципальном общественном транспорте – 28 рублей (метрополитен) и 25 (троллейбус, трамвай, автобус). Коммерческие маршрутки – от 31 рубля и выше. То, что с нового года муниципальный транспорт не подорожал, заслуга, как ни странно, Смольного. Губернатор Полтавченко, утверждая бюджет на 2014 год в городском парламенте, лично уговаривал депутатов, чтобы до середины года «никаких повышений». Со второй попытки уговорил. Понятно, возможно это стало за счет дополнительных дотаций из городского бюджета.
Ну, а маршрутки, как обычно, что хотят то и воротят. В том числе, повышая цены, когда и насколько заблагорассудится. Водителями принимают преимущественно мигрантов, города не знающих. Дерутся меж собой в борьбе за пассажира. В начале января дошло до перестрелки – в Сосновом Бору (территориально Ленобласть, но рядом с мегаполисом, маршрутки там в основном питерские) за оружие схватились представители двух фирм-перевозчиков. Не обошлось без тяжелораненых…
Ещё в одном городе Северо-Западного региона – Мурманске, примерно так же. Ценовые уменьшения «пока и не предвидятся», как сообщил вашему корреспонденту представитель транспортного комитета местной администрации. На вопрос, что этому мешает, разве не вдохновляет пример Петрозаводска, ответил нехотя: «Вот когда у нас передерутся, тогда и подумаем, что надо менять, а пока всё тихо».
В Мурманске на сайте администрации я обратила внимание на письмо местного жителя, озадаченного тем, что с его десятилетнего сына контролер взяла двойную плату. Мальчик ехал в школу в троллейбусе №10. С него потребовали заплатить за собственно проезд и ещё… за школьный рюкзак, который ребенок имел несчастье снять в транспорте с плеч (как учили родители), чтобы никого им не задевать. Ноу-хау транспортников или одного конкретного контролера?
Источник — Свободная Пресса
Редакция: Однако, в этой ситуации есть над чем задуматься, касательно пресловутого рынка, его невидимой руки и конкуренции. Либералы вот очень любят заявлять, что государственная собственность, она дескать не эффективная, по сравнению то с частной, а на деле бывает и такое.