В последнее время власть сделала спорт своей основной идеей. Идеей, которая, по ее мнению, способна сплотить отчаянно расползающуюся российскую солидарность, которая смогла бы заставить огромные массы эксплуатируемого и обираемого на всех уровнях народа поверить, что они – едины с теми, кто обирает и эксплуатирует. Поэтому и проводится данное олимпийское супершоу.
Но только олимпиадой дело не ограничивается. Что бы ни говорили про нынешнюю власть, но как раз в спорт сейчас делаются вложения, во многом превышающие советские. Строятся стадионы, строятся ледовые дворцы, в большинстве более-менее крупных городов и даже поселков возводятся физкультурно-оздоровительные комплексы. Современные комплексы, с искусственным льдом и бассейном, о чем в советское время можно было только мечтать.
Неудивительно, что от этих вложений власть ждет и соответствующего результата. Но такового нет. Результаты и зимних, и летних олимпиад последнего времени вызывают странное чувство: такое ощущение, что все эти вложения в спорт просто не приносят пользы. Нынешние результаты оказывают даже хуже, чем в нищие ельцинские времена, когда просто приобрести современный спортинвентарь было проблемой. Так почему же теперь наши экипированные по всем современным нормам спортсмены, тренирующиеся в современных комплексах, и получающие деньги, сравнимые с теми, что платят спортсменам в развитых странах, оказываются неспособными принести России столь нужные победы.
Может плохо стараются? Подобные утверждения высказываются очень часто. Но в чем проявляется это плохое старание? В том, что спортсмены вместо тренировок прохлаждаются по пивбарам? В том, что бегут трусцой, там, где надо рвать жилы? В том, что судятся передохнуть на пенек на лыжной трассе или стреляют, не целясь? Подобные рассуждения смешны.
Нет, наши спортсмены стараются выложиться на все сто, выжимают последние силы. Вплоть до того, что выступают, несмотря на травмамы, подобно тому же Плющенко с его дисками в позвоночнике; стиснув зубы преодолевая боль. Но через голову не прыгнешь. Возможности человеческого организма, как известно, имеют предел. И этот предел, как не старайся, перейти невозможно.
Кенийский бегун
Правда, есть одна тонкость. Дело в том, что у разных людей этот предел разный. Человек велик в своем универсализме, он может быть одновременно лыжником, стрелком, математиком и слесарем. Именно в этом и состоит его сильная сторона. Но люди разные. И эта универсальность у разных людей чуть-чуть, но варьируется. Человеку с длинными ногами легче быстро бежать – это понятно. Есть и более тонкие отличия: знаменитые кенийские бегуны, помимо прочего, имеют большую концентрацию гемоглобина в крови, что позволяет им эффективнее использовать кислород.
Разумеется, это не столь важно в обычной жизни, подобные отклонения составляют единицы процентов от нормы, но в условиях столь экстремальных нагрузок, каковыми являются спортивные соревнования, эти проценты играют важную роль.
Помимо врожденных особенностей, важны и приобретённые. Еще сто лет назад наши олимпийские рекорды показались бы невозможными. Но человек, как таковой, не особенно изменился с тех пор. Его рост, вес и метаболизм остался прежним. Но вот способ реализации этих изначальных преимуществ изменился. Сто лет спортивных состязаний позволила выявить новые способы работы организма в экстремальных условиях. Случайно найденные новые методы бега, плавания, катания на коньках и т.д. выделяются тренерами и отрабатываются до усиления эффекта. То же самое касается и технических новшеств. Современные лыжи, коньки, велосипеды – вплоть до беговой обуви – есть результат напряженной работы многих людей.
Правда, все это прекрасно работает на результат до тех пор, пока этим владеет только одна сторона. Но в современном мире ничего не спрячешь – и найденный эффективный прием будет разобран тренерами по всему миру, а спортивное снаряжение для всех команд производится одними и теми же фирмами. Да и всевозможные контролирующие органы стараются не допустить появление преимущества за счет одной только «науки». Олимпиады в этом смысле, с их строжайшим допинг-контролем есть именно попытка сделать соревнование именно соревнованием людей, а не стоящих за ними фирм.
Разумеется, на самом деле все сложнее, но для понимания общих, базовых оснований спортивных побед сказанное достаточно. Что же остается тогда, если все новшества и в плане техники и в плане науки уравнивают участников? Остается одно – пытаться найти спортсменов, имеющих еще не «засвеченные» преимущества. Как сказано выше, имеющие те самые доли процентов превосходства, которые способны дать им преимущества при прочих равных условиях.
Детская физкультура в СССР была всегда приоритетна
Понятно, что это возможно только при максимальной «выборке». Если никто не знает, что же «выстрелит» в итоге, единственным разумным решением является иметь как можно большее распространение спорта, чтобы была возможность отобрать тех, кто имеет эти преимущества. Именно это и было самой сильной стороной спорта советского.
Советский спорт опирался, прежде всего, на спорт массовый. И в первую очередь, детский и юношеский. Дело в том, что в детстве и юности человек еще имеет довольно много времени на то, чтобы заниматься любимым делом. Именно поэтому, как раз в раннем возрасте возможен охват спортом максимального количества населения. Начиналось все со школы, в которой уроки физкультуры были обязательными, и обеспечивались, пусть минимальным, но достаточным количеством спортинвентаря.
Именно в школах и шел начальный отбор. Помимо всего прочего, на них дети узнавали разные виды спорта и могли выбрать себе более-менее приемлемый. Затем – широкая система спортивных секций, при школе, детских клубах и домах пионеров. Тут уже все было серьезнее, тренера вели серьезную подготовку. Еще выше – система спортивных школ. Если в спортивной секции ребенок мог проверить, хочет ли он заниматься тем или иным видом спорта и готов ли он нести требуемые нагрузки, то спортшкола – это уже серьезно. Это тренировки каждый день, это выезды на соревнования в другие города и т.д. Вот на этих соревнованиях уже и отбирались те, кто мог бы принести стране медали. Для этих ребят существовали школы олимпийского резерва.
Школа олимпийского резерва – и есть начальная ступенька подлинно олимпийской карьеры. Именно в этих школах и начинался «большой спорт» с его экстремальными нагрузками и жесткой специализацией
Попасть в нее означает, что спорт становится уже профессией, со всеми своими издержками и проблемами. А все, что до ШОР – это элементы массовой спортивной инфраструктуры. Все это — от школьного спортзала до спортшкол имело, прежде всего, значение повышения здоровья детей, давало им интересные и нужные занятия. Мальчишки, играющие в хоккей вместо того, чтобы нюхать клей – это само по себе огромное благо.
И эта разветвленная система позволяла охватить олимпийским отбором практически всю страну. Удобно было всем. Тренерам школ олимпийского резерва, как уже указано выше, не нужно было ездить по всем городским и сельским школам, чтобы отобрать наиболее способных учеников – это можно было делать на областных и региональных соревнованиях. Способным к спорту ученикам – потому, что «карьеру» можно было начать практически в любом селе, где была спортивная секция. И даже те дети, кто не попадал в число «отобранных» счастливчиков, тоже не страдали – они получали здоровье и интересное занятие, сверхнапряжение «большого спорта» «низовую систему» не затрагивало.
В общем, в результате страна имела и оздоравливающий эффект для масс, и отбор для будущих олимпийцев. Именно поэтому, при том, что вложения в самый верхний «сектор» спортивной пирамиды были не сказать, чтоб большие, СССР был мощнейшей спортивной державой, неизменно занимающей верхние места на большинстве спортивных соревнований.
«Двойственная» роль массового детского и юношеского спорта приводила к тому, что созданная система была весьма недорогой. Разумеется, требовалась постройка специализированных учреждений – стадионов, спортзалов, бассейнов, лыжных баз и т.д. Но зачастую, они и так создавались в качестве массовой спортивно-развлекательной инфраструктуры. На стадионе могли играть и «взрослые» команды, а после них выходили уже дети. Бассейны, спортзалы, катки, лыжные базы – вся эта инфраструктура в любом случае была элементом системы образования и отдыха граждан.
Подобная особенность позволила сохранить имеющуюся структуру даже в 1990 – 2000 годы, когда финансирование собственно спорта было ничтожно. В «алкогольно-рэкетирские» ельцинские годы так же, как и ранее, множество детей посещали еще работающие секции и спортшколы. Разумеется, бегать на деревянных лыжах образца 1980 года, было не сказать, чтоб большое удовольствие, но все же, какое-то количество ребят все равно приходило заниматься.
Поэтому нечего удивляться, что сборная «Новой России» продолжала приносить медали. Смешно, но многим тогда казалось, что подобные успехи делаются «из ничего», из какой-то исконной русской предрасположенности к спорту, особенно зимнему. Видимо, как раз тут и лежат корни современных ошибок.
Но система не просто была массовой. Она была интегрирована в общество, как таковое. Наверное, именно к Советскому спорту можно было бы в полной мере отнести знаменитое кубертеновское «О спорт, ты –мир!». Поэтому большинство факторов, позволяющих существовать системе массового спорта, не были видны, и не видны порой и сейчас, становясь понятными только по мере разрушения. Например, до недавнего времени не было никаких проблем с использованием инфраструктуры общеобразовательных школ. Можно было за небольшую плату (пусть и на руки директору) иметь в распоряжении школьный спортзал. Но идет развитие капиталистических отношений, а равно и бюрократизация всего и вся, и школы теперь не очень охотно дают свои площади. Кроме того, демонтаж советской системы образования привел к тому, что школы избавляются от всего «лишнего». Например, от лыжных баз. В самом деле, лыжная база на показатели образования не влияет, зачем она нужна? «Избавляются» школы и от своих стадионов. В самом деле, что такое школьный стадион? Это – кусок земли в центре города, стоящий баснословные суммы. И не смотря на все нормы и правила, всегда находятся желающие его отхватить.
Здание ДЮСШ массово строились в советское время. И не ремонтировались до сих пор.
Еще хуже ситуация обстоит с бывшими профсоюзными и заводскими сооружениями. Все эти турбазы, лыжные базы, стадионы и клубы приватизируются с самого начала 1990 годов. И, разумеется, возможность доступа на них детям играет в этом процессе самую последнюю роль.
Но это было бы еще ничего. В конце-концов, сейчас не только распродают и разрушают, но и строят. Например, те же ледовые дворцы и физкультурно-оздоровительные комплексы. Казалось, что может быть сейчас создаются условия, пригодные для массовой спортивной деятельности.
Оказывается, все далеко не так просто. Говоря об интегрированности системы массового спорта в жизнь советских людей, следует иметь в виду не только, и не столько совместное использование спортивных сооружений. Не меньшую, а может и большую роль играло то, что эта система органично укладывалась в ритм жизни советских граждан. В самом деле, секция при школе или клубе означала то, что ребенок тратил минимум времени на то, чтобы до нее добраться. Перешел через дорогу – и на месте. Но даже в том случае, если на стадион или бассейн требовалось добираться, то проблем с этим не было: общественный транспорт стоил копейки. А главное – ребенок мог добираться туда сам, без родителей.
Особенность советского общества состояла в том, что дети имели колоссальное количество свободы. Теперь, когда большинство детей привозят и увозят в школу родители на автомобиле практически до старших классов, это тяжело представить. Но в СССР подобное было нормой.
Когда произошел перелом в жизни, сложно сказать. В провинции подобная ситуация сохранялась еще в 1990 годы. В мегаполисах, разумеется, все изменилось раньше. Но однозначно можно сказать, что период реформ полностью уничтожил бывшую свободу школьников. Помимо всего прочего, данное состояние приводит к тому, что родители просто физически не могут водить детей в спортшколы и секции, в результате чего массовость спорта падает. И теперь много проще купить компьютер и пусть ребеонк занимается «киберспортом», нежели водить или возить его в секцию или спортшколу. Причем, не из-за какой-то ненависти к физкультуре или непонимания, а просто потому, что для многих просто нет свободного времени. А уже в подростковом возрасте, когда появляется возможность ходить самому, ребенку гораздо тяжелее втянуться с спортивный режим. Кроме того, свою роль сыграло также и увеличение нагрузки в школе в совокупности с падением уровня преподавания, результатом чего стала хроническая нехватка времени на дополнительное образование.
Вот эта ситуация уже необратима. Если требуемую инфраструктуру еще можно построить, то дать детям спокойно добираться до нее является серьезной проблемой, в нынешнем обществе вообще неразрешимой.
ФОК поселка Шатки (10 тыс. чел). Прекрасно оборудованный, но, увы, полупустой
Кроме того, надо учитывать, что нынешние спортсооружения уже по умолчанию не бесплатные. Разумеется, современному «устроившемуся в жизни» россиянину плата за них может показаться символической, но для многих малообеспеченных граждан она выходит очень высока. Если учесть еще и необходимость, по крайней мере, для учащихся спортшкол, посещать соревнования, проходящие в других городах и платить, помимо вступительных взносов, еще и за дорогу, и за проживание, то окажется, что для огромного числа детей спорт оказывается закрытым. (впрочем, это к любому дополнительному образованию вообще).
Самое смешное, что сейчас именно эти малообеспеченные граждане и представляют собой основной контингент учащихся спортшкол и секций. Во-первых, просто потому, что их больше, чем «успешных». А во вторых, и стимулов для занятий спортом в этой группе больше – начиная с того, что тут родители видят реальную перспективу ребенка оказаться в «группе риска»: попасть в «плохую компанию», стать наркоманом и т.д., в общем, оказаться в ряду малолетних преступников. И заканчивая тем, что для малообеспеченных родителей спортивная карьера, опять же, выступает одним из вариантов вывода ребенка в «большую жизнь».
И при всем этом, данная категория сталкивается с вышеупомянутыми финансовыми трудностями. И как решить их сейчас – неизвестно. Снизить цены спортинвентарь и сделать посещение спорткомплексов бесплатно вряд ли возможно: все это – дело бизнеса, и заставить его работатт себе в убыток было бы странным. . В общем, оказывается, что прекрасные спортивные сооружения, возводимые современной российской властью, оказываются малоэффективными. Да, там много людей, приходящих «покататься», «поплавать», много «успешных», занимающихся шейпингом и т.д., но для основной категории массового спорта – детей и подростков, они оказываются, во многом, бесполезными.
Поэтому, можно жалеть, можно нет, но сохранить советскую систему в современной России вряд ли удастся. Массовая многоуровневая спортивная подготовка была создана и развивалась совершенно в иной стране, имеющей абсолютно иную структуру. И в современной России она лишь постепенно разрушается. Разумеется, можно было бы продлить ее существование путем вложения средств в огромное количество провинциальных спортшкол и секций, но и это само по себе не способно привести к требуемым результатам. Рубикон уже перейден.
Закономерный итог
Поэтому все претензии властей на то, чтобы стать ведущей спортивной державой, просто вложившись в «большой спорт» изначально обречены. Это в 1990-2000 годы казалось, что достаточно просто добавить денег, и все наладится. Теперь очевидно, что это далеко не так. А так как восстановить советскую систему массовой спортивной подготовки уже невозможно, то следует развивать свою, уже российско-капиталистическую. Ведь развивают же иные страны. Но это стоит гораздо больших денег, и главное, нельзя сказать, что будет работать. Ну, и универсальная палочка-выручалочка, в виде покупки «готовых» спортсменов также никуда не делась. Какую-никакую, но принес нам бронзу этот самый кореец-шорттрековец. Да и в футболе нашем «легионеры» уже играют немалую роль, и это не сказать, чтоб плохо сказывается на результатах игр.
Так что распространить эту практику на все остальные виды спортивных состязаний никто не мешает.
Но будет ли такой спорт чем-то, кроме как увлекательным шоу, это еще вопрос. В любом случае, видно, что затея российского руководства сделать его центром российской жизни потерпела поражение. Но, по правде сказать, этого-то абсолютно не жалко…