История с банкротством ЗМЗ достаточно тёмная, муторная, но во многом показательная. Уникальный завод просто постепенно обанкротили с использованием нехитрых рейдерских технологий искусственного завышения издержек, прямого воровства, неисполнения обязательств перед заказчиками и поставщиками и много ещё чем. Ломать не строить.
Город Златоуст — крупный центр машиностроения с населением 172 тысячи человек, включающий в себя несколько полных циклов машиностроительных производств, начиная от легированного литья и заканчивая конечной продукцией готовыми машинами и оборудованием, в том числе и оборонным, высокохудожественными изделиями их уникальных сталей, строительной техникой и даже качественными русскими механическими часами.
Моногородом Златоуст ни с какой стороны не назовёшь. Это старинный уральский город с богатейшими традициями профессионального мастерства, рабочих и мастеровых династий. С активным трудоспособным и сознательным населением, состоящим из высококвалифицированных, преимущественно русских рабочих и инженеров. Это кузница и существенный закладной камень в фундаменте российской промышленности. Помимо металлургии и машиностроения имеется химическая, пищевая промышленность, развитая учебная и рекреационная база.
Соседний Златоустовский машиностроительный завод производил компоненты для баллистических ракет морского базирования «Синева» — уникальные жидкостные ракетные двигатели, сырьём для которого служат не менее уникальные высоколегированные и жаропрочные стали и сплавы, которые и производил соседний ликвидируемый ЗМЗ.
Более того, на ЗМЗ имеется производство уникальных мартенситовых сталей , которые применяются при производстве капсул глубоководных аппаратов, батискафов, в частности, обитаемые капсулы знаменитых аппаратов МИР-1 и МИР-2, изготовлены из златоустовской мартенситовой стали.
Интересует вопрос, что такого неэффективного, неконкурентноспособного производит ЗМЗ, что он оказался не нужен ни собственнику, ни государству?
Кроме упомянутых жаропрочных сталей, на ЗМЗ производят богатейший ассортимент специальных подшипниковых и нержавеющих сталей, булатную сталь и иные уникальные сплавы, способные выдерживать колоссальные нагрузки, температуры, давления. Имеется на ЗМЗ и старый добрый прокатный стан 400, производящий широкий ассортимент чёрного сортового проката. Кузнечное, штамповочное, точное фигурно-литейное производство.
Продукция ЗМЗ обладает высоким ГОСТовским качеством и пользуется повышенным спросом, в том числе и среди зарубежных машиностроителей. Вся продукция производства промышленного пищевого оборудования: варочные котлы, сепараторы, грили, это нержавеющие пищевые стали. Кто возьмётся доказывать, что это оборудование не нужно в РФ?
Кто возьмётся доказывать, что рентабельность производства на ЗМЗ низкая, а стоимость продукции выше, чем у конкурентов и не отвечает высоким стандартам качества?
Зачем производить баллистическую ракету Синева, когда кругом одни друзья и партнёры, которые с удовольствием оплачивают уничтожение отечественной промышленности, умело превращая уникальное, налаженное производство в неприбыльный неликвид. «Синева» летает, попадает точно в цели, её производство отлажено, стоит сравнительно дёшево, в отличие от супероружия Булавы, которая летает условно и попадает условно, но на разработке которой можно освоить бессчётное и неконтролируемое количество бюджетных средств по секретному ГОЗУ у знакомых и договороспособных товарищей в Московском институте теплотехники.
Напрямую закрывать и банкротить Златоустовский Машзавод, который производит двигатели Синевы, не хотят — рискованно, а вот уничтожить производство на корню, саму возможность его восстановления путём банкротства смежного производства сталей на ЗМЗ, вот это элегантное решение боевой задачи.
Ответ на вопрос о действительных причинах ликвидации ЗМЗ очень простой: путинисты дружно рубят корни уникальной российской металлургии, без которой производство высокотехнологичного оборудования невозможно. Россия лишается возможности самостоятельного машиностроительного производства и попадает в технологическую зависимость от иностранных компаний. Вот почему нефть стоит 110 $\,баррель, а мартенситовые и жаропрочные стали, их легирующие компоненты, цветные металлы падают в цене. Происходит деиндустриализация и демилитаризация страны в обмен на золотой дождь сырьевой ренты, которая благополучно и беспрепятственно рассовывается путинским олигархатом по оффшоркам.