Все сроки, данные Киевом восставшим, в очередной раз прошли. И как ожидалось, Киев все-таки не рискнул начинать войну. Это не его заслуга, естественно — здесь речь может идти только о том, что его «понудили к миру»
Все положенные ритуалы соблюдены. Более четко объяснить, что следующий шаг хунты будет выстрелом себе же в затылок (два раза, как положено на Украине), было уже невозможно. Явление Януковича в обрамлении двух «соратников», совершенно недвусмысленное заявление МИД и очередное блестящее выступление Чуркина на Совбезе — и как результат, срок ультиматума истек, но хунта пока никак не рискует применять силу. Собственно, ради этого все и делалось.
Ввод войск — последнее, что нужно сейчас России, но не произнося вслух сакраментальное «красная черта», мы ее обозначили. Расстреливать из «Градов» мирные города просто потому, что киевская влада не желает разговаривать с Юго-Востоком, нельзя. Если в детстве мама не научила не делать плохое, это приходится внушать уже лысым и седым, но от этого не менее инфантильным мужикам.
Пока ситуация в Донецке продолжает развиваться по плану восстания — взяты под контроль ключевые города с большинством населения области. При этом каждый из городов имеет стратегическое значение: Славянск — крупнейший железнодорожный узел региона, Красный Лиман — крупнейшая сортировочная, Краматорск — важнейший машиностроительный центр, Мариуполь — ключ к Азовскому морю. Все вместе они создают пояс обороны вокруг Донецка и Луганска, перехватывая ведущие к ним автодороги.
Милиция в городах переходит на сторону восстания, местная власть признает Донецкую республику. Теперь ситуацию можно будет постепенно передавать обратно им в руки — но распоряжения и приказы они будут получать уже из Донецка. Самооборона, бравшая города вчера-позавчера, будет перемещаться на границы области и брать под контроль въезды в нее. Формируются все новые отряды, которые на втором этапе должны будут взять под охрану склады, военные части, аэродромы.
Похоже, что сценарий с Народной армией освобождения, который рассматривался еще месяц назад, реализуется в полной мере — слаженные действия групп, берущих города, явно принадлежат профессионалам, однако похоже, что это свои люди, благо украинская влада поспешно вынесла смертный приговор слишком многим, чтобы не поставить их перед жестокой необходимостью защищать себя и свои семьи от нацистов, убивавших их на Грушевского и Институтской. Оказывают ли им помощь российские специалисты по планированию? Может, и оказывают. В конце концов, почему американцы могут сыпать деньгами, а мы не может помочь мозгами? Кто чем богат, тот тем и помогает.
Операция в Донецкой области становится нашим ответом на «цветные революции» Шарпа. Очень интересный ответ с технологической и методической стороны — как взять власть в отдельно взятой области в условиях обрушения государства. Фильм о действиях «зеленых человечков» в Крыму, с которого без особых церемоний был снят гриф «секретно» плюс действия самообороны в Донецке продемонстрировали тем, кто может видеть, как именно Россия способна отвечать на «цветные революции». Впереди еще Узбекистан, Киргизия — мы просто показываем, что теперь все будет не так просто и легко.
Возвращаясь к ситуации на Украине, можно сказать, что обозначены два пути развития ситуации. Первый — мирный. Относительно мирный. Если хунта не рискнет начинать войну — тогда с трудом, но Донецк проведет референдум о своей независимости и о своем желании жить в единой, но федеративной Украине. Видимо, вместе с ним этот референдум проведет и Луганск — чтобы два раза не вставать. Затем этот опыт начнет клонироваться в других областях Юго-Востока, а Донецк и Луганск смогут более уверенно рассчитывать на помощь России, как независимые уже юридически территории.
Федерализация по-донецки пройдет по всему Юго-Востоку, а для Днепропетровска и Запорожья изобретут что-то специфическое, так как миллиарды Коломойского придется нейтрализовывать как-то иначе. И, наконец, все независимые области Украины могут провести объединительный съезд, на котором объявить о создании новой Федеративной Украины, к которой предложат присоединиться всем остальным областям страны. Для неприсоединившихся останется флаг, герб и гимн, а также все долги незалежной и щеневмерлой. Выбор непростой — и явно неоднозначный.
Второй вариант — если Киев все-таки начнет войну. Тогда Россия будет вынуждена брать под свою защиту Юго-Восток, но только его. И делать все то же самое. Признает или не признает мировое сообщество новый субъект международных отношений — нас беспокоить не должно. Жизни миллионов соотечественников важнее ласкового взгляда нетрадиционных партнеров. Однако в таком случае развал Украины будет происходить в гораздо более ускоренном темпе. И те территории, которые останутся на правом берегу, могут попросту не справиться с навалившимися на них катастрофическими проблемами.