Красные Советы — Оба хуже

Я немало строк в своё время потратил, чтобы донести до сограждан простую мысль: нет той «собирательной Европы», про которую вам рассказывают.

«Вы знаете, в Европе такие хорошие дороги, а вот у нас…». Нет, блин, не знаем. Даже с поправкой на климатические условия хорошие дороги в Европе далеко не везде. Далеко не везде даже в Западной Европе. Есть страны, где в целом дороги существенно лучше. Есть такие, где с дорогами полный швах. Есть места, где дороги недавно отремонтировали и там всё ровное и гладкое. Есть места, где ремонта не было и там всё раздолбанное.

«В Европе так чисто, так опрятно». Нет, всё ровно по той же схеме: где как. Бывают горы мусора на центральных площадях, а бывают вылизанные до блеска задворки.

«В Европе большие зарплаты». Да. И ещё большой уровень необходимых трат.

«В Европе вежливые продавцы и чиновники». Хрен там. Могут встретиться вежливые, а могут быть такие, которые вас в гробу вида́ли, о чём не преминут вам сообщить.

«Такая медицина!». «Такое образование!». «Такая отличная навигация!». Где как. С каждым пунктом где как.

Но самое главное, нет какой-то одной страны, где офигенным было бы всё. В одних странах лучше в одной области, в других — в другой, но зато в первой хуже. В мечтах же и рассказах оно всё сливается в единый образ райской страны, название которой люди почему-то затрудняются назвать, поэтому пользуются собирательным названием «Европа». Однако если кто-то думает, что направившись в Европу, он будет жить в стране с хорошими дорогами, по которым будет ездить в соседнюю страну с вежливыми продавцами, то такой номер не выгорит.

Усреднённые западные европейцы живут лучше, чем усреднённые россияне, но не настолько лучше, как нам рассказывали. И самое главное, переехавший туда русский будет там приезжим, а потому эта разница в уровне жизни не факт что окажется в пользу Европы, поскольку он там будет не усреднённым европейцем, а иммигрантом.

В общем, это на данный момент довольно простые мысли, которые долгое время были людям совершенно неочевидны.

Не факт, что теперь всё вдруг прояснилось, но зато появился новый мощный тренд. Видимо, во имя поддержания стабильности в умах населения, окромя либеральных сказок про европейский рай, начали в промышленных масштабах изготавливаться сказки про европейский ад.

Почитаешь охранительскую прессу — такое впечатление, что хуже Европы места в мире нет. Там давно уже геи составляют большинство, а натуралы у них в рабстве. По улицам снуют чёрные воронки́ ювенальной юстиции, забирающие всех встреченных на пути детей с целью распродажи на органы. Все люди поголовно и ежесекундно думают только о потреблении. На каждом шагу тотальная бездуховность и нравственная деградация. Все со всеми на ножах. Финансовый кризис, педофилы, сатанизм и Брейвик.

Каждый пункт перечисленного имеет под собой почву, однако оной почвы там не более, чем в заявлениях про абсолютное превосходство некой воображаемой собирательной Европы над Россией. Поскольку что тут, что там информация подаётся тенденциозно и избирательно, а иногда под видом информации просто публикуется заведомое враньё.

q2964-6318137

Как это было, скажем, в случае с гуляющим по просторам рунета примером разгула ювенальной юстиции вида «в Норвегии изъято 200 тысяч детей и теперь они живут в детских домах».

В Норвегии с её пятимиллионным населением детей всего в сумме примерно 800 тысяч. Как можно на полном серьёзе верить в то, что четверть от этой суммы изъята из семей? Или тем более в то, что 200 тысяч изымается ежегодно? Да при таких скоростях за четыре года будет изъято всё детское население, а дальше уже придётся изымать взрослых.

Порядка 200 тысяч изъятий — это за весь двадцатый век, если что. Плюс за часть двадцать первого. Однако число 2000 в год уже не так чтобы впечатляет (ведь вполне понятно, что на 400 000 семей 1000 неблагополучных скорее всего найдётся), поэтому о двухстах тысячах рассуждают так, будто это «прямо сейчас», никто из изъятых никогда не возвращается и видимо никогда не вырастает.

Можно спросить, но разве же не лучше, когда вместо белого мифа про Европу получает распространение чёрный миф? Ну там, люди будут гордиться своей страной, а не считать её распоследней дрянью?

Однако нет, не лучше. Они оба хуже. И чёрный и белый миф про Европу используется для того, чтобы оправдать творимые здесь, у нас мерзости. Создав белый европейский миф, можно обосновывать все губительные преобразования словами «это чтобы было как в цивилизованной Европе». А создав чёрный — «у нас что не делается, всё отлично, не чирикайте — а иначе, вон, смотрите, какая там у них жопа!».

Чёрно-белые мифы не создаются с целью облагодетельствовать население, они все — манипуляция сознанием. Что воображаемое гетто, что потёмкинская деревня в масштабах всей страны — оба хуже. Если одной манипуляции якобы противодействуют при помощи другой манипуляции, то это тоже манипуляция. И то и другое сначала пудрит, а потом разжижает мозги.

Можно сравнивать уровень жизни в разных странах, можно заключать, что целый ряд стран мы обогнали по большинству показателей, или наоборот от каких-то отстали. Можно утверждать, что по конкретному показателю у нас лучше, чем вон в той стране, — это всё вполне корректно. Как корректно и указывать на недостатки или достоинства стран. Как других, так и своей собственной. Но и обелённая собирательная Европа и очернённая — они обе собирательные и несуществующие в реальности. И они обе служат одной и той же порочной цели: доказать, что у нас здесь, власти всё делают правильно — в тех случаях, когда это на самом деле не так.

Без этой мифологической добавки деградация общественных отношений и государственных институтов была бы очевидна как во время приватизации тысяча девятьсот девяностых, так и во время приватизации две тысячи десятых. Разрушение науки было бы очевидным злом, как двадцать лет назад, когда институты по серым схемам отдавали под склады и офисы, так и сейчас, когда их начинают отдавать по белым схемам. Бедность населения была бы очевидным злом. Падение профессионализма врачей было бы очевидным злом. И так далее.

Но двадцать лет назад это всё прокатило, поскольку вся страна поверила, будто она движется в самые кущи европейского рая. А сейчас прокатывает, потому что большинство верит, что стабильность и вертикаль спасают их от европейского ада.

Да, кризис, да, безработица, да, фашизм под маской свободы, но это же ради ровных дорог, вежливых чиновников и ста сортов колбасы. Или ради недопущения гейских браков и прочих ужасов бездуховности.

Однако посмотрите по сторонам. Где эти ровные дороги? Где эти вежливые чиновники? И много ли в вашей жизни вышеупомянутой стабильности? Действительно ли вам гарантирована пенсия? Платят ли вам достаточную зарплату? Уверены ли вы, что врач вас будет лечить, а не просто выкачивать из вас деньги? Точно ли ваши дети получат нормальное образование, а не просто бумажку, неясно что удостоверяющую?

И где эта духовность, которая противостоит западной бездуховности? На бездуховном Западе в год выходят десятки, а то и сотни весьма достойных фильмов. В России хотя бы одна штука в год за двадцать лет наберётся? Знает ли среднестатистический духовный россиянин хотя бы то, что знал школьник семидесятых? Большой ли процент экономических отношений в России строится на взаимном доверии и порядочности?

Манипуляция отличается от информации как раз тем, что в случае с информацией указываются конкретные показатели и даётся обоснование тому, что эти показатели действительно что-то показывают. Манипуляция же просто давит на эмоции отдельными фактами, которые могут быть как реальными, так и вымышленными, либо же пристрастно трактованными.

В случае с информацией строится непротиворечивая модель происходящего и для неё определяются критерии, которыми потом будет оцениваться уровень адекватности того, что есть в реальности, тому, чего хотели бы получить. Манипуляция меняет критерии как перчатки, иногда обходясь вообще без них. Выстраиваемая же ей модель противоречит сама себе и зачастую вообще не подразумевает возможности хоть какой-то проверки. Она в этом плане как теория заговора: вообще любой исход можно трактовать так, будто он подтверждает означенный заговор.

Многие этим занимаются, как им кажется, из патриотических соображений. Однако сочинения Фоменко и Чудинова — это патриотизм не более, чем рассказы о «протоукрах». «Мы это придумываем, чтобы нас уважали»… О да, вы сильно уважаете украинцев, рассказывающих о протоукрах? И вообще насколько вы уважаете людей, которые пытаются очевидные косяки в своём ближайшем окружении объяснить «исторической миссией», «глубинным смыслом» или чем-то подобным? Как бы вы смотрели на американца, который сказал бы вам, что коррупция в их Белом Доме — это «ради стабильности и процветания»? С уважением?

Ладно, быть может, это всё ради самоуважения? Ну… должен сказать, что это правильно называется не «самоуважение», а «самообман». Можно конечно, сидя под промозглым осенним дождём, доказывать самому себе, что на самом деле это — брызги тёплого Средиземного моря или такой специальный способ закаливания характера, но, подозреваю, для самоуважения более полезно заиметь себе крышу над головой, а также положение вещей, при котором она и дальше будет оставаться при вас.

Патриотизм, друзья мои, это не когда вы в пику злопыхателям доказываете самим себе, что у вас в стране всё офигенно, а когда делаете так, чтобы в стране всё офигенным стало на самом деле. И пусть злопыхатели тогда утрутся.