Пара соображений относительно модных ныне рассуждений о том, куда бедному левому податься — в частности, допустимо ли поддерживать российский империализм, или надо против него бороться, или лучше просто лечь на диван и хорошенько поспать подумать об этом (наиболее, кстати, распространенный вариант).
Прежде всего, я в принципе не согласен с теми, кто нынешние события трактует как агрессию империалистической России против несчастной Украины. Для начала, просто обратимся к тому, что есть империализм:
Империали́зм (от лат. imperium — власть, господство) — государственная политика, направленная на поддержку неравноправных отношений. Во внешней политике это проявляется в завоевании территорий, формировании колоний, политическом или экономическом контроле над другими странами.
Ну а теперь ответьте мне — какое отношение это имеет к нынешней ситуации? Крым и Юго-Восток — исконно русские земли, к Украине исторически никакого отношения не имеющие, населенные русскими и русскоязычными украинцами, которые всегда ассоциировали себя с Россией. Возврат их в состав России — это не захват колоний, а воссоединение частей того, что некогда было единым целым. Так что тут надо говорить не об империализме, а о национально-освободительном движении.
А даже если кто-то и станет утверждать, что это все равно империализм, как его не обосновывай? Ну и что, отвечу я таким людям. Надо же еще смотреть, что находится по другую сторону баррикад. А находится там самый что ни на есть фашистский режим, пришедший к власти незаконно, при поддержке вооруженных банд и — сюрприз! — все тех же империалистов, только зарубежных. И ныне ведущий войну против своего народа, вплоть до призывов к убийствам мирного населения и этническим чисткам, поддержки наемников, и призывов ввести в страну иностранные войска. И что — вы скажете, что это лучшая альтернатива российским империалистам? Ну, вы там для себя сами решайте, а вот я так точно не считаю.
Ну и вообще, я сейчас, конечно, крамольную с точки зрения многих нынешних левых вещь скажу, но тем не менее — нам бы надо поменьше думать теориях, марксизме, империализме, вот этом вот всем, и побольше — о людях. Да-да, о том самом народе, за который вроде как мы боремся, но при этом постоянно забываем его спросить, а чего, собственно, он сам хочет. И получаются в результате ситуации, когда осуждают присоединение Крыма, в то время как сами крымчане двумя руками за. А потом кто-то удивляется, что левых в нынешних событиях не видно и не слышно.
Это, кстати, тот случай, когда ярко проявились две самые главные проблемы современного левого движения на постсоветском пространстве. Первая проблема — это внутренний раздрай, связанный с отсутствием какого-либо консенсуса в идеологических вопросах, отсутствие которого, в свою очередь, проистекает из бесконечных споров по массе вопросов, из которых на данном этапе актуальны хорошо, если процентов пять. А вторая, еще более важная — отсутствие связи с народом, и, как следствие, непонимание того, чем тот живет и к чему стремится. В итоге, мы имеем эдакий замкнутый кружок теоретиков, которые варятся в собственном соку, и при взгляде на которых человек со стороны испытывает в лучшем случае чувство изрядного недоумения — кто все эти люди, и чем они заняты. Стоит ли удивляться, что при таком раскладе левых не видно и не слышно, даже в роли декораций, не говоря уж о непосредственном участии в представлении. И это при том, что левые идеи среди народа более чем востребованы и идут на ура. Вот только нести их туда некому. Все разбираются в своих уютненьких, кто прав — Троцкий или Сталин, и что о них обоих подумал бы Маркс.
Так что мое мнение, товарищи, однозначное — этот бардак пора заканчивать. А на сегодня самое разумное, что можно сделать — это поддержать восставший народ в его борьбе против фашистов.